Будущее маркетплейсов

Digital Sky TechnologiesDigital Sky Technologies

Будущее маркетплейсов

Кризис Covid-19 продемонстрировал, насколько важны потребительские онлайн-услуги и технологии для многих аспектов жизни общества и экономики. Стартапы, которые думают о создании собственного маркетплейса, должны обратить внимание на тренды развития посреднических платформ по всему миру и использовать их для формирования новых удобных сервисов. Хорошая новость для новичков: потребители вовсе не так лояльны даже к крупным игрокам этого рынка. Все еще может измениться.

Тренды

Если изначально маркетплейсы помогали продавцам и покупателям просто найти друг друга, то со временем площадки стали разворачиваться в сторону конечного покупателя и предлагать ему дополнительные сервисы – платёжные транзакции, мгновенный расчёт, заточенные под каждый тип покупателя списки товаров, более широкий ассортимент.

Маркетплейсы превратились в полнофункциональный сервис, позволяющий контролировать новый потребительский опыт, и сегодня они решают конкретные проблемы людей, меняя классическое устройство отрасли (особенно ярко это проявилось в расцвете шеринговой экономики).

Каким будет следующий этап развития маркетплейсов?

Сейчас мы бы отметили важность глобального сдвига в индустрии. Популярны темы финтеха, мобильного банкинга, страхования, услуги в сфере телемедицины. Новые маркетплейсы позволяют контактировать непосредственно с конечным покупателем, представляя весь спектр возможных услуг, зачастую предвосхищая его потребности.

Каждая новая платформа все больше ориентируется на молодое поколение, решая его потребности и отвечая его базовым ценностям. Поколение Z задаёт тренды потребления. Маркетплейсы адаптируются под образ жизни нового поколения, ключевой характеристикой которого становится ответственное потребление и стремление к шеринговой экономике.

Крупнейшие российские маркетплейсы – Wildberries, Mojoo, OZON – пока так и остаются региональными игроками. Наиболее высокими по капитализации являются азиатские и североамериканские маркетплейсы. Российские маркетплейсы, оцениваются гораздо ниже, поскольку в структуре их стоимости заложен страновой коэффициент, понижающий привлекательность для инвесторов. По данным аналитической платформы DealRoom, в 2019 году в общем объеме капитализации раундов, полученных от венчурных капиталистов, Европа получила 9 млрд долларов, в то время как Северная Америка – 18 млрд, а Азия – 25 млрд. Несмотря на это, рынок глобален: на нем есть место всем игрокам.

Можно выделить несколько отраслей, в которых появление маркетплейсов будет экономически успешным. Это аренда домов и квартир, жилищно-коммунальные услуги, здоровье, еда, покупка машин, образование. Это базовые услуги, без которых общество не может существовать. Предложения в этих сферах всегда могут вступить в гонку в борьбе за клиентов.

Стартапы в области мобильных игр, страхования здоровья, доставки продуктов, b2b-маркетплейсы, сервис психологической помощи – эти сферы ожидает хороший рост и после пандемии.

Сервисы поиска работы, маркетплейсы поиска фрилансеров не показали роста во время пандемии, но они будут расти в том же режиме: пользователи так же, как и раньше, будут искать работу, в том числе удалённую. Сервисы продажи машин, поиска коворкингов, аренды офиса развиваются в том же темпе.

Негативный структурный сдвиг испытали на себе сферы туризма, путешествий, ресторанов, ивент-индустрия. Всё, что сильно привязано к офлайну, вряд ли пойдет в рост. По данным исследования Dealroom, для 55% маркетплейсов коронакризис дал новые возможности для адаптации и роста, еще 23% ожидают бурный отскок, поскольку они находятся в перспективных отраслях. 78% всех маркетплейсов ждет неплохое будущее.

Какие новые платформы имеет смысл создавать?

Идеи для создания новых маркетплейсов нужно искать в нишах, которые пока еще не охвачены посредническими платформами, иногда это могут быть и достаточно очевидные сферы. В сфере аренды квартир уже работает много игроков. Но пока еще не так много популярных маркетплейсов, которые бы предлагали аренду яхт и лодок. Многим не под силу купить и содержать яхту – это дорого. Но арендовать яхту в любой точке мира с помощью приложения – это сервис, который пока в полной мере до настоящего момента не реализован. При этом заинтересованность владельцев яхт сдавать свои яхты в аренду достаточно высока. Особенно актуальное продолжение эта тема имеет в период ограничений традиционных видов отдыха, поскольку соответствует требованиям социального дистанцирования. Открывается пространство для появления новых маркетплейсов в этой сфере, и, возможно, мы скоро их увидим.

