DuckDuckGo vs Google

Android ReviewAndroid Review

DuckDuckGo vs Google

Ворон ворону глаз не выклюет? Выклюет! Если один ворон – это утка DuckDuckGo, а второй – Google.

Недавно произошло несколько событий, которые, скорее всего, остались незамеченными для рядовых пользователей интернета, но о которых стоит поговорить. И которые могут послужить поводом для смены поисковой системы.

Первый звоночек прозвенел в сентября и ознаменовал начало антимонопольного расследования в отношении Google, которое до сих пор проводит Министерство юстиции США. Министерство интересовали подробности договоров о предустановке сервисов Google на новые пользовательские устройства, технологий сбора данных, рекламной политики и ранних слияний с другими компаниями. Апофеозом преследования Google стали домогательства генерального прокурора Техаса, который выступил независимым «расследователем» и выставил Google точно такие же вопросы, что и официальная группа Минюста США, состоящая из 50 генеральных прокуроров.

Кен Пакстон, генеральный прокурор Техаса, объявляет о начале расследования против Google вне юрисдикции Верховного суда США. 9 сентября 2019 года. (фото Эндрю Харрер, Bloomberg)

Можно подумать, что Минюст США оказался не в состоянии контролировать экономику IT-гиганта и, лишенный каких-либо технических средств верификации получаемых налогов, решил придавить Google к стенке. Сколько долларов удастся вытрясти из Google Минюсту США, нас не интересует, но заставляет задуматься на тему монопольного положения компании.

Если в смартфоне стоит оболочка от производителя, то при должном везении вы сможете убрать поисковую строку Google полностью, но в эталонном продукте OHA (Open Handset Alliance, 84 компании, развивающие Android) сделать этого не получится. Вероятно, это стало одной из причин, по которым расследование, начатое против поисковой системы, уже перебралось на сам Android.

Наверное, в министерстве юстиции США тоже видели график доходов Google. 136 миллиардов чистого дохода в год вряд ли кого-то оставят равнодушным

Есть и другие негативные изменения в среде Google, которые трудно не заметить, к примеру, увеличение количества рекламы. Но главной причиной, побуждающей вовсе отказаться от поисковой системы, является деградация ее основной идеи об открытости и свободе выбора поставщика поисковых услуг.

Текущее антимонопольное расследование против Google отличается от тех, что были ранее. Как правило, любую компанию просто вызывают в суд и назначают наказание согласно выдвинутым обвинениям. Должно быть, вы уже где-то слышали краем уха, как работают американские суды. Если бы адвокаты Google вздумали отрицать вину, то это могло полностью парализовать работу компании, что было бы вызвано наплывом проверяющих в офисы и технических специалистов в серверные. Нет, в таких судах спорят только о размере наказания, раз уж решение о получении дополнительных денег от компании принято на самом верхнем политическом уровне. Но, видимо, все старые способы себя уже исчерпали, раз в нынешнем судопроизводстве в качестве свидетелей со стороны обвинения стали привлекать конкурентов Google. Вы не ослышались, друзья, роль обвинителей через вторые руки делегировали компаниям-конкурентам, именно они теперь формулируют суть претензий к Google. Сделано это было очень просто и незатейливо: компаниям-конкурентам прислали те же самые вопросы, что и Google, с предложением ответить на них в духе «как и почему должно быть». Несмотря на то, что речь идет о нарушении антимонопольного права, что «как бы» легитимизирует участие в процессе конкурентов, не кажется ли вам, что, пользуясь случаем и повальной IT-неграмотностью американского истеблишмента (что мы наблюдали в расследовании против Facebook), этот процесс превратится в избиение? По сути же претензии к Google сводятся к дискриминации мелкого бизнеса по отношению к крупному (результат Amazon покажут быстрее, чем результат ларька из подворотни), к хранению черного списка сайтов, который никак не связан с требованиями закона (о запрете сайтов с детской порнографией как пример), и прочему в том же духе.

Пока кругляшки логотипа Google плотно зажаты в тисках правосудия, интересно было бы узнать, а к кому именно из конкурентов компании обратились прокурорские обвинители за помощью. Какую компанию, предоставляющую поисковые услуги, они считают финансово чистой и безупречно нравственной? Благодаря средствам массовой информации известно и подтверждено, что за технической помощью в составлении претензий обратились к поисковику DuckDuckGo.

