МиГ-35 против шведского «Грифона»: Чья возьмет?

МиГ-35 против шведского «Грифона»: Чья возьмет?

В заочной схватке российский истребитель поколения 4++ превзошёл Saab JAS-39E Gripen Е

Мы, конечно, и сами можем пиарить продукцию отечественного авиапрома, особенно истребители (с пассажирскими лайнерами всё несколько сложнее), но мнение иностранных экспертов тем ценнее, что они в большей степени любят замечать недостатки, а не выдавать хвалебные отзывы.

Сейчас вот индийское издание EurAsian Times опубликовало комплиментарный материал, в котором высоко оценены качества российского истребителя МиГ-35. Ценность публикации ещё и в том, что дан сравнительный анализ этого боевого самолёта с не самым худшим шведским истребителем Saab JAS-39E Gripen Е («Грифон»). «МиГу» одобрительно подмигнули.

Заочную «схватку» двух истребителей примерили на реальную зону возможного их противостояния в Латинской Америке. Дело в том, что там Бразилия уже приобрела шведские «Грифоны», а находящаяся с ней в состоянии, которое можно обозначить как «на ножах», соседняя Венесуэла несколько отстаёт по количеству воздушных машин своего авиакрыла. Покупка Бразилией Gripen Е этот дисбаланс ещё в большей степени усугубила — имеющиеся у Каракаса истребители, а это две эскадрильи российских Су-30МК2 и одна эскадрилья американских F-16А, противостоять в воздушном бою неприятелю будут не в силах. По мнению индийских экспертов, именно российские МиГ-35 способны дать Венесуэле возможность укрепить свои ВВС.

Индийские эксперты, это почти как британские учёные, которые всё знают и делают невероятные открытия. В случае со сравнением российского МиГ-35 и шведского Saab JAS-39E Gripen Е у них есть свои резоны. Российский истребитель им известен — на авиасалоне МАКС-2019 в подмосковном Жуковском двум индийским лётчикам-испытателям предоставили возможность опробовать МиГ-35 в небе. Опять же этот российский истребитель участвовал в знаменитом индийском тендере MMRCA (предполагавшим закупку 126 истребителей для ВВС Индии), в котором конкурировал с F-16 (специальная модификация для Индии F-21), F/A-18E/F, французским Rafale («Рафаль»), европейским Typhoon («Тайфун»).

Был в этом списке и шведский Gripen, который стал «слабым звеном» в конкурентной борьбе среди предлагаемых истребителей. Известно, что Индия склонилась в пользу «Рафалей» — 5 истребителей Dassault Rafale (три двухместных Rafale DH и два одноместных Fafale EH) из числа 36 самолётов поставляемых Францией в конце июля нынешнего года прибыли на индийскую авиабазу Амбала.

При этом тендер по истребителям для Нью-Дели не считается закрытым, а индийская пресса пишет, что с французскими самолётами «совершена роковая ошибка». При этом в местных СМИ отмечается, что следующий крупный контракт должен быть связан с российскими МиГ-35, как более надёжных и проверенных временем.

Так что и нынешняя публикация в EurAsian Times, в которой говорится о превосходстве российского истребителя над шведским в возможном вероятном бою между Бразилией и Венесуэлой, проецируется скорее на возможные поставки именно МиГ-35 на вооружение ВВС Индии. Российские истребители здесь хорошо известны — это и МиГ-29/29УПГ (62 единицы), и Су-30МКИ (255 единиц, в том числе 230 комплектов лицензионной сборки), есть ещё советские МиГ-21 (в количестве 150 единиц).

Внимание к российским истребителям МиГ-35 (по кодификации НАТО Fulcrum-F «Точка опоры») сейчас привлечено во всём мире, а не только у индийских экспертов. На экспорт этот самолёт ещё не поставлялся, известно, что на авиасалоне «МАКС-2019» был подписан контракт на поставку в ВВС Египта 50 истребителей МиГ-35. При этом 29 стран-эксплуатантов советских/российских МиГ-29 проявили заинтересованность в приобретении таких истребителей. Подобный выбор определяется ещё и тем, что там имеется вся инфраструктура подготовки техников и пилотов для самолётов такого класса, потребуется лишь незначительное время, чтобы переучить их для эксплуатации МиГ-35.

Действительно, новый многофункциональный лёгкий истребитель поколения «4++» МиГ-35 имеет внешнее сходство со знаменитым МиГ-29. Однако это лишь при дальнем рассмотрении, при ближнем же, это совершенно другая воздушная машина. И, как высказался об этом истребителе генеральный конструктор — вице-президент ПАО «ОАК» Сергей Коротков: «Аэродинамическая компоновка самолётаМиГ-29 на сегодняшний день практически идеальна. Инновации МиГ-35 — внутри». Как и предшественник, новый истребитель обладает способностью быстро занять положение для атаки, а также в кратчайшие сроки выйти из под огня противника и занять выгодное положение для последующей атаки или выхода из боя.

