Одноэтажная зараза уже на пороге

Одноэтажная зараза уже на пороге
Образ американской мечты хорошо сработал не только в США, но и у нас – огромные одноэтажные пригороды уже обступили Белгород, Иркутск и другие города России. Раньше это не было серьёзной проблемой, скорее исключением из правил. Сегодня же это становится тенденцией и может создать много проблем городам и жителям.

Зачем люди уезжают из города

Есть люди, которые хотят жить и работать исключительно в своём доме с огородом, теплицей, баней и лужайкой. Может без огорода и бани, но точно на участке земли. Иногда это пенсионеры, иногда фермеры, иногда и другие обычные люди. Их мы трогать особо не будем – хотят и пусть. Нас больше интересует оставшееся большинство, которое каждое утро едет в город, а вечером возвращается к себе в одноэтажный пригород.


Переезд и стройку сложно назвать чем-то приятным, чаще всего это вынужденное решение: дешевле построить свой дом под свои потребности, небезопасная среда для детей, экологические проблемы, окружающий тлен и безысходность. Каждый сможет назвать свои причины, но, скорее всего, их можно сгруппировать, понять «а что у нас не так» и начать решать это «не так».


Минусы для убегающих

Близость большого числа людей порождает бизнес. Посмотрите на разнообразие заведений в центре многолюдного города и одинокую «Пятёрочку» на отшибе. Это происходит не по воле какого-нибудь градостроителя или урбаниста-волшебника, а из-за плотности: есть массовый спрос – будет и разнообразное предложение с конкуренцией.


Жизнь в городе отличается от деревенской возможностью выбора: пойти в театр, позвать девушку в одну из сотен кофеен, выбрать школу с нужным уклоном, получить дополнительное образование, выбирать работу по душе, заказать суши или пиццу – всё это и не только находится недалеко от вас, вы можете легко пользоваться этими благами. Если же вы выбираете жизнь в пригороде, то для получения всего этого приходится тратить больше времени в дороге. Это то время, которое вы не потратите на себя, детей, любовниц или кого-либо ещё.


Отдельная проблема – зависимость от автомобиля. Сделать нормальный общественный транспорт при низкой плотности населения практически невозможно: он будет возить воздух, который будет стоить крайне дорого. Велосипед тоже не спасёт, ведь ехать до нужного места придётся, скорее всего, далеко. Для взрослых это решаемая проблема, но этим же взрослым придётся работать таксистами для своих детей и остальных безлошадных. Ещё это малоподвижный образ жизни и сокращение вашей же жизни.


Если вы сейчас живёте в своём доме и недалеко от всех благ цивилизации, или даже в пешей доступности, то вам повезло (я вам даже завидую немного!), но эффект может быть временным. Перечисленные проблемы возникают при масштабировании, когда пригороды становятся массовым явлением – если у вас сейчас всё хорошо, то через несколько лет ситуация может изменится. Именно поэтому расширение города за счёт одноэтажных пригородов не отвечает принципам устойчивого развития – рост числа жителей ухудшает положение уже живущих.


Минусы для горожан

Убегающие люди не купят у вас квартиру, не станут вашими друзьями или партнёрами. Налоговые поступления и экономическая активность снизятся, это ударит по социалке, уборке города, благоустройству и прочим вещам, на которые и так не хватает денег.


Так как жизнь в пригороде практически всегда завязана на личную машину, то у городов начнутся большие проблемы с пробками – это заметят все горожане. Вероятнее всего, города захотят решить эту проблему развязками и подземными переходами. Дорожные проекты ударят по жителям «вылетных» улиц и проспектов, ещё и пробьют дно в бюджете. Да, у нас почему-то за деньги жителей города пытаются решить проблему жителей пригородов и всей остальной агломерации. В итоге ещё больше жителей захотят переехать подальше от этого ужаса, получится замкнутый круг.


Как этого избежать

Ответ на этот вопрос сложный: нужен анализ «что у нас не так» и работа со всеми отраслями жизни. Нужно ориентироваться не на тех, кто живёт в городе и не собирается его покидать, а как раз на перебежчиков – чего им не хватает и какие есть проблемы. Ключевым моментом проигрыша наших городов я считаю жильё. В городе должно быть разное жильё, выбор не должен сводиться к огромной новой многоэтажке с двором-парковкой или старому дому с убитой канализацией.


Я показывал много новых западных районов – их главное отличие в разнообразии типов квартир и стилей жизни: одинокому парню нравится жить в центре жизни – вот тебе студия на пешеходной улице, молодая семья выбирает себе первую квартиру – недорогое жильё без балкона рядом с трамвайной остановкой недалеко от работы, многодетная семья – многоуровневая квартира в дупликсе с отдельным входом и своим участком, пожилая пара – небольшая квартира в многоэтажном доме с собственным входом без ступенек и небольшим участком под окнами, богатый бизнесмен – пентхаус с участком на крыше и так далее. Разные типы жилья для разного класса пытаются уместить в рамках одного квартала. Порою разновидность жилья в будущих домах закладывается мастер-планом застройки района ещё до раздачи участков застройщикам. У нас же даже в городах-миллионниках про дуплексы и иные типы жилья даже не слышали.


В разных городах слышали истории от застройщиков про снижение числа покупок квартир: сегодня люди тщательнее выбирают жильё и хуже ведутся на человейники. При отсутствии на рынке нормального варианта человек просто покупает участок и строит дом – компании теперь конкурируют не только друг с другом, но и с пригородами. Это даёт надежду на качественный рывок в девелопменте в обозримом будущем (или на банкротство ряда строительных фирм).


