7 страшных легенд Москвы

Моя МоскваМоя Москва

7 страшных легенд Москвы

1. Дом на набережной

Этот дом имеет разные имена: «Серый Кремль», «Московская Бастилия», «Остров Сокровищ», «Ловушка для большевиков», «Гроб», «Райский остров» и некоторые другие. Официально он именовался Домом правительства, однако среди жителей столицы известен как Дом на набережной.

Элитный московский дом на месте главной городской виселицы, ставший символом эпохи Большого террора.

В жилом комплексе на Берсенёвской набережной Москвы-реки жили многие исторические деятели: основатель движения своего имени Алексей Стаханов, руководитель Советского государства Никита Хрущев, прославленные маршалы Георгий Жуков и Михаил Тухачевский, Светлана Аллилуева — дочь всесильного Иосифа Сталина. История места, на котором в 1931 году был построен Дом правительства (прозванный в народе «Улыбкой Сталина», «Ловушкой для большевиков» и «Домом предварительного заключения»), полна драматичных эпизодов. Еще в эпоху Ивана Грозного по соседству с Болотным островом стоял зловещий дом верховного Малюты Скуратова с пыточным подвалом. Во времена царской России среди Москвы-реки приводились в исполнение смертные приговоры через повешение, именно здесь был публично казнён Емельян Пугачёв. Тридцатые годы XX века принесли с собой новые бедствия: репрессиям подверглись более трети жильцов злосчастного дома. Причём многие из них занимали весьма солидные посты. Ночным арестам подвергались целые семьи, а наутро в подъезде обнаруживалась очередная опечатанная дверь. Атмосфера в Доме на набережной была такова, что некоторые кончали с собой, не в силах выдержать ожидания неминуемого ареста. Согласно легенде, призраки репрессированных жильцов до сих пор бродят по старинным лестницам и коридорам в поисках собственной квартиры.

После того, как через год после Октябрьской революции столица была перенесена из Петербурга в Москву, возникла проблема с расселением большого количества госслужащих. В итоге было принято решение постройки специального дома, рассчитанного на представителей политической элиты. Строительство здания потребовало более трёх лет, и в результате на берегу Москвы-реки возвели огромный мрачный дом. Примечательна также история места, где находится это здание. Изначально эта территория была целиком заболочена, затем здесь построили хозяйственные складские помещения, а впоследствии – место для проведения казней. Существует мнение, что в своё время неподалёку находился дом, в котором проживал Малюта Скуратов.

В новом доме поселились высшие партийные чины, члены правительства, деятели науки, писатели и другие высокопоставленные лица. На тот момент двенадцатиэтажный дом, в котором было двадцать четыре подъезда и более пятисот квартир, входил в число крупнейших в Европе жилых зданий. В Доме на набережной проживали Сталин, Жуков, Стаханов, Хрущёв, Ворошилов и другие видные личности. В здании были предусмотрены все необходимые службы: почта, телеграфная станция, спортзал, сберегательная касса, поликлиника, магазины и столовая, в которой, между прочим, обслуживание осуществлялось только по талонам. Въезжая в этот дом, не нужно было привозить ничего своего: ни мебель, ни посуду, ни предметы обстановки – всё это передавалось новым жильцам вместе с ключами.

Дурная слава стала распространяться об этом месте, когда начались сталинские репрессии, и примерно третья часть жильцов Дома на набережной была репрессирована и расстреляна. Паническим ужасом были пропитаны сами стены дома, что не могло не сказываться на проживающих в нём людях: некоторые оказывались не способны выдержать давление психологического пресса и совершали самоубийство. Нередко арестовывали членов семей партийной элиты — жён и детей, не достигших совершеннолетия. С тех пор в Доме на набережной стали часто появляться призраки, жильцов преследовали видения и навязчивые идеи, некоторые сходили с ума.

Сегодня Дом на набережной является историческим памятником и входит в число охраняемых государством объектов. Окутавшая его пелена мистики не рассеивается, о доме по сей день ходит дурная слава.

