Коротко об импрессионизме
A!
В конце XIX века группа французских художников, называвшая себя «Анонимным обществом живописцев, скульпторов и граверов», совершила прорыв: организовала свою собственную выставку. Для того времени, «независимые» выставки были немыслимы – показать свои работы можно было только официально – через Салон. Это был единственный способ зарекомендовать себя, приобрести репутацию, статус успешного художника. Работы, представленные в Салоне, отбирались специальным жюри, которые, естественно, не позволяли Клоду Моне, Огюсту Ренуару, Эдгару Дега и многим другим выставляться в Салоне. Получая многократные отказы, импрессионисты не могли больше ждать одобрения Салона. В итоге, художники объединились, арендовали студию фотографа Надара и выбрали дату проведения совместной выставки. Первая выставка импрессионистов открылась в 1874 году и совпала с ежегодной выставкой Салона.
Происхождение термина
Термин «импрессионизм» ( с французского Impression –«впечатление») появился с лёгкой руки французского критика Луи Леруа. В своей разгромной статье, желая высмеять новое направление в живописи и особенно картину Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», критик назвал картины художников ничем иным, как «впечатлениями».
«Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне, 1872
Особенности стиля
Основной особенность картин импрессионистов было то, что они «писались на пленэре», т.е. непосредственно с натуры, а не на основе эскизов и подготовительных набросков. Работа над картиной непосредственно на открытом воздухе дала возможность воспроизводить природу во всей её реальной живости, тонко анализировать и запечатлевать её переходные состояния, улавливать малейшие изменения цвета, появляющиеся под воздействием световоздушной среды (органично объединяющей человека и природу), которая становится в импрессионизме самостоятельным объектом изображения.
Пейзаж, Пьер Огюст Ренуар, 1881
Главными темами стали бытовые сцены. Героями картин становились не прославленные герои, правители государств, библейские или литературные персонажи, а обычные люди.
Бар в Фоли-Бержер, Эдуард Мане, 1882
Живописцы старались передать момент или впечатление от момента, поэтому работы художников очень эмоциональны. Факты и реалистичность передачи окружающего мира уходят на второй план, уступая место чувствам, яркости момента, субъективности восприятия мира.
Пляж в Трувиле, Клод Моне, 1870
Картины импрессионистов кажутся немного нечеткими, размытыми и неопределенными. Этот эффект достигался за счет специфических методов нанесения краски на холст. Художники использовали короткие, быстрые мазки, которые создавали на полотне мозаику из мазков разного цвета. Иногда живописцы вообще не использовали кисть, нанося краску прямо из тюбика. Именно поэтому картины импрессионистов не рекомендуется рассматривать с близкого расстояния — в них важны не детали, а восприятие изображения в целом.
Рожь. Пантуаз, Камиль Писсаро, 1877
Главное оружие импрессионистов — цвет. Использовались яркие оттенки, чистый, интенсивный цвет, полноценно передающий эмоцию. В живописи импрессионистов, как правило, нет места скучным нейтральным тонам — использую желтый, красный, голубой, зеленый, синий. В работах импрессионистов цвет важнее образа, создаваемого на полотне.
Балетная сцена, Эдгар Дега, 1907
Значение
Творчество Эдуарда Мане, Камиля Писсаро, Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара и др. стало поистине новшеством и прорывом своего времени. Импрессионизм оставил богатое наследие в живописи. В первую очередь, это интерес к проблемам цвета и нестандартным техникам. Импрессионизм выразил стремление к обновлению художественного языка и разрыву с традициями, стал своего рода протестом против кропотливой техники мастеров классической школы.