Сегодня

Мир эстета
32 минуты назад

В русском декоративном искусстве художественная обработка металла всегда занимала видное место. Во времена Киевской Руси мастера владели многими способами художественного литья, техникой сканно-эмальерного дела, золотой наводки, приемами выполнения черневого узора.Большого расцвета художественная обработка металла достигла в XIV—XVII вв. Но наиболее широкое распространение в России обработка металла получила в конце XVIII— начале XIX в.Филигрань (скань — от греческого слова, означающего сучить, свивать) — один из интереснейших и древних способов изготовления художественных изделий. Материалом для филигранных изделий служит витая или гладкая, иногда уплощенная вальцовкой проволока из меди, серебра, реже золота. Из проволоки выгибаются отдельные мелкие детали узоров будущих изделий. Элементы сканого узора соединяются пайкой. Процесс производства филигранных художественных изделий очень трудоемок. Из мельчайших отрезков витой проволоки набирают на металлической пластинке специальными щипчиками рисунок и посыпают его измельченным в порошок сплавом. Затем изделие нагревают до температуры, необходимой для скрепления сплавом его элементов. Скань может быть ажурной или накладной. Ажурная филигрань — самостоятельный способ получения различных ху­дожественных предметов: фруктовых ваз, конфетниц, сахарниц, подстаканников, брошей и т. д. Получают ажурную филигрань спайкой отдельных элементов узора. Иногда отдельным деталям ажурного сканого узора придается рельефность путем выколотки. Накладная филигрань — способ отделки художественных изделий из металла.Скань (от др.-рус. скать — свивать), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.Филигрань —один из традиционных видов художественной обработки металла. Эта техника, зародившаяся в глубокой древности, почти не изменилась и в настоящее время. Скрученный из двух или нескольких серебряных, золотых или медных проволочек жгутик называется сканью, или филигранью. Гладкая проволока протягивается через ряд отверстий в стальной пластинке, укрепленной в тисках или на волочильном станке. Пропущенная через вальцы проволока становится плоской, в виде ленточки. Предварительный рисунок выполняется на бумаге, по нему выкладывается и приклеивается контур будущего узора. Затем собранные таким образом детали посыпаются припоем (измельченным сплавом серебра или золота с цветными металлами) и под действием огня спаиваются в ажурный узор. В зависимости от замысла ажурный узор может напаиваться на металл, может приобрести рельефную форму. Скань дополняется зернью — мелкими металлическими шариками, которые вносят пластическую игру, обогащают изделие. Эта техника дает бесконечно разнообразные вариации сочетания скани с зернью, построения растительных и геометрических орнаментов, соединения с гладким металлом и камнями.ИсторияВ Киевской Руси техника скани стала использоваться с 9-10 веков. Тогда витую проволоку для производства ещё не использовали, а применялись зерни. Изделия 12-13 веков отличаются высоким качеством, в то время чаще стали использовать технологию напайной, а с 13 века — ажурной и рельефной скани, в производстве стали использоваться камни.На 15-16 века приходится расцвет московской скани. Использовались разнообразные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резная кость. Самыми известными сканщиками в то время были Амвросий и Иван Фомин.В 18-19 веках изделия со сканью производились во многих художественных центрах России. Создавались как большие произведения искусства, так и небольшие изделия (вазочки, солонки, шкатулки). В производстве стали применять хрусталь и перламутр. С 19 века налажено промышленное производство в значительных масштабах с применением различных технологий. На фабриках производили посуду, церковную утварь, туалетные принадлежности.В годы советской власти скань широко применялась в художественной промышленности . Наряду с ювелирными украшениями изготавливались предметы быта: ажурные филигранные вазочки, подстаканники, миниатюрная скульптура и пр.

