Что учитывать, инвестируя в идею?

Что учитывать, инвестируя в идею?

Публикуем заметку Ника Брисборна, управляющего партнера в компании Forward Partners, серийного инвестора и эксперта в области венчурного инвестирования о том, что нужно учитывать, вкладывая деньги в проект на стадии идеи, учитывая риски инвестирования на ранних стадиях.

Ник Брисборн – управляющий партнер в компании Forward Partners и уже 13 лет работает в сфере венчурного капитала. До прихода в Forward Partners, он был партнером в ведущей венчурной компании DFJ Esprit. Ник работал и инвестировал в Лондоне и Силиконовой Долине, возглавил инвестиции в более 25 проектов, несколько раз весьма успешно вышел из инвестиционного проекта, включая buy.at (выкуплен AOL за 125 млн долларов) и Zeus Technology (выкуплен компанией Riverbed за 140 млн долларов).

Нашим читателям известно, что Forward Partners вкладывает деньги в компании еще на стадии зарождения идеи, когда нет ничего кроме предпринимателя и его бизнес-плана. Меня часто спрашивают, как можно научиться так делать, и получать огромные доходы, учитывая риски инвестирования на этой стадии.

Ответ на этот вопрос неоднозначен, не последнюю роль, конечно, играют сам продукт и наличие опытной команды по превращению идей предпринимателей в преуспевающие компании, но сегодня я хотел бы поговорить о том, каким образом мы оцениваем идею с точки зрения возможности превращения ее в бизнес и получения прибыли.

Ниже приведен список критериев из поста моего коллеги Мэтта Бредли в блоге Forward Partners.

1.Есть отличная идея – обычно интересный вариант использования чего-либо, или интересное решение сложной проблемы, подтвержденное каким-нибудь объективным исследованием.
2. Есть глубокое понимание рынка – поведения и мотивации потребителей, каналов поставки, ценообразования, выхода на рынок.
3. Конкурентная среда весьма благоприятна – конкуренты должным образом изучены, и ясны их сферы влияния (обратите внимание на словосочетание «должным образом»)
4. Основные показатели непоколебимы – ясны прогнозы по прибыли, стоимости привлечения одного клиента, ценность клиента за все время сотрудничества с компанией.
5. Есть основание для долгосрочного конкурентного преимущества — нет препятствий для выхода на рынок, по крайне мере, масштабных.
6. Есть необходимые навыки – учредитель подходит для своей роли.
7. Есть основательный план на первый год.

Важность последнего пункта мы оценили не сразу. Венчурный капитал наиболее эффективен при быстрой реализации проекта и стремительном прогрессе. Все основатели компаний проходят через стадию исследований, которая в большинстве случае является, как я его называю, периодом бесцельных блужданий — изучаются новые идеи, собирается информация, налаживаются связи, но фактически нет какого-либо определенного прогресса. Затем (если, конечно, провезет) звезды сходятся, появляется четкая идея и план. Именно в этот момент и стоит инвестировать в компанию и помочь ей ускорить свое развитие.

Конечно, мы будем помогать учредителям дойти до этого этапа, но инвестировать в компанию без четкой идеи, которая может переродиться в план, весьма рискованно, так как нет еще понимания, как превратить теоретическое видение в бизнес, и нет уверенности в возможности быстрого развития проекта.

15:44
610