2. Кузнецкий Мост

Старинный мост через реку Неглинную дал название улице, по которой жили представители давних русских фамилий: Мясоедовы, Сатыковы, Долгоруковы, Галицы и другие знатные семейства.

Таинственный извозчик в черном плаще в самом центре Москвы по-прежнему рыщет в поисках ночных пешеходов.
С Кузнецким мостом связано множество историй. В XIX веке этот московский район был средоточием модных магазинов и лавок с предметами роскоши, и здесь же располагались игорные дома. Кузнецкий мост видел немало проигравшихся в пух и прах аристократов, разочарованных влюбленных, гуляк и шулеров всех мастей. С тех пор по Москве бродит легенда о том, что ночью на Кузнецком мосту можно встретить серый экипаж с таинственным извозчиком в чёрном плаще. Незнакомец якобы предлагает одиноким прохожим поездку до любого места назначения — и исчезает с ними навсегда. Хотя большевики покончили с французскими магазинами и казино на Кузнецком мосту, призрачный извозчик не исчез из народной памяти. Он всего лишь пересел с конного экипажа в серую, видавшую виды «шестёрку».

Улица Кузнецкий Мост проходит от Большой Дмитровки до Большой Лубянки и расположена внутри Бульварного кольца Москвы. В середине XVIII века по проекту архитектора Д.В. Ухтомского через реку Неглинную вместо деревянного мостика построили мощный по тем временам каменный трехпролетный мост шириной 16, а длиной почти 30 метров. Реку планировали превратить в городской канал, а на Трубной площади выкопать пруд. Однако все получилось иначе: узенькую речку заключили в подземную трубу и засыпали грунтом, чтобы поднять уровень улиц, так что каменные конструкции моста оказались под землей. Так как первоначально существовал мост через реку, то при прокладке улицы ей дали такое же название.

До 1917 года Кузнецкий Мост был главной торговой улицей столицы: здесь были магазины модной одежды, книжные развалы, фотоателье, популярные игорные и питейные заведения, а также рестораны. Модная улица была застроена особняками и усадьбами, которые пой сей день являются памятниками культуры. Кузнецкий Мост часто упоминается в литературе и даже имеет свои легенды. По преданиям, на этой улице обитают призраки. По одной легенде там бродит призрак манекенщицы Жужу, она душит своим чулком разносчиков газет. А другой призрак – это неуловимый извозчик, который поджидает у казино игроков и увозит их в иной мир.

3. Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

Театр, созданный на обломках легендарного таировского Каменного театра. Спектакли идут на двух сценах. В репертуаре — и классика, и спектакли по пьесам современных авторов.

Театр, ставший жертвой игры злых сил и благополучно освободившийся от проклятия.
Камерный театр, созданный в 1914 году великим актёром и режиссёром Александром Таировым, подвергся перестройке в 1950-е годы. В результате новая часть здания оказалась на месте кладбища церкви Иоанна Богослова. Узнав об этом, вдова Таирова — прима театра Алиса Коонен — в сердцах прокляла театр перед смертью. Последовала серия театральных провалов. Публика стала обходить спектакли стороной, премьеры оканчивались скандалами, постановки становились всё слабее, из зала то и дело раздавались свист и улюлюканье. Среди работников театра появилась легенда о привидении Алисы Коонен, которое строит козни детищу своего мужа. В 1991 году помещение освятили. Накануне обряда во время спектакля в зале внезапно появилась тропическая бабочка ослепительной красоты, покружилась над сценой и улетела в неизвестном направлении. Кто знает, может быть, это душа Алисы Коонен, наконец, сняла своё проклятие и оставила театр.

Московский драматический театр им. А. С. Пушкина — один из лучших театров столицы. Разноплановый и интересный репертуар, яркая и талантливая труппа, оригинальные режиссерские работы привлекают сюда самых разных зрителей: и любителей классики, и тех, кто интересуется новыми формами и театральными экспериментами.

