Повышенная нагрузка стимулирует к росту

Яндекс для разработчиковЯндекс для разработчиков

Повышенная нагрузка стимулирует к росту

«Повышенная нагрузка стимулирует к росту». Читайте интервью с Сергеем Ляджиным, руководителем направления Персональных сервисов из питерского офиса Яндекса, который начинал работу в компании с должности разработчика.

— Сергей, привет. Расскажи, пожалуйста, свою историю. Где ты обучался? Когда и в качестве кого пришёл в Яндекс?
— Еще когда я был в первом классе родители купили компьютер, большую редкость по тем временам. Я увлекся компьютерными играми, и решил, что хочу научиться их сам делать. В школе меня программированию не учили. И я начал учиться сам, по книжкам. Классе в 5-6 начал писать простенькие программы знакомым: для складского учета, какие-то веб-сайты. В общем, начал набивать руку. Потом поступил в Санкт-Петербургский университет на факультет прикладной математики и процессов управления. Первые два года сфокусировался на математике. 

Позже на факультете встретил своего будущего научного руководителя Игоря Куралёнка. Он меня вдохновил на около-научную работу, связанную с информационным поиском, и показал командную работу над сервисами. Мы собирались в университете в выходные, делали маленькие проекты, пытались попробовать разные технологии. Тогда популярно было экстремальное программирование. Помню, как мы программировали в парах. Благодаря этим практикам там у меня получился некий этап становления.

С 3-го курса я пошёл в продакшн, в разработку. Пока ещё не в Яндексе. Делали мы крупную торговую платформу для американских трейдеров — очень интересный опыт. Пришел туда стажёром, потом вырос до старшего разработчика, потом у меня и команда появилась.
С Игорем мы контакт держали. В Яндексе он был с самого начала, как только питерский офис открылся. Он — специалист по информационному поиску и по оценке качества. В 2013 году он позвал меня к себе. Сказал, что будет делать мини-стартап в Яндексе, развивать мобильный Поиск. Я увидел, что у него было много идей, увидел его горящие глаза. Понял, что надо попробовать. Тем более, что в той команде, в которой я работал тогда, некоего потолка на тот момент уже достиг. И я пришёл в Яндекс, к Игорю в мобильный Поиск.
Как разработчик, сфокусировался на инфраструктуре, которая была необходима для разработки продукта. Потом потихоньку начал себе набирать команду, структура разрасталась. Нам удалось достичь определённых результатов. И в какой-то момент стратегически принято было решение объединить усилия с большим Поиском.

В 2015-м году я уже стал отвечать за несколько компонентов инфраструктуры всего большого Поиска. Моя команда разрослась человек до пятнадцати. Внутри уже было несколько команд со своими руководителями. В Яндексе это называется «служба». До этого у меня была просто команда с разработчиками. А здесь я обрёл новый опыт, попробовал себя в новой роли. Моим руководителем стал Андрей Проскурин — Андрей до Яндекса работал в Microsoft, у него был большой опыт и разработки, и управления командами, и он стал для меня примером для подражания.
Постепенно моя команда стала прирастать другими проектами и другими компонентами инфраструктуры. И через какое-то время я стал отвечать за достаточно крупный и очень значимый для поиска кусок инфраструктуры. Было много разных направлений.
С весны этого года я передал свои проекты в Поиске в доверенные руки, а сам перешёл в роль руководителя направления персональных сервисов. Здесь у меня произошёл экстенсивный рост. В Поиске у меня была команда порядка 50 человек. А здесь команда выросла раза в три.

— Сложно было вживаться в новые для тебя роли? Изначально ты был разработчиком, и вдруг руководитель группы, потом и направления.
— На каждом этапе был определённый выход из зоны комфорта. С одной стороны, нужно было погружаться в новые сервисы, технологии, проблемы, планы. С другой — приходилось выстраивать работу с людьми, своё личное время. В первое время бывает тяжело. Количество проблем и задач растёт экспоненциально. В какой-то момент создаётся ощущение, что ничего не успеваешь, всё горит, всё в огне и ты в огне. Но потом садишься и думаешь: как же мне организовать своё время, как организовать процессы? Понимаешь, какие вещи важнее, какие менее важные, как выстроить своё время и работу с людьми. И получается, что повышенная нагрузка стимулирует к росту. Если прилагаешь к этому усилия, то очень плавно нагрузка нормализуется, и выстраивается рабочий процесс таким образом, чтобы это приносило пользу организации, и внутри было комфортно, и результаты получались.

— Чем занимается направление Персональных сервисов, где ты руководишь сейчас?
— В направление Персональных сервисов входит Почта во всех её проявлениях. Это большая сложная система. Есть компоненты бэкендовые, которые отвечают за доставку самих почтовых сообщений, за бизнес-логику обработки сообщений, за поиск и за предотвращение спамовых атак, за доставку пушей. Есть части интерфейсные: веб-интерфейс, мобильный интерфейс. Есть продуктовая работа над тем, что нам нужно делать, как нам это нужно делать, аналитика и прочее. Почта — достаточно взрослый сервис, ей уже больше пятнадцати лет.
Второй сервис — это Яндекс.Диск, он уже помоложе. Но организация здесь примерно такая же: есть бэкенд со своей бизнес-логикой, есть интерфейсы: мобильные, веб и десктопный клиент.
Также у нас идёт работа над новым продуктом совместно с другой командой. Пока он строго под NDA.

— Скажи, твоя команда вся находится в Питере, или она распределена по другим городам?
— Исторически команда у меня распределена на несколько городов, но большая часть сосредоточена в Москве и Питере. Я постоянно где-то между городами. Примерно половину времени провожу в одном городе, половину в другом.

— Расскажи, насколько большой офис Яндекса в Питере?
— Насколько я знаю, наш офис второй по численности после Москвы. Команд здесь много разных. Есть большое количество команд из Поиска, как те, кто занимается инфраструктурой, например, Нирваной (наша внутренняя платформа для облачных вычислений), так и продуктом, например, команда Объектного Ответа. Есть так же команды из Браузера, Дзена, Такси, Денег, Вертикалей и других сервисов. Ну и как я уже сказал, большая часть персональных сервисов — вся мобильная разработка почты, тестирование, бэкенд и фротенд разработка.
В общем, офис крупный. Занимаем целых четыре этажа из восьми в бизнес-центре.

— Опиши свой типичный рабочий день.
— У меня типичных рабочих дней не бывает. :) Поскольку людей много в подчинении, и проектов параллельно множество движется. И постоянно появляются новые идеи, новые проекты.
Живу я сторого по календарю. День всегда расписан по встречам. Иногда выделяю себе слоты времени, если нужно поработать над важными письмами или документами. Из встреч есть те, которые проходят один-на-один с подчинёнными: здесь мы обсуждаем проблемы и крупных масштабов, и команд, а также точки роста самих моих подчинённых. Есть встречи с командами, где детально обсуждается ход проектов. Есть встречи с руководителями смежных подразделений. Каждый день насыщен с утра до вечера.
Первое время было сложно к этому адаптироваться. Разные проекты не всегда между собой связаны, и требуют постоянного переключения контекста. Ещё тогда, когда я вырос в Поиске до руководителя, я научился с этим работать с хорошей, как мне кажется, эффективностью.

19:36
392