Почему все еще может появится второй Airbnb? Проблема некоторых маркетплейсов в том, что они, несмотря на то, что закрывают боли клиентов, берут высокую комиссию. При появлении должной конкуренции эти комиссии могут пойти вниз. Поэтому нельзя сказать, что есть большой пирог маркетплейсов и что он уже поделен. От этих пирогов еще можно откусить. Новый маркетплейс может предлагать более выгодные условия сотрудничества для продавцов и более разнообразные варианты лояльности для покупателей. В конечном счете это и может помочь зайти на рынок маркетплейсов и подвинуть старых игроков.

Экономика запуска маркетплейса исключительно индивидуальна. Создание маркетплейса – это капиталоёмкое предприятие со множеством статей затрат: софт, инженерия, поддержка, маркетинг, зарплата, финанасовые услуги и прочее. Здесь нет средних значений, зависит от рынка и предлагаемых сервисов. Обычный порядок цифр pre-seed раунда от нескольких сотен тысяч долларов до 1-2 миллиона долларов.

Развитие маркетплейсов может сыграть значительную роль в решении актуальных общественных проблем в различных сферах:

Транспорт

Многие европейские страны представили большие планы по сокращению пробок и расширению мобильности. Так, стартапы, ставящие своей целью снижение традиционных видов мобильности населения, такие как персональный и общественный автотранспорт, и переход на виды “легкой” мобильности, например, скутеры и электровелосипеды, могут иметь значительный потенциал роста. Хорошим примером в этой отрасли является сервис Optimile, который предоставляет облачную мобильную платформу, соединяющую различные виды транспортных услуг с конечным пользователем. Сервис рассматривает мобильность и свободу передвижения как услугу (MaaS).

Жилье

Доступное домовладение представляет собой значительный тренд в ближайшем будущем, поскольку с одной стороны ценность обладания жильем как активом среди поколения миллениалов утрачивается и в то же время на первый ряд выходят ценности шеринг-экономики. OnTheMarket.com – крупнейший в Великобритании провайдер услуг в сфере недвижимости. Портал был запущен в январе 2015 года и в настоящее время прочно занимает лидирующие позиции на рынке с точки зрения посещаемости веб-сайтов и клиентов рекламодателей.

Здравоохранение

Новые тренды на телемедицину и искусственный интеллект, особенно значимы в период ограничения мобильности населения и стоимости медицинских услуг в развитых странах. Кроме того, трендом являются маркетплейсы в области психического здоровья. Такие лидеры рынка как Talkspace – онлайн-терапевтическая компания, базирующаяся в Нью-Йорке, основанная в 2012 году. Пользователи Talkspace имеют доступ к лицензированным терапевтам через веб-сайт или мобильное приложение.

Прямым конкурентом предыдущей компании является BetterHelp. Это онлайн-портал, который обеспечивает прямой доступ потребителю к услугам по охране психического здоровья. Услуги онлайн-консультирования и терапии предоставляются через Интернет, а также по телефону и через текстовое общение.

Трудоустройство

С одной стороны, сами компании уже предлагают удаленную работу, в то время как фрилансеры активно рекламируют свои услуги через платформы. Так, заказчик имеет возможность получать качественные услуги, обращаясь непосредственно к производителю за меньшую стоимость. Fiverr – израильская онлайн-площадка для услуг фрилансеров. Компания предоставляет фрилансерам платформу для предложения услуг клиентам по всему миру. В 2010 году фаундеры придумали концепцию торговой площадки, которая предоставит людям двустороннюю платформу для покупки и продажи различных услуг, которые обычно предлагаются фрилансерами.

Образование

Границы между физическими и цифровыми классами стираются, образование полностью уходит в онлайн. Без сомнения, стартапы, занятые edu-tech ждет большое будущее. Отличным индустриальным примером стартапа в онлайн образовании может служить компания JobEasy, предлагающая бесплатные курсы по подготовке и трудоустройству тестировщиков ПО. При этом, студенты освобождаются от оплаты стоимости курса, пока выпускники не получат приемлемый оффер и не выйдут на оплачиваемую работу.

Кризис Covid-19 быстро ускорил внедрение цифровых технологий, но несмотря на это большая цифровая волна все еще впереди, и уход в онлайн происходит еще быстрее. Например, в США за период 2008-2012 гг. доля онлайн-продаж ритейлеров выросла всего на 8 процентов, а за полгода с начала кризиса Covid-19 на целых 11% (по данным аналитической платформы DealRoom).

Последний год показал, что онлайн-рынки стали важнейшей частью жизни общества. Не важно, где ты находишься. Ты можешь пользоваться разными сервисами в области образования, банкинга и финтеха. Можно создать новый продукт и сделать его лучшим. Экономика и в самом деле глобальна.

Веб-студия DST Global (dstglobal.ru) создаст Маркетплейс для вашей компании на любом фреймворке или на CMF DST Platform. DST Global предлагает заказ эффективного решения, которое обеспечит значительный рост продаж. При разработке учитываются характеристики целевой аудитории проекта и индивидуальные требования клиента.

18:21
293