Рассказывая об истории Театра им. А. С. Пушкина, в первую очередь обратимся к истории его «предшественника» — легендарного Камерного театра Александра Таирова. В 1914 году режиссер и его жена, ведущая актриса будущего театра Алиса Коонен, искали помещение для Камерного театра, и их внимание сразу привлек таинственный особняк на Тверском бульваре. Реконструировав здание и пристроив к нему сцену и зрительный зал, в том же 1914 году Таиров открыл Камерный театр спектаклем «Сакунтала».

Жанровое разнообразие (от трагедии до буффонады), собственный театральный язык, труппа, равной которой, по признанию современников, не было в Европе, и знаменитый таировский метод воспитания «синтетического» актера дали свои плоды: Камерный вскоре стал одним из самых любимых московских театров. За театром закрепилась репутация новаторского, во многом благодаря репертуару. Впрочем, это-то новаторство и стало причиной прекращения существования Камерного театра: в 1949-м его закрыли «за эстетство и формализм». В 1950 году, однако, реорганизованный театр открылся под именем Московского драматического театра им. А. С. Пушкина.

Сегодня Театр им. Пушкина возглавляет режиссер Евгений Писарев. Спектакли идут сразу на двух площадках: в основном зале на Тверском бульваре и в филиале, который находится неподалеку, в Сытинском переулке. В филиале, в небольшом зале на 100 мест, показывают спектакли малой формы.

Репертуар театра максимально разнообразен. Здесь можно увидеть как признанную классику («Тартюф», «Вишневый сад», «Дама с камелиями», «Женитьба Фигаро»), так и произведения современных авторов (к примеру, «Отражения» по Тому Стоппарду), как традиционные спектакли, так и экспериментальные (спектакль без слов по повести Айтматова «Материнское поле» или спектакль-сторителлинг «Песни о силе»), как драматические произведения («Обещание на рассвете» по роману Гари, «Крейцерова соната» по скандально известной повести Толстого), так и задорные комедии («Оffис», «Тестостерон», «Босиком по парку», «Великая магия», «Одолжите тенора!»), детективы («Мышеловка») и даже мюзиклы («Рождество» по О.Генри). Есть и несколько отличных спектаклей для детей: к примеру, «Аленький цветочек» или «Остров сокровищ».

4. Дом Берии

Сегодня здесь располагается посольство Туниса, а во времена СССР в особняке, который был построен в конце XIX века, проживал Лаврентий Павлович Берия.

Страшный вельможа, машина-невидимка и призрачные голоса жертв нераскрытых преступлений.
Дом, в котором ранее проживал сталинский соратник и последователь Лаврентий Берия, находится недалеко от Садового Кольца. По легенде, сюда, на Малую Никитскую улицу, по приказу всесильного руководителя НКВД привозили схваченных на московских тротуарах симпатичных женщин. Что с ними было после того, как они переступали порог зловещего дома, не знает никто. При ремонте подвала дома Берии в 90-е годы были даже обнаружены орудия пыток. Ходят слухи, что раз в месяц на Малой Никитской появляется машина-невидимка. Случайный пешеход слышит звук шуршания шин и работы мотора, но самой машины нигде не видно. Призрачная машина словно останавливается у главного входа в особняк, затем слышны мужские и женские голоса, которые тонут внутри здания. Автомобиль-невидимка снова уезжает в неизвестном направлении.

Этот дом был построен по заказу московского городского головы С. А. Тарасова. В конце 30-х годов здесь поселился нарком внутренних дел Советского Союза Лаврентий Берия. На сегодняшний день дом Берии оброс множеством мрачных легенд, благодаря чему входит в число наиболее интересных мистических мест в столице. Некоторые предания гласят, что ещё до того момента, как в этот дом вселился Лаврентий Павлович, в подвале регулярно проводились расстрелы неугодных режиму. Заметная роль в мистификации принадлежит и самому Берии, на квартиру к которому нередко привозили привлекательных женщин, чья дальнейшая судьба покрыта мраком неизвестности. Кроме того, встречаются упоминания о том, что при ремонте здания в подвале нашли орудия пыток.

