Один день пенсионера на Крите. 13.06.2019.

Меня зовут Александр, живу я в Украине, в Харькове. Мне 26 июня исполнилось ровно 100 лет (в 8-ричной системе). В привычной системе всего (или аж) 64. Сответственно, уже 4 года, как на заслуженной пенсии, ветеран труда и т.д., и т.п. Но по инерции продолжаю работать. Работаю в IT удаленно из дому, иногда появляюсь в офисе. Три года назад у меня обнаружили онкологию, операция, облучение, теперь периодический контроль, мало приятные вещи. Занимаюсь (и очень люблю) экстремальными (но не очень) видами спорта — горные лыжи, виндсерфинг, бегаю на роликах (в основном, когда бываю в Вене). Очень люблю путешествовать, побывал в 30 странах от США до Шри Ланки, но чаще всего путешествую в Европе. После своего диагноза, как только пришел себя, начал путешествовать гораздо интенсивнее — Хорватия, Испания, Бельгия, Нидерланды, Италия, Франция. Некоторые дни из этих поездок я публиковал уже здесь. Публиковал и обычные «домашние» свои дни. Причем основной мой стиль отдыха — это путешествия от города к городу с фотоаппаратом, когда за одну двухнедельную поездку объезжается от 8 до 14 городов. Долго сидеть на месте я не люблю, мне все время нужны новые впечатления, новые фотокадры.

Под катом 70 фотографий и несколько видео. Могло быть и 500 фотографий, но правила не позволяют. Все фото сделаны на телефон. Зеркалку вожу с собой все реже.

Это было и представление (напоминание о себе) и преамбула. Дело в том, что в этот раз это был уже давно подзабытый мной формат отдыха — пляжный, да еще и от туроператора. Неделя на Крите, в поселке Бали. Когда-то, лет 10 назад я заезжал в этот поселок с товарищем на машине. Тогда мы просто катали с ним 4 дня по Криту и это было просто обалденно, я влюбился в Крит сразу и бесповоротно. И поселок Бали с его живописными бухтами мне тогда очень понравился. Поэтому, когда в этот раз я увидел предложение тура в этот поселок, я долго не раздумывал, решение вообще принималось совершенно спонтанно, поздно вечером. Поездка затевалась для родной мне женщины, которая очень любит плавать в море. Ее поставил перед фактом — через четыре дня мы летим на Крит.

Но так как восемь ней пляжного отдыха пусть и в очень живописном месте с чистейшим морем и возможностью уединитmся в гроте с пляжиком, для меня, ну скажем мягко, скучно, то в один из дней я взял в аренду машину и решил прокатить Надю (ее так зовут) по тем местам, которые уже видел десять лет назад, но которые и сам был не прочь посетить снова. Вот об этом дне и пойдет дальше речь.

Итак, 13 июня 2019-го года, Греция, остров Крит, поселок Бали, вилла Sharlot, аппартаменты номер 5, 6:30 утра.

01. Аппартаменты состоят из двух комнат — студии, в которой мы собственно и живем  (вид от кухни) -

И еще одной такой же по размерам комнаты — спальни, где просто валяются наши вещи.

02. Это утренний вид с нашей террасы -

03. На часах… Впрочем, на них все время такое время. Это в стиле местной жизни. Какая разница сколько сейчас времени? Куда спешить на Крите?

04. Достаточно того, что в окне уже видно солнце, а значит нам нужно торопиться в дорогу. На завтрак овсянка, сэр! Вот она доходит до кондиции в тарелках. Чем замечательна овсянка — поел, а потом еще долго не хочется есть.

Быстренько завтракаем и уже в 7:15 выходим к нашей машине, которая припаркована неподалеку. Это пежо 107, маленькая экономная машинка с коробкой автомат за 40 Евро в сутки. Точнее коробка «робот» и с этим накануне были проблемы, когда я, забрав ее из пункта проката, парковал ее рядом же на склоне между двух машин. После снятия с ручника она совершенно не держится на склоне и нужно газовать в пол, чтобы она не покатилась по склону. К этому нужно привыкнуть.