Также известно, что МиГ-35 может применять все классы существующего сегодня авиационного вооружения, в том числе перспективные виды вооружений — гиперзвуковые ракеты Р-37М или лазерное оружие, а также средства поражения большой дальности (ракеты Х-35, Х-31 и новую Х-38), позволяющие атаковать цели противника не входя в зоны ПВО. Число точек внешней подвески у истребителя — 9, на которых возможно размещение корректируемых или неуправляемых авиабомб весом до 500 килограмм. Оснащён самолёт и скорострельной 35-мм авиационной пушкой.

Из заявленных характеристик известно, что практический потолок МиГ-35 составляет 16 000 метров, а скорость полёта на форсажном режиме достигает 2 100 км/ при дальности полёта 3 500 метров. Два двигателя РД-33МК с общей тягой до 18 000 кгс имеют управляемый в двух плоскостях вектор тяги. Максимальная внешняя полезная нагрузка составляет 6: тонн, а взлётный вес истребителя — до 24,5 тонн. При этом, что немаловажно, минимальная длина разбега для взлёта МиГ-35 составляет всего 190 метров, что позволяет использовать его в качестве палубного истребителя на авианесущих крейсерах.

Во внутреннюю «начинку» истребителя входит многофункциональная радиолокационная станция «Жук-МЭ», которая обеспечивает выполнение задач в сложных погодных условиях, а также при постановке помех противником. На борту находится и БРЛС выявления и сопровождения воздушных и наземных целей, а также комплекс оптоэлектроники, который обеспечивает ведение воздушного боя как днём, так и ночью, в том числе с обнаружением малозаметных целей за пределами визуальной видимости. Для пилота предусмотрена новая нашлемная система целеуказания и индикации, которая дает возможность прогнозирования, отображения в режиме реального времени обстановку на щитке лётного шлема.

— Новый истребитель МиГ-35 не только вобрал в себя лучшие качества, присущие самолётам МиГ, а получил совершенно новые возможности в таком исполнении, — считает авиаконструктор Ованес Микоян, сын легендарного генерального конструктора МиГ. — Истребитель полностью соответствует стандартам ХХI века по надёжности, ремонту и обновлению, он способен не только эффективно вести воздушный бой, добиваясь превосходства над противником, но и может решать задачи по разведке, патрулированию, поражению наземных и надводных целей на больших расстояниях. При этом МиГ-35 является самодостаточной воздушной машиной, которая в меньшей степени зависит от наземных служб и может действовать как в группе, так и самостоятельно. Новый МиГ станет достойной заменой своих предшественников.

На сегодняшний день авиазавод «Сокол» в Нижнем Новгороде произвёл 10 истребителей МиГ-35, 6 из которых поступили на вооружение ВКС России. Здесь нужно учесть такой нюанс, что имеющиеся в авиационных полках истребители МиГ-29К, которые прошли модернизацию, свой лётный ресурс ещё не выработали и продолжают активно эксплуатироваться.

Спешки особой нет — эти самолёты будут заменяться постепенно, в «расход» пойдут вначале истребители более раннего выпуска, а, скажем «навороченные» истребители МиГ-29СМТ или палубные МиГ-29К/КУБ будут эксплуатироваться гораздо дольше. Сейчас МиГ-35 в большей степени рассматривается как экспортный вариант и набирает популярность за границей. Как видно, он вполне способен противостоять самым передовым европейским истребителям, а приобретение этих истребителей станет удачной сделкой не только для Венесуэлы.

Собственно, а что же сам конкурент в лице истребителя Saab JAS-39E Gripen Е? Понятно, что в самой Швеции свой самолёт нахваливают и, как утверждал командующий ВВС этой страны Матс Хельгессон, «Гифон» сможет «уничтожать российские истребители» даже без использования технологий снижения визуальной и радиоэлектронной заметности (у Gripen их попросту нет). Главный шведский военный лётчик утверждает о способности «Грифона» скрытно выйти на дистанцию атаки благодаря умению глушить радиосигналы. «Gripen имеет одну из самых совершенных систем РЭБ из ныне существующих», — утверждает Хельгессон.

Тут, как говорится, каждый кулик своё болото хвалит, а Швеция активно продавливает свой Saab JAS-39E Gripen Е на экспорт, так что ничего удивительного в собственной оценке шведами этого истребителя нет.

Однако есть нюанс — российские истребители успешно прошли в Сирии боевое крещение в том числе с использованием радиоэлектронных средств и средств РЭБ. Хвалёные F-35 и F-22 в этих поединках проиграли, а истребители Су-35С гоняли «американцев» на дальних подступах. Был ли «протестирован» в Сирии МиГ-35 неизвестно (говорилось, что он там «засветился» весной нынешнего года), однако там применялся модернизированный МиГ-29СМТ, навигационное и радиолокационное оборудование которого сопоставимо с МиГ-35. Нареканий к истребителю не возникло. Так что слова о том, что «Грифон» сядет русским на хвост — это всего лишь слова. Доказать их можно будет попробовать разве что в Венесуэле.

12:14
147