Улицы должны быть безопасными, дети должны иметь возможность без помощи взрослых доезжать до школы на велосипедах, состояние общественного транспорта не должно вызывать желание влезть в кредит ради Соляриса или Гранты и так далее. Города должны исходить из комфорта самого незащищённого и слабого своего жителя, тогда среда вокруг будет комфортной и безопасной для каждого.


Сейчас многим не хватает культурного разнообразия, люди в прямом смысле проводят выходные или в торговых центрах, или за бутылкой, или перед телевизором от безысходности – это сигнал о деградации города. Наличие парков или домов культуры не означает, что люди в них будут ходить – нужно уметь завлекать жителей разными событиями: показы кино, лекции, выставки, фестивали, уроки йоги и так далее. От парков нужно переходить на уровень всего города: интересные улицы, публичные программы на площадях и набережных и так далее. Поймите, чего не хватает жителям, и дайте им это.


Поделиться записью:

добавить меня в друзья

А ещё можно подписаться в...

Посты по теме:

Во что нам обойдётся одноэтажная Россия


Устойчивый дом: разнообразие квартир

10:49
472
14:49
жизнь в массиве многоэтажных домов, где все слышно и так далее. вот что у нас не так. это специфическая социальная среда. люди бегут от нее. а не к этим квадратно гнездовым домикам. а альтернатива, типа того что варламов показывает про голландию, не по карману.
15:33
В этих квадратно-гнездовых домиках все еще хуже. Там не только слышно, но еще и видно.
17:24
Страны где люди живут в многоэтажных домах ждет вымирание, в частном секторе рождаемость в среднем на 30% выше.
10:38
Статистика из пальца. Из серии «кто о чем...».
Вообще речь не о фермерах, которых мизер от общего числа, а о тех, кто живет в многоэтажках, а за город выезжает каждые выходные. Таких большинство. Они забивают все автострады каждые выходные. Без услуг и сервисов города они жить не смогут.
22:29
Жизнь в одноэтажном пригороде это однозначно хорошо. Так жить выбрал для себя практически весь мир, там, где это позволяет ресурс площади. Так живет США и Канада, так живет Австралия, так живет огромное количество людей в Европе.

Города с улочками, разнообразием магазинов и прочим никуда не денутся, просто они не должны быть кошмарными мегаполисами.

Но большинству людей гораздо приятнее жить в своем доме, с садом под окном, а на работу ездить, да, на машине, ну и что. Если не строить безумного размера мегаполисы типа Москвы, то и проблем с пробками не будет.
16:08
Так речь о мегаполисах, которые выезжают в полном составе и превращают магистрали в ад! И подобных много. Деревни вымирают. Люди уезжают в города. Затем превращают города в непотребство и уезжают за город отдыхать. Однако, это уже не деревенские жители! Они уже не могут без услуг и сервисов городов.
Поэтому, с таким подходом ничего не изменится. Коллапс будет нарастать.
Про Австралию не надо. Именно по причине, указанной выше. Если бы у нас  люди распределялись на всей территории страны и там же жили с редкими выездами — другое дело. Однако, у нас совсем по другому. Вокруг мегаполисов всё облеплено. Это горожане, которые сами сделали свои города невыносимыми и сбегают из них по первому случаю на своем авто. Однако, пользоваться услугами и сервисами городов они не отказываются. Отсюда, коллапс.
11:55
Тем, кто принимает решения нужно больше золота! Прямо сейчас.
13:42
когда вам выделили землю, намного выгоднее на ней построить модный муравейник.
14:12
//Поймите, чего не хватает жителям и дайте им это.// — а кто платить будет?
//Именно поэтому расширение города за счёт одноэтажных пригородов не отвечает принципам устойчивого развития// — а опыт Австралии или Новой Зеландии ни о чем не говорит?

моя позиция в отношении огромной! сверхдержавы Россия:
— к черту многоэтажные курятники, человейники и общественный транспорт с ними же
— все города должны быть децентрализованными, иметь несколько «центров» развития или притяжения в разных районах
— у семьи должно быть свое пространство, а не соседство с кем-либо через стенку или общий двор на всех
— многоэтажная застройка — это проблема с парковкой (не соглашусь с урбанистами которые утверждают — купил машину — купишь и гараж)
— в театр мы каждый день не ходим (некоторые готовы прилетать/приезжать с ночевкой из других городов). а вот единения с природой и снятие стресса действительно не хватает (тут повезло тем горожанам, что живут рядом с большими парками или лесами)
— бизнес может быть также в виде розничной сети в небольших поселениях (проблема только с их логистикой), а то хорошо устроились — «свозят работяг» со всей округи и гоняют по этажам ТПУ в надежде стрясти с них свой рубль )))
больше недорогих такси.
16:55
>>многодетная семья – многоуровневая квартира в дупликсе с отдельным входом и своим участком

У вас странное представление о благосостоянии населения в зависимости от количества детей.
У всех этих чудесных европейских малоэтажных кварталов ценник такой, что только узкая прослойка европейцев себе может позволить там жить, а у нас эта прослойка и того меньше.
Жильё может быть разных форм владения, не обязательно его покупать в собственность, а доступность определяется разными государственными и иными программами. Например, жильё в Лондоне дорогое, но новое строительство обычно включает в себя 10% социального жилья. И разная квартирография не всегда подразумевает высокую цену.