Еще накануне я наметил такой маршрут — пещера Мелидони, пещера Сфедони с Зониане,  монастырь Аркади, каньон Курталиотико, монастырь Превели, пляж Превели. При старте указал на навигаторе первый пукт в Google Maps и мы поехали. Обычно я сразу по приезду на место скачиваю карты района и в случае, если нет Wi-Fi пользуюсь оффлайновым сервисом MapsMe. Но сейчас мы стартовали от бара в нашей вилле, где Wi-Fi был и где я днем в самую жару обычно работал (отпуск я не брал, а зачем?).

В этот раз Google Maps нас почему-то повел вопреки указателям на пещеру Мелидони, которые стояли вдоль дороги, мы плюнули на него и поехали по указателям. В дальнейшем он нас не подводил, а халявный Wi-Fi был во всех промежуточных точках нашей поездки.

05. Таверна по дороге утром. В глубине на стуле немолодая парочка упоенно целуется. Видимо, еще с ночи.

06. Типичный греческий домик, бело-синяя гамма, которая достигает своего апофеоза на острове Санторини. Подумалось, что это отражено и на бело-синем флаге. Забавно было бы, если бы в Украине дома в деревне были сине-желтыми.

07. Вид на «Белые горы» (у туроператора одна из экскурсий. Но зачем нам кузнец, нам кузнец не нужен) -

08. К пещере Мелидони мы приехали в 8 утра, к открытию. Внутри пещеры, по центру памятник погибшим в пещере женщинам и детям. Они укрывались в пещере от турок под защитой немногочисленных воинов. Турки при штурме потеряли много солдат. Расвирепевшие они развели костер и задушили всех в пещере дымом. Когда-то вход в пещеру был бесплатным, она не была оборудована мостиками и ограждениями. Просто дыра в скале и ступени вниз, можно было забраться в удаленные пещеры вообще не освещенные. Теперь вход — 4 евро. Работает пещера с 8 утра и до 7 вечера. Но вход по-прежнему самостоятельный, без экскурсовода.

09. Сталактиты, сросшиеся со сталагмитами. Таким колоннам миллионы лет. Раньше безбашенные туристы отбивали сталактиты, росшие сотни тысяч лет на память. Но и сейчас туристов, в отличие от следующей пещеры Сфедони, никто не сопровождает. Сами все, сами.

Едем дальше к пещере Сфедони. Дорога в горах все время идет серпантином, меня ей пугали, но я быстро освоился и не чувствовал с ней никаких проблем. Просто, как в городе, все время разгон-торможения. Только вместо светофоров — крутые повороты.

10. Классическая греческая церквушка. Впрочем, в Хорватии такие же, насколько я помню.

11. Собака в одном из двориков. Вообще-то на Крите полноправными хозяевами чувствуют себя кошки, их очень много, они никого не боятся. Собаки встречаются редко.

12. Это уже церковь посолиднее

13. По дороге проезжаем милые деревушки, утопающие в цветах.  Хотели бы здесь жить?

14. Типичная улочка. Правда, далеко не самая узкая.

15. Вот за что люблю Грецию, Испанию, Хорватию… Вот за такие ряды горшков :)

16. Так обычно выглядят обочины на въезде и выезде из деревушек. Кусты с белыми и розовыми цветами стараются чередовать. Тут не очень получилось. Но как-то самые правильные и красивые обочины мы не сообразили сфотографировать.

17. Еще одна типичная критская церквушка.

18. Опять любимые горшки :)

19. Это уже парковка возле пещеры Сфедони, одной из самых больших и красивых на Крите. Наша машинка — крайняя справа,  Вход в пещеру 5 Евро, мне бесплатно (инвалидность 2-й группы по онкологии). Открыта с 10-10:30 и до 17:00. Экскурсии по идее, каждый час, но самой первой утренней пришлось ждать полчаса, пока набиралась группа. Зато экскурсовод был отличный. Экскурсия была на английском, но он так четко, громко и ясно выговаривал слова, что было понятно, наверно, и тем, кто английский не знает.

20. Это уже внутри. Многое решает подсветка. Ну и без нее тоже поражает масштаб и красота. При этом к посещению открыта только совсем небольшая часть пещеры — где-то шестая часть, наверно. Или восьмая. Остальную часть по требованию спелеологов оставили первозданной. Надо же где-то жить летучим мышам. Впечатляющих фото куча, но… лимит.