Но почему была выбрана именно эта поисковая система? Ответ очень прост – DuckDuckGo не предлагает никаких платных услуг, не размещает целевую рекламу, не отслеживает деятельность пользователя, не вступает в сомнительные сделки, а главной своей «киллер-фичей» называет абсолютную приватность. Можно сказать, что поисковая система DuckDuckGo делает то же, что и Google, только наоборот, эдакое ее зеркальное отражение. Веселая белая утка (а может, и гусь) обещает одну простую вещь – любой, кто делает запрос, получает лучший результат вне зависимости от места, времени, пола, финансового положения. Результат будет одинаков для всех. Другими словами, DuckDuckGo не ведет картотеку пользователей и не показывает им персонифицированную рекламу.

Об этом не принято говорить открыто, но как вам заявление о том, что на территории США Google активно сдает своих пользователей полиции и судам? На стартовой странице поисковика DuckDuckGo можно узнать, что только в 2017 году Google ответила на около 100 000 запросов правоохранителей, что 75% сайтов имеют трекеры Google (сборщики информации о пользователе), что Google – это такой монстр с глазами на стебельках. Этот гусь из Пенсильвании (юридический адрес DuckDuckGo) поможет правоохранителям выдвигать новые обвинения против Google, от которой, по идее, не должно остаться даже мокрого места. Случится этот тектонический сдвиг или не случится, но Google явно не останется в том виде, в каком мы ее помним. Скорее всего, выльется это в дополнительные отступные для США и новый гроссбух пользовательского соглашения с выставлением сотен галочек, дающих право компании и дальше распоряжаться нашей электронной сущностью по своему усмотрению. Это дело уникально еще тем, что в качестве примера для подражания в некоторых западных СМИ указывается ФАС России, это впервые на моей памяти.

Эти события, которые не были замечены почти никем, вызывают мысли о соломке, которую неплохо бы уже начать стелить, и вот почему…

Когда дело касается России, дающей Google минимальный доход по сравнению с ЕС или США, не очень важны последствия решений ее ФАС, изменения в любом случае будут носить локальный характер. Но ситуация в корне меняется, когда человеку дают возможность отказаться от сервисов Google в высокорентабельном долларовом регионе. Последствия этого ударят по всем, ведь компании Google придется коренным образом менять свой подход к получению прибыли, чтобы сохранить уровень доходов своих акционеров. А значит, нас всех ждет еще больше рекламы, и она будет везде, где только можно. И самое время подумать, от каких приложений и сервисов из экосистемы Google мы в состоянии отказаться, если не готовы платить за отключение рекламы.

Поисковые системы Google (слева) и Yandex (справа) следят за ползователем, предлагая товары (слона) в домашнем регионе. Проблема в том, что если выключить определение местоположения в настройках смартфона, то после этого не гарантируется корректная работа GPS и приложений для навигации

Поиск DuckDuckGo показывает одинаковые результаты абсолютно всем пользователям, а для определение местоположения предлагает воспользоваться сторонними картами

Количество пользователей приватной поисковой системы DuckDuckGo уже превысило отметку в 40 миллионов человек. И эта величина напрямую связана с поведением Google

Обычный человек, убежден в этом, может быть связан с Google только поисковой системой, бесплатной почтой Gmail, браузером Google Chrome, YouTube и навигацией с использованием Google Maps. И облачным диском Google, который, скорее всего, под завязку забит фотографиями. Кроме сайта YouTube, который монетизирует народное творчество, все эти услуги легко заменяются сервисами Yandex, Yahoo, Bing, но несут за собой неудобства тем пользователям, которые привыкли, «чтобы все лежало в одном месте».

Друзья, в этом материале нет никаких практических советов, а только лишь предупреждение о надвигающемся на Google грозовом фронте. Один в поле не воин, и даже такая мощная компания, как Google, в итоге обязательно прогнется под решение пятидесяти одного прокурора. Предлагаю обсудить происходящее и ответить на несколько вопросов:

Вы готовы платить Google за отключение рекламы?
Вы готовы полностью отказаться от продуктов Google?
Вам нужен персонифицированный поиск?

00:25
279