В доме Берии снималась телевизионная передача «Битва экстрасенсов». Обладающих сверхъестественными способностями участников завели в подвал знаменитого здания с закрытыми масками лицами, и по прошествии определённого времени попросили передать свои ощущения. Все экстрасенсы твердили о том, что чувствуют «флюиды страха», которыми пропитано всё вокруг, а некоторые даже видели неясные очертания насмерть перепуганных девушек.

5. Легенда о Жуже

Журналист — опасная профессия, особенно весенней или летней ночью и на Кузнецком мосту.
Именно здесь и в это время является привидение девушки в белом, которое словно летит над мостовой. Это Жужа — француженка Жозефина, которая в начале прошлого века служила модисткой и по совместительству являлась объектом тайной страсти миллионера и мецената Саввы Морозова. Если верить старому преданию, однажды Жужа ехала по Кузнецкому мосту и услышала, как мальчик-продавец газет выкрикивает свежую новость: «Савва Морозов покончил с собой!» Едва взволнованная девушка успела выскочить из экипажа, чтобы прочитать подробности известия, как попала под колеса машины и погибла. На следующий день мальчишку нашли мёртвым в районе Кузнецкого моста, он был задушен женскими чулками — точь-в-точь такими, какие были на Жуже в момент ее гибели. По странному стечению обстоятельств вскоре умерли и три корреспондента той газеты, что сообщала сенсацию о Савве Морозове. Если призрак Жужи увидит женщина, то она наверняка потеряет любимого, но журналистам и продавцам газет лучше вовсе не попадаться мстительному фантому.

6. Красные ворота — волшебные часы

Кровавые часы на Красных воротах, отсчитывающие чей-то последний час и предрекающие бедствия.
Государственный деятель, дипломат, инженер, военный и учёный Яков Брюс пользовался особым расположением Петра Великого. И он же слыл первым чернокнижником Москвы. Он собрал солнечные часы, которые можно увидеть на доме №2 по Спартаковской улице, известном доме графа Мусина-Пушкина. Когда хозяева дома посмеялись над творением Якова Брюса, он в гневе провозгласил: «Эти часы будут показывать только плохое». Очевидцы утверждают, что перед Первой и Второй мировыми войнами камень, из которого сделана часовая доска, как по волшебству становился кроваво-красным. Говорят, на поверхности часов можно обнаружить изображение белого креста на черной гробовой доске, причём верхушка креста указывает на местоположение некоего клада. Правда, любого, кто вздумает искать сокровище по этому указателю, ждёт верная смерть.

7. Патриаршие пруды

Где должен явиться дьявол?
В романе Михаила Булгакова нет случайностей, и каждая деталь имеет мифологический смысл. Почему же писатель выбрал в качестве места первого появления Воланда в Москве Патриаршие пруды? В средние века местность, на которой сейчас расположены Патриаршие пруды, называли Козьими болотами. Это, на первый взгляд очевидное название, на самом деле связано не с козами, а с кознями злых сил, точнее — неприкаянных душ. Досаждают ныне живущим призраки людей, которых некогда принесли в жертву языческие жрецы, — если верить легенде, на территории сегодняшних Патриарших в древности находились кровавые капища. Любопытно, что иногда бедолагам, чью жизнь приносили в дар богам, отрезали головы, что более чем очевидно свидетельствует в пользу того, что место для встречи Берлиоза с Сатаной Михаил Афанасьевич выбрал вовсе не случайно.

Власти внимательно следят за старинным местом — здесь много лавочек, много деревьев, возраст которых исчисляется десятилетиями, вечером зажигается иллюминация, и парк освещается приятным мягким светом.

Так как место историческое и окутано легендами, здесь слышна не только русская речь, но и языки стран мира — иностранцев здесь примерно столько же, как у Кремля.

11:51
494