Георгий Юрков /
Лента
3 июня 2018
О языке скифов Причерноморья
Даже самый поверхностный анализ информации Геродота о причерноморских скифах ставит под сомнение, укоренившееся в исторической науке мнение об их ираноязычности.
Чего только стоит попытка объяснить название племени паралатов из иранского paradata, переводимого как поставленные во главе. Хотя паралаты всего лишь древнегреческое обозначение приморских скифов (сравни: паралии – жители побережья в Афинском полисе). Тем более что сами себя скифы звали сколотами или сколами.
Геродот утверждает, что так они назывались по имени царя Кола-ксая – Xola-xsaya, изначально трактуемое сторонниками ираноязычности скифов как солнце – царь. Но в иранских языках солнце – даже не авестийское – hvar, а xor – xur или xursid. За то – xol, в значении солнца имеется в древнекельтских языках: xeol (бретонский), древнегреческом – xelyos и вероятно в анатолийских языках.
Так же непросто отыскать иранский след в скифских именах, поэтому и приходится Таксакиса нарекать быстрым оленем, выводя из осетинского языка – taka-sak. Только не пойму, какое отношение осетинское название оленя имеет к древнеперсидскому языку? Ведь не осетины, а персы именовали скифов – саками.
Не понятно и то как, занимаясь древнеиранскими языками можно было пройти мимо факта, что иранский титул – шах происходит от мидийского – исаху, а тот из ассирийского ¬– ишшаку в значении ¬– правитель. Из чего следует, что персы познакомились со скифами и назвали их сахами, когда те подчинили Мидию и соседние страны.
Теперь вернемся к Так(г)сакису, который с древнегреческого языка переводится как вождь, предводитель саков, а его соратник Скопасис как наблюдатель, страж. Похоже, осведомитель Геродота не знал их настоящих имен, что объяснимо – ведь прошло больше полувека с похода персов в Причерноморье. А вот где его упоминания об иранских названиях рек Скифии совершенно неясно.
Как непонятно и то почему Геродот не указывает скифские имена Геракла и Ареса, а на счет бога Папея замечает «…и, по-моему, совершенно правильно…» так как на его родном языке это слово означает отца. Да и происхождение других скифских богов явно связано не с Ираном, а с Передней Азией, за исключением Фагимасада, искаженного имени Ахура (Ага) Мазды, которому поклонялись царские скифы.
С зороастризмом в его архаическом виде (где добро и зло находятся в постоянной борьбе) царские скифы могли познакомиться, когда еще жили в Закавказье. Судя по всему, основатель царской династии Причерноморья Спаргапит имел не только прямое отношение к историческим скифам, но его имя с авестийским корнем – Hvar ¬– солнце, сопоставимо с именем Кола-ксая.
Доказательством возможности такого сопоставления, точнее перевода, может служить отрывок из истории Помпея Трога: « 2.4. В это время двое скифских юношей из царского рода, Плин и Сколопит, изгнанные из отечества происками вельмож, увлекли за собой множество молодежи, поселились на каппадокийском берегу у реки Термодонт…»
Данный рассказ римского историка, очевидно, относится к одному из переселений исторических киммерийцев. Кем, по-видимому, были скифы Причерноморья, не считая немногочисленных царских ¬– исторических скифов.
Привидения дворца Хэмптон-Корт
Дворец Хэмптон-корт построен в 1515 г. кардиналом Уолси. Он подарил его Генриху VIII, рассчитывая вернуть монаршью милость. Призрак Уолси был впервые замечен в 1966 г., и с тех пор его видели еще…
Известно два основных способа спрятать что-либо. Первый — закопать поглубже. Второй — выложить на видное место. Этот фильм, посвящённый Айя-Софии, оказался целиком собран из второстепенных сюжетов. Нас удивил мрамор — мы его снимали. Но при глубоком разборе эти сюжеты буквально потрясли нас! Как вы думаете, где находится древний облицовочный мрамор античного, а возможно и допотопного мира? Да, да. Он выполняет роль мраморной облицовки Айя-Софии, собранной по всей Ойкумене волей императора Юстиниана. Смотрите, изучайте, поражайтесь!
Показать полностью…
Исторические киммерийцы
Незначительность археологических памятников предскифского периода в степях Причерноморья и Дона не позволяет с уверенностью говорить, что именно здесь жили исторические киммерийцы. Да и трудно представить, как жители степей оказались в Закавказье, где в то время Урарту и Ассирия проводили активную экспансию.