21.

22. Подсветка много значит. Так-то сталактиты не сильно варьируются по цвету -

23. Теперь едем к монастырю Аркади. Еще одна церквушка по дороге.

24. На очередной остановке для фотографированимя видов мой портрет возле машины. Так как мне на солнце греться не очень рекомендовано, я в серферской  лайкре с высокой степенью защиты от ультрафиолета.

25.  По дороге вот такие живописные обочины -

26. У нас аналог разве что сирень, но она не цветет так ярко и так густо -

27. Очередная церквушка по пути.

28. Стилизация под минойские древние фрески на одном из деревенских домов? А вдруг настоящая?

29. Критские старички неспешно коротают время. На Крите местные вообще никуда не спешат. не спешили бы и мы, если у нас не было еще четыре пункта в программе -

30. По дороге встретилась вот такая голова.  Ну как тут не поиграть в гляделки.

Приехали в монастырь Аркади. Уже очень жарко. На часах 12:30. Но здесь высоко, в тени продувает ветерок.
Дата основания монастыря точно неизвестна. По одной из версий его история начинается со времён Флавия Аркадия (начало V века). По другой версии Аркади основал византийский император Ираклий I. Монастырская церковь датируется XVI веком.
После захвата Ретимнона в 1648 году турки разграбили монастырь. Однако позже монахам было позволено вернуться. В 1822 году группа турецких солдат вновь разграбила Аркади. После провозглашения независимости Греции Крит остался под властью Османской империи, хотя христиане и получили некоторые уступки. .
События 1866 года, когда 15 тысяч турецких солдат штурмовали Аркади, и самопожертвование защитников монастыря, сделали монастырь в Греции символом борьбы за независимость, получившего имя «Холокост Аркади».

31. Монастырская стена. Вход то ли 4, то ли 5 евро, точно не помню. Мне опять бесплатно. Причем, как мы поняли в Греции это не регламентированно, как, например, в Испании. То есть у билетера нет инструкции пропускать бесплатно в случае инвалидности, он просто по доброте душевной идет тебе навстречу. Ну а мне не сложно спросить.

32. Главный открыточно-рекламный вид этого монастыря -

33.

34. Вот такие детали и делают окружающий мир красивым и романтичным.

35. В галереях кельи монахов.

36. Все очень живописное.

37… Поневоле залюбуешься.

38. Глаз радуется -

39. Кошки на Крите чувствуют себя совершенно спокойно, собак нигде не видно, одни кошки -

40.

41. Среди разных ракурсов живописного фасада, визитной карточки монастыря, сложно выбрать лучший -

42. Тут мы выпили кофе и чай, перекусили запасенными бутербродами с критским сыром -

43. Посчитайте число указателей на один и тот же туалет в одном кадре -

44. Рулю дальше. Следующая цель — монастырь и пляж Превели. Для этого надо с северного побережья перебраться на южное. Но на Крите это недалеко — 50-60 км. В некоторых местах вытянувшегося с востока на запад (или наоборот) Крита вообще всего 15 км.

45. Пейзажи по дороге -

46. Пугали серпантином, но мне по нему было намного приятнее ехать, чем потом по оживленной трассе.

47.

Проезжаем каньон Куартолико, не останавливаясь — слева двойная сплошная. Решаем сделать остановку для фотографий на обратном пути.

48. А это уже моныстырь Превели на южном побережье. Внизу Ливийское море.

49.

50. Какое фотогеничное дерево!

51. Внизу небольшой зверинец. Эта павлиниха решила уединиться на крыше и там же несет яйца.

52. С монастырем связаны два предания, точнее с хранящимся в нем крестом.

Обе рассказаны одним из моих подписчиков в ЖЖ в комментарии, поэтому дальше цитата.