Показать полностью…
  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 0
Пока нет комментариев
Мир эстета
34 минуты назад

Об удивительной судьбе Софьи Крамской, дочери художника И.Н. Крамского, позировавшей для картины «Незнакомка». О неизвестной трагедии девушки из школьных учебников, чей портрет знаком каждому. Жаль, что никто не рассказывает о ее тюремном заключении. Софья Крамская, единственная девочка среди своих братьев (и потому, наверное, отцовская любимица), родилась предположительно в 1866 году (по другим сведениям, в 1867-м). Она училась в обычной гимназии, но благодаря творческой атмосфере, царившей в родном доме, рано почувствовала интерес к живописи. Отец старался развивать художественные навыки дочери и стал ее первым учителем.В детские годы Соня среди знакомых считалась некрасивой, но в юности, как это случается со многими девочками, похорошела. Однако для отца она всегда была самой любимой моделью. Даже когда девочке из-за болезни обстригли волосы и у нее на голове отрастал неровный ежик (Соня пыталась прикрыть его кружевной косынкой), и тогда на полотнах отца дочь-подросток представала настоящей красавицей с бездонными глазами.Будучи ровесницей дочерей П.М. Третьякова Веры (в замужестве Зилоти) и Сашеньки (в замужестве Боткиной), Соня с ними очень дружила. Вера Зилоти позже вспоминала:«Соня была некрасива, но с умным, энергичным лицом, живая, веселая и необычайно талантливая к живописи… В 16–17 лет Соня… похорошела, волосы отросли. Фигура у нее стала длинная, тонкая. Она прекрасно танцевала. Ее веселость, остроумие и entrain (притягательность, обаяние) привлекали к ней много поклонников». Соня действительно была очень изящной — Репин, ученик Крамского, восхищался ее фигурой, Альберт Бенуа всерьез ухаживал за ней, но в свои 30 лет он казался шестнадцатилетней Соне слишком «старым». У нее появился другой жених — Сергей Сергеевич Боткин, молодой врач, представитель известной медицинской династии. Родственники торжественно отметили помолвку молодых, Крамской на радостях написал великолепные парные портреты жениха и невесты…Как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Сергей Боткин неожиданно для всех влюбился в подругу своей невесты Александру Третьякову. Помолвка оказалась расторгнутой, и вскоре Саша Третьякова вышла замуж за бывшего жениха подруги. Соня Крамская нашла в себе силы сохранить с ней приятельские отношения. Но происшедшее надолго повергло Соню в тоску. Спасла Софью живопись. Шестнадцатилетняя девушка с головой ушла в работу и стала демонстрировать по-настоящему профессиональные успехи.«Между Соней и ее отцом была редкостная дружба, переходившая в обоюдное обожание», — писала Зилоти. В 1884 году Крамской, чтобы отвлечь Соню от душевных терзаний, вместе с дочерью отправляется в заграничную поездку (заодно и свое сердце подлечить — он был уже очень болен). Путешествуя по Франции, Софья пристрастилась к живописным этюдам на плэнере. Спустя год после путешествия Крамской писал: «Дочка моя, известная… ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант». Крамской понимал, что умирает, а дочь еще не встала на ноги и не нашла себя. Незадолго до смерти Иван Николаевич, тревожившийся за судьбу Софьи, сказал: «Девочка, а как сильна, как будто уже мастер. Подумаю иногда, да и станет страшно… личная жизнь грозит превратиться в трагедию». Софья действительно долго не могла оправиться от удара, ни в кого не влюблялась и не выходила замуж. Только в зрелом возрасте, в 1901 году, когда отца уже давно не было в живых, она заключила брак с петербургским юристом финского происхождения Георгием Юнкером. Крамской, несмотря на простое происхождение (он был сыном писаря из городка Острогожска), был принят при дворе и даже стал там своим человеком, не раз выполняя портреты членов императорского семейства (Александр III был большим демократом и предпочитал общение с обычными людьми, особенно талантливыми, общению с романовским кланом), давал уроки живописи дочерям императора. Своими при дворе стали и его дети. Софья Крамская тоже выполнила ряд работ, запечатлев императора, императрицу, их детей, прежде всего цесаревича, и других родственников. Но почти ничего не сохранилось. Что-то было уничтожено либо пропало в годы революции, что-то из собственных работ было передано ею в Острогожский музей, на родину отца, вместе с его картинами, и, когда в 1942 году в музее вспыхнул пожар, погибло вместе с большей частью его коллекций.