Наиболее древним упоминанием о киммерийцах является письмо некого Арад-сина, относящееся к правлению Урартского царя Сардури второго (760-730 г. до н. э.) где имеются сведения о пребывании киммерийцев в стране Мана, откуда они вступили в Урарту. Вероятно, как союзники Маны, которая уже на протяжении более ста лет вела борьбу, отстаивая свою независимость.
Чуть позже в одном из писем ассирийский царевич Синахериб сообщает отцу Саргону второму (722-705 г. до н. э.): «Набули, начальник укрепленной крепости Халсу, сообщил мне следующее: «Когда он (царевич страны Урарту) пошел в страну Гамир, его войско было целиком перебито, трое его вельмож вместе с их войсками были убиты, а он сам убежал и пробрался в свою страну».
Из чего следует, что страна Гамир находится где-то на северной границе Урарту. Именно здесь в Араратской долине урарты строят наибольшее количество крепостей: Аргиштихинили, Мецамор, Доври, Элар, Тейшебаини, Эребуни. А присутствие там киммерийцев подтверждает местная топонимика: Гомаретское плато, Диди-Гомарети, город Гюмри и другие.
Любопытен и тот факт, что грузинский верховный бог неба, отец богов, господин вселенной, демиург и распорядитель мирового порядка носит имя Гмерти. А в осетинской мифологии Гумиры – грубые и сильные великаны, изображаемые семиглавыми чудовищами, уаиги — нартского эпоса. Гумиры населяли землю до нартов, а позже постоянно с ними враждовали.
Из всего этого можно сделать вывод о более длительном присутствии исторических киммерийцев в Закавказье. И тогда наше внимание не может не привлечь триалетская археологическая культура конца третьего – первой половины второго тысячелетия до н. э., на территории которой распространены перечисленные выше топонимы.
Триалетскую культуру, прежде всего, объединяют общие черты погребального обряда: курганы с каменной, каменно-земляной насыпью; ямные или наземные погребальные камеры чаще всего с отделкой деревом или срубами. Что явно сближает ее со срубной археологической культурой (17-12 вв. до н. э.) между Днепром и Волгой. Так что, похоже, киммерийцы Евроазиатских степей всего лишь беглецы из Закавказья.
Причиной переселения могли стать военные походы хеттских царей в Закавказье, где и следует локализовать страны Каски. Особенно, натиск хеттов усилился после середины второго тысячелетия до н. э., что привело к упадку триалетской культуры и появления здесь нового населения. Иначе откуда в современной Грузии названия, в которых слышны отзвуки тех далеких времен: города Ланчхути, Кутаиси, Мцхета; Месхетский и Джавахетский хребты; исторические области Кахети и Кухети.
После распада Хеттской державы в 12 веке до н. э. ее северо-восточные области стали независимыми царствами. Наиболее сильными из них были Диаухи (Даиаэни – ассирийских источников) и Кулха как их называют урартские источники. Последнее не что иное, как греческая Колхида, правда, уже не та, куда приплывали аргонавты, чтобы помочь ее царю завладеть хеттским престолом. Колхида аргонавтов находилась на побережье Черного моря с центром у впадения реки Галис.
Освоение носителями хеттской культуры территории западной Грузии началось еще с середины второго тысячелетия до н. э. А на рубеже первого тысячелетия до н. э. новая Колхида уже достигает своего расцвета и начинает расширяться. По легенде основателем Пантикапея являлся сын колхидского царя Аэйта. Влияние колхидской культура в это время отмечено и на территорию восточной Грузии, где на юге рядом с Джавахети и Артаани появляется историческая область Кола.
Не без участия переселенцев из Колхиды на северном Кавказе появляется кобанская археологическая культура. Видимо, именно они принесли туда не свойственный для северного Кавказа хеттский обряд кремации умерших. Любопытно и то, что в нартском эпосе есть роды ахсар-таг-ката и ала-гата, а четвертое сословие Осетии называлось кусагами. В древнехеттских текстах (18 — 15 века до н. э.) упоминается собрание всех граждан – пан-кус.
Если говорить об этнической принадлежности исторических киммерийцев, то, наряду с местным населением – кассиями-каспиями, предпочтение следует отдать индоевропейцам, говорившим на одном из языков хеттской державы (возможно палайском – «там напии, как говорят, были уничтожены палеями»). Иначе трудно объяснить появление, на восточном побережье Черного моря ахейев и генеохов, названных так греками из-за родственного им языка.
Исходя из мощи Урарту, на равных противостоящего Ассирии исторические киммерийцы, вероятно, составляли союз племен объединившихся против экспансии соседей. В него входило население, говорившее на пракартвельском, «палайском» и индоиранских языках. К тому же в противостоянии с урартами киммерийский союз не мог не опираться на ресурсы Колхиды, ведь неслучайно в западной Грузии позже возникло царство с названием Имерети.
Появление у царей Урарту серьезного противника на севере не могло остаться незамеченным Ассирией. И вскоре киммерийцы стали привлекаться к военным действиям не только против Урарту, но и других противников ассирийских царей. Самым известным походом киммерийцев было их вторжение во Фригию.
В 717 году до н. э. фригийский царь Мидас (по-ассирийски Мита) заключил направленный против Ассирии союз с урартским царем Русой первым. Но ассирийцам удалось нанести союзникам сокрушительные удары и даже вынудить фригийцев, а возможно и урартов, платить им дань. Но вскоре Мидас отказался признавать зависимость от Ассирии, и тогда те организовали киммерийское вторжение.
Иначе трудно объяснить, почему киммерийцы затеяли войну с совсем не угрожавшими им фригийцами. К тому же чтобы попасть во Фригию они должны были пройти по контролируемой Ассирией территории (хотя бы через ту крепость Халсу). И наконец, позже ассирийцы еще не раз будут действовать же подобным образом, но тогда их союзниками уже станут исторические скифы.
По каким причинам на месте киммерийцев вскоре оказались скифов сказать трудно. В анналах Асархаддона (царь Ассирии 681-668 г. до н. э.) есть такая запись: «Теушпу, киммерийца, странствующего воина, чья родная страна лежала далеко за провинцией khubusha, его самого и его армию я уничтожил мечем». С другой стороны в документах, относящихся к его правлению, упоминается киммерийский полк, входивший в состав ассирийской армии.
Во всяком случае, именно царь Асархаддон выдал дочь за скифского царя Партатуа сына Ишпакая (Спарга), скрепляя этим браком новый союз. Но все равно скифов еще очень долго будут называть в Передней Азии киммерийцами, что внесет путаницу в сведения древних авторов о событиях того времени.
Галаксион — Последний из «Наблюдателей» предыдущей цивилизации…
В Санкт Петербурге в одном из старинных домов на Невском Проспекте живёт одинокий старик по имени «Галаксион».
Он последний из "«наблюдателей»"…
И никто никогда не догадается и не поверит в то, что на самом деле он полубог (Трисмегист).
… Когда-то давным давно он был создан на космическом корабле вместе с другими Наблюдателями для проведения некого эксперимента…
И послан был на Землю для контроля развития цивилизации, в тот период когда ещё толкьо создавалась Атлантида.
Там он влюбился в принцессу Этейю…
Этейя была дочь царя Атлантиды — Переклимена.
Мудрая девушка, готовая стать правительницей также как и Галаксион была посвященна в секрет «Голокрона».
Голокрон это накопитель информации, технологии и энергии, а также Всех знаний Древних Богов!..
Проходилии столетия за столетиями и однажды из-за неименуемой угрозы Потопа в Империи Атлантис, Этейя по приказу отца улетает на планету Мириэль в Арихалковый Мир, и вскоре за ней следует и наш герой — Galaxion, но на Мириэле его ловят приспешники Тени…
Тень — Главный Враг всего живого!!!
Галаксиона стараются подчинить тёмные силы, и заодно заставляют добывать Арихалк местные правители.
Но благодаря тому, что Наблюдатели в случае угрозы должны обращаться друг ко другу и помогать — он ускользает от присмотрщиков через отражение в Арихалке в гости к Серебряной Королеве, которая в отражениях прошлого и будущего рассказывает и показывает ему что на Земле пока Galaxion был на Мириэль случился Всемирный Потоп, и теперь после него Галаксиону придётся помогать людям заново восстанавливать цивилизацию…
Он возвращается на Землю и приходит к людям в образе Доблестного рыцаря и помогает все восстанавливать и отстаивать территорию, тк после катастрофы земли были поделены между правителями из людей, и заодно борется с приспешниками Тени, которые так-же вернулись из Арихалкового Мира для того чтобы подчинить Власть над людьми в свои руки…
Галаксион видел и прожил каждый период истории и прошёл через что только можно пройти.
И Так постепенно мы доходим до нашего времени,
когда Галаксион уже старик…
Он пьёт вино в одном из винных забегаловок Питера, возвращается в свою квартиру и идёт мимо старинных часов и картин в коридоре, в каждой из которых-запечатлены моменты его прошлого…
а Живет он без малого Тысячи лет…