Софья была признанной портретисткой, ее просто осыпали заказами. Увы, судьба многих работ, находившихся в частных руках, в домах и усадьбах, разгромленных в период революции, также осталась неизвестной. Софья Крамская неоднократно и с большим успехом принимала участие в различных художественных выставках самого высокого уровня — в Академии художеств, в Обществе живописцев-акварелистов, в художественном отделе Всероссийской ярмарки в Нижнем Новгороде и др. Была она известна и как книжный иллюстратор, оформляя, например, издания к юбилею Пушкина. Замечательными были и ее жанровые картины. После замужества Софья Юнкер-Крамская много помогала своему мужу, который собирал материалы о декабристах и готовил книгу-исследование об этом периоде истории. Книга так и не была опубликована…Муж Софьи Ивановны в 1916 году скончался. А вскоре начались и другие беды — революция, гражданская война, смерть матери в 1919 году… Но Софья Ивановна, которой было уже далеко за пятьдесят, старалась приспособиться к новой жизни. С 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских Главнауки. Ей, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музея Зимнего дворца и иллюстрировать «Историю религии» в издательстве «Атеист». Ей, дочери Крамского, прославленного мастера религиозной живописи, автора росписей купола храма Христа Спасителя и великих христианских полотен! Свою веру Софья Ивановна особо не скрывала, как и не скрывала христианское желание помочь ближнему. В Ленинграде мучилось много ее знакомых из «прошлой жизни» — смолянок, фрейлин, просто лиц дворянского происхождения. Лишенные всего — жилья, имущества, службы и каких бы то ни было доходов, многие буквально голодали. Дочь художника помогала им устроиться на работу, пусть с самым скромным жалованьем, достать переводы, уроки, перепечатку на машинке, чтобы как-то выжить. Все это и вменили пожилой женщине в вину — и то, что «была очень религиозной», и то, что помогала друзьям…Софья Юнкер-Крамская была арестована 25 декабря 1930 года, обвинялась по статье 58-II УК РСФСР в контрреволюционной пропаганде. Ей вменялось в вину создание ни много ни мало «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждения на службу для собирания сведений о настроениях…». Все проходившие по делу говорили о религиозности художницы, что усложняло ее положение. Кстати, в материалах дела было указано, что София Ивановна Юнкер-Крамская родилась 21 августа 1867 года. (Дата рождения, указанная на допросе, расходится с той, что была известна ранее — 1866 годом, — из писем отца художницы. Но можно предположить, что отцу это было лучше известно, чем следователю из органов.)Юнкер-Крамская была приговорена как «чуждый элемент» к трем годам ссылки в Сибирь, но из-за нервного потрясения у нее случился инсульт. С тяжелым параличом она была отправлена в тюремную больницу ДПЗ. Ее кое-как подлечили и через четыре месяца все же послали по этапу в Иркутск. Полупарализованная женщина добралась до Иркутска, но через три недели ее перевели в Канск, через месяц, с ухудшившимся состоянием — в Красноярск.15 октября 1931 года Юнкер-Крамская из красноярской больницы написала письмо Екатерине Павловне Пешковой, оказывавшей помощь политзаключенным. Софья Ивановна рассказала о тяжелой болезни, о перенесенных во время ссылки двух операциях. Она пыталась доказать, что приносит пользу, что всегда, несмотря на состояние здоровья, работала: в Иркутске — как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в Канске — как фотограф и ретушер в местной газете. В Красноярске с ней случился второй удар, отнялась левая часть тела. Ее просьба состояла в смягчении участи: если нельзя вернуться домой в Ленинград, то пусть ее хотя бы оставят в Красноярске до поправки здоровья и обязательно предоставят работу, ведь правая рука действует, не разбита параличом. «Я пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, языки, я работать могу, люблю… О моей рабочей жизни Вам может подтвердить Елена Дмитриевна Стасова, с отцом которой был так дружен мой покойный муж. О музее Крамского Вам тоже могут дать сведения и она, и товарищ Луначарский…»В конце письма отчаянные строки: «Я могла делать ошибки в своих суждениях, могла что-нибудь не так правильно оценивать, могла криво судить о положении вещей, но преступления я не совершала никакого — и сознательно так горячо любя свою страну, после смерти мужа (он был финляндским подданным) — переменила свои бумаги на русские, подписав тогда уже отказ от каких бы то ни было претензий на имущество. Было даже смешно поступить иначе. Помогите мне! Я написала просьбу о помиловании М.И. Калинину. Я прошу Вашего содействия. Я оправдаю милость, если мне она будет дарована, могу уверить в этом Вас. Я честно проработала 40 лет. Тяжко последний, быть может очень короткий срок — чувствовать себя — так наказанной… Я собрала последние силы, чтобы написать Вам все это…»28 февраля 1932 года было возбуждено ходатайство о пересмотре дела Юнкер-Крамской в связи с неизлечимой болезнью, а также в связи с тем, что ссыльная «не представляет… социальной опасности». 25 марта 1932 года София Ивановна вернулась в Ленинград. 31 июля 1932 года Юнкер-Крамская написала благодарственное письмо Е.П. Пешковой, сообщив, что собирается работать и дальше, насколько позволят силы. В 1933 году художница умерла при странных обстоятельствах. Якобы она уколола палец, когда чистила селедку, и, по словам брата, «умерла от рыбьего яда». Реабилитировали ее за отсутствием состава преступления только в 1989 году.В Государственном архиве РФ сохранилось ее письмо:«Высокоуважаемая Екатерина Павловна, Вы разрешите мне послать Вам эти несколько строк. Меня освободили! Если бы Вы только знали, каким чувством глубокой благодарности полны мои мысли и душа. Я не знаю, простите, право не знаю, полагается ли мне писать вообще о моем чувстве признательности, но я следую своей внутренней потребности это сделать… Вы не посетуйте на то, что я делаю это, если это не полагается, я не знаю, но не последовать душе этой потребности было невозможно! Я снова здесь, в Ленинграде, где прошла моя длительная рабочая жизнь — и теперь я снова, быть может, буду в состоянии начать работать хоть немного, насколько позволят мне мои силы, которые восстановятся во мне с сознанием возможности снова работать! Я не знаю даже, кому мне говорить о том, что я чувствую и как я признательна. Но, думая, что сделалось все это через Высокое учреждение, которого являетесь Представительницей, — я пишу Вам. Ну, это даже ни Вам, никому не будет нужно, пусть это не принято, пусть это не полагается — я все же повторяю: я беспредельно благодарна, что поверили и моему искреннему раскаянию, и моей порядочности старого общественного работника, и моему горячему желанию загладить работой мои какие бы то ни было оплошности и несознательные заблуждения. И хотя я, конечно, очень больна еще и слаба, но, сколько мне позволят воспрянувшие силы — то оставшееся мне время до неизбежного конца я смогу употребить на реабилитацию моего рабочего имени, как самой по себе, так и как дочери Крамского. Еще раз прошу простить меня, если я делаю что-либо, выходящее из рамок допускаемого.С глубоким уважением,Художница С.И. Юнкер-Крамская».

Показать полностью…
  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 0
Пока нет комментариев
Мир эстета
35 минут назад

Художник Francesco Beda "Урок рисования"

  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 0
Пока нет комментариев
Мир эстета
36 минут назад

Художник Луиджи Премацци "Кафедральный собор Святой Марии в Толедо"

  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 0
Пока нет комментариев
Мир эстета
37 минут назад

Дезире Клари: от невесты Наполеона до королевы Швеции и Норвегии.

Королева Дезире-Наследная Принцесса. Холст, масло, написанное в 1811 году Франсуа Жераром.

История этой женщины удивительна - она прошла долгий путь от брошенной невесты Наполеона до королевы Швеции и Норвегии. Всю жизнь она любила одного мужчину, хотя замужем была за другим. Ее судьбу трудно назвать счастливой, однако она пережила двух главных мужчин в своей жизни, своих близких, завистников и друзей.

Ее звали Дезире Клари, и она могла бы стать женой императора Франции. Однако жизнь навсегда связала ее браком с наполеоновским генералом, который стал королем Швеции и Норвегии.

Как так вышло, что она, будучи влюбленной в Наполеона и во Францию, стала женой правителя Швеции, страны, которую ненавидела всей душой? В этой статье рассказана биография Дезире Клари, первой любви императора Наполеона!

Юные годы

Бернадин Эжени Дезире Клари, как ее звали во младенчестве, была рождена в простой семье торговца шелком и мылом. В первом браке у него не было детей, и, овдовев, он женился еще раз. В этом браке у него родилось две дочери, Жюли и Дезире, которые обе стали королевами.

Старшая Жюли родилась в 1771 году, а младшая Дезире - в 1777 году. Детство и юность обеих девочек пришлось на революционные годы. Малышка Дезире воспитывалась монахинями при монастыре и получила традиционное образование.

В 1789 году, когда началась революция и была взята крепость Бастилия, отец забрал Дезире домой. Франция бушевала под гневом революционеров, которые хотели свергнуть абсолютную монархию и построить республику.

Юная Дезире тоже была активной республиканкой и открыто высказывала свою позицию. Но в 1794 году ее отец безвременно скончался, а брат был задержан по приказу нового республиканского правительства. Тогда она и познакомилась с Жозефом Бонапартом, и эта встреча была роковой…

Невеста Наполеона.

Дезире Клари не происходила из знатного рода, но ее семья была очень известна в Марселе. Она обратилась к Жозефу Бонапарту, старшему брату Наполеона, с просьбой об освобождении брата. Вскоре брат был выпущен на свободу, а Жозеф, как освободитель, представлен семье.

Сразу же между ним и старшей дочерью Клари, Жюли, завязался роман, в том же году они поженились. Семья Бонапартов тогда имела финансовые трудности, и приданое Жюли суммой 400 тысяч лир было настоящим подарком судьбы. В этот же год генерал Наполеон Бонапарт прибыл в Марсель и посетил новоиспеченных родственников брата.
Жозеф Бонапарт, Жюли Клари

Будущие король и королева Испании: старший брат Наполона - Жозеф Бонапарт и сестра Дезире - Жюли Клари с дочерьми.

Наполеон сразу влюбился в юную Дезире, и она полюбила его в ответ. Между ними вспыхнула любовь и уже в 1795 году они были помолвлены. Однако революция не ждала - Наполеон отбыл в Париж, где его закружила столичная жизнь.

А дома Дезире осталась с матерью, которая была категорически против еще одного Бонапарта в семье. Их помолвка была под вопросом, поэтому Наполеон спокойно пустился во все тяжкие в Париже и встретил там свою Жозефину. Их история любви стала настоящей легендой наравне с Клеопатрой и Марком Антонием.

Брошенная Дезире писала Наполеону гневные письма. Пораженная предательством, она отправилась вместе с Жозефом и Жюли в Италию. Там она встретилась с еще одним своим женихом, генералом Леонардом Дюфо. Но тот был убит прямо на глазах у Дезире, вновь разрушив ее надежды на счастливый брак. В 1798 году она возвращается в Париж и тогда уже встречает своего будущего супруга.

Жена Бернадота.

По приезду во Францию девушка знакомится с соратником Наполеона Жаном-Батистом Бернадотом. Через несколько месяцев она выходит за него замуж и практически сразу сообщает о беременности.

Они были странной парой, ведь Жан-Батист был человеком скучным, педантичным и расчетливым. Но Дезире постаралась забыть Наполеона и с головой погрузилась в свой брак, пытаясь показать мужу свою любовь. Хотя ей еще не раз пришлось встретиться с Наполеоном.

Уже тогда между Бернадотом и Наполеоном пробежала черная кошка. Бывший друг и соратник на поле боя не одобрял императорских замашек Наполеона. Он был истинным республиканцем и был против того, чтобы снова один единственный человек получил власть в свои руки. А вот Наполеон хотел встать во главе Франции. Его планы уже тогда были грандиозны, не зря появилось выражение "наполеоновские планы".

Вскоре у супругов Бернадотов родился единственный сын. Дезире обратилась к Наполеону с просьбой стать крестным, но он ограничился лишь тем, что посоветовал имя Оскар. Так и назвали будущего короля Швеции Оскара I, в честь пожелания Наполеона.

Будущий император Франции мечтал о свержении Директории и получении абсолютной власти. Он знал, что в этом ему может помочь Жан-Батист Бернадот, человек, который был также популярен в Париже и талантлив в войне. Но Бернадот категорически отказывался идти на помощь Бонапарту, и тогда Жозеф, Жюли и Дезире решили действовать по-другому. Семейные пары Наполеон и Жозефина и Дезире с Жан-Батистом стали встречаться, и у девушки снова вспыхнула старая любовь.

Бернадот мог противостоять Наполеону, но не стал. Большую роль в этом сыграла Дезире, которая шпионила за мужем и всячески старалась вернуть его расположения к Наполеону. Директория была свергнута в 1799 году, и Наполеон стал консулом, а в 1804 году императором Франции.

Дезире надеялась до последнего, что, устав от неверности жены, Бонапарт расторгнет брак и вернется к своей первой любви. Тем временем ее супруг надолго покидал столицу Франции то с одним военным походом, то с другим, и девушка тесно общалась с семейством Бонапартов.

Хотя Бернадот был преданным сторонником Наполеона, император был недоволен республиканскими взглядами бывшего соратника. Поэтому в 1810 году, когда государственный совет Швеции предложил Жан-Батисту стать королем, он согласился без раздумий.

Как же так вышло, что французский генерал стал претендентом на трон Швеции? Ему помогли в этом его благородство и гуманность. Он проявил милость по отношению к пленным шведам и получил любовь жителей страны. Тогда его имя было очень популярно среди шведов - он был успешен, умен и благороден.

Королева Швеции и Норвегии.

Пока Дезире сидела в Париже, ожидая любви Бонапарта, ее супруг построил в Швеции успешную карьеру.

Несмотря на то, что король Карл XIII имел законного наследника, принца Густава Адольфа, сына своего погибшего брата, он все же предложил в качестве преемника Жан-Батиста. Сам король страдал слабоумием и хотел передать трон французскому генералу. Совет одобрил это решение, король усыновил Жан-Батиста, и он стал регентом до смерти короля.

В 1810 году Дезире пришлось приехать в Швецию как наследной принцессе, но от всех этих церемоний, правил и обязанностей ее тошнило. Не полюбила она и свою новую страну - холодный климат и суровые люди по сравнению со свободной Францией просто блекли.

Едва выдержав несколько месяцев, она отправилась обратно во Францию, где правил император Наполеон Бонапарт. Он уже развелся с Жозефиной и женился на австрийской принцессе.

Началось медленное падение Наполеона, и ее супруг, Жан-Батист, в 1812 году заключил союз с Россией и отвернулся от Франции. После падения императора дом Дезире был пристанищем для Бонапартов, которые оказались после его изгнания в бедственном положении.

Ее муж был коронован как король Швеции и Норвегии в 1818 году, но Дезире не покинула Париж. Она прибыла в Швецию только в 1823 году, а коронована как королева Дезидерия только в 1829 году.

Стоит отметить, что она была второй простолюдинкой в Швеции, которая стала королевой за всю историю страны. Всю свою жизнь она удивляла королевский двор своими выходками. Она могла выйти к мужу и его советникам в ночной рубашке, много и долго спала, не интересовалась политикой и делами страны.

В 1844 году ее супруг скончался, и королева Дезидерия стала вдовой. На престол вступил ее сын Оскар, который был женат на внучке Жозефины, супруги императора Наполеона.

Дезире прожила очень долгую жизнь, пережила на год своего сына, который скончался в 1859 году. Она была похоронена рядом с мужем, в церкви Риддальхольмена.

Дезире Клари, которая могла бы стать императрицей Франции, стала королевой Швеции и Норвегии. За всю свою долгую жизнь она так и не выучила шведский язык, хотя стала матерью правящей ныне династии Бернадотов.

Показать полностью…
  • Нравится 0
  • Комментировать 0
  • 0
Пока нет комментариев
← Предыдущая Следующая → 1 2 3 4 Последняя
Показаны 1-5 из 63452