«Первая история связана с завоеванием Крита османами. Надо сказать, что само появление этого креста в монастыре довольно мистично. Не помню подробностей, но крест был обретён монастырём случайно, и яко бы „не хотел уходить из монастыря“. Вроде бы его пытались перенести в другие монастыри, но никак не получалось. Повторюсь, подробностей не помню, поэтому не мучайте расспросами. Так вот, когда критяне воевали с османами, монахи вместе со всеми шли в бой неся впереди этот крест. И, как правило, побеждали. Однако всё же случилась битва, в которой османы победили и крест был утерян. Монахи искали его, но не нашли. Некоторое время спустя, венецианский корабль проплывал мимо монастыря (там проходил морской маршрут) и внезапно „застрял“. Туда — сюда движется, но всё равно стоит на месте. Спустя три дня матросы спустились на берег и пошли за водой в монастырь. Монахи, прознав ситуацию спросили — нет ли у них креста какого? Те говорят — да есть, купили у турок. Ситуация прояснилась, крест вернулся в монастырь, а корабль внезапно обрёл способность двигаться и благополучно уплыл.

Вторая история — уже наши времена, Вторая Мировая война. Немцы бегут с Крита. Самолеты гружёные под „завязку“ вылетают с аэродрома. Но вот один самолёт никак не может взлететь. Разгоняется, а оторваться не может. Рассказывали, что пилоты говорили „про плиту“, которая лежит на самолёте. Местный грек, работающий в аэродромной обслуге, внезапно спросил одного офицера про крест, рассказав всякие истории. Решили поискать. Немцы всё же были набожными, несмотря на все свои злодеяния. И точно, нашли коробку с этим крестом! Когда стали выгружать из самолёта, у них так тряслись руки, что крест уронили, и он немного помялся. Крест вернули, и всё закончилось».

Не знаю, тот ли это крест. Скорее нет, это какой-то декоративный, стоит в зверинце.

53.

54. Из монастыря отправились на пляж Превели, который неподалеку, Оставили машину на стоянке (стоянка 2 Евро, мне бесплатно) и начали длинный спуск по ступенькам к пляжу Превели. Вот он внизу. Река в форелью, пальмы. Все, как и 10 лет назад. Спуститься не сложно. Главное — оставить силы на подняться. Тем более, что на часах уже 16:10, машину нам нужно вернуть не позднее 21:00, а, значит, стартовать назад с учетом разных непредвиденных остановок на фотографирование и на заправку нужно не позднее 19:00. То есть времени на пляж у нас немного.

55.

56. Панорама пляжа сверху.

57. Спустились, с удовольствием пропылыли после целого дня без моря. Пять гусынь (шутка).

58. А это мы уже пошли в пальмовый парк. Правда сначала ошиблись стороной реки. С правой, если смотреть от моря на горы — узенькая тропинка в чаще, а вот слева — цивильная дорожка. Поблукав справа, вернулись и Надя по моему совету поплавала в реке. Но в ней самый кайф поплавать в маске — в воде пасутся стада жирной крупной форели.

59. Это уже обустроенная дорожка слева.

60. Водоплавающая Надя не выдержала и нырнула в реку (второй раз).

61.  А я пошел дальше фотографировать -

62. В самом конце кайфовое место. Можно здесь сидеть бесконечно и слушать шум бурлящей воды -

63.

64.В  красивых местах народ делал селфи. А мы что, рыжие? Тоже сделали селфи. Ну да, частично рыжие. У меня на груди талисман с египетской монетой. Это еще с самой первой поездки в Дахаб, сейчас в Египте таких (с дыркой) уже нет.

Назад начали идти в начале седьмого. На гору взобрались за 15 минут, потом пять минут выдыхали. Стартовали в обратный путь с большим запасом — в 18:30.

65. Дежавю. Когда мы с товарищем больше 10 лет назад возвращались на машине с пляжа Превелли нам перекрыла дорогу отара овец. В этот раз все повторилось с точностью. Вот оно, одно из непредвиденных обстоятельств на Крите.

66. И точно так же, как и более десяти лет назад этот мост мы заметили только на обратном пути. По пути к пляжу его не видно с дороги за деревьями. Мост кажется старинным, чуть ли не римским, но он относительный новодел — 19-й век.

67. А это ущелье Куартолиотко, в котором всегда дует ветер. И всегда с севера на юг. Кстати, поэтому Ливийское море на юге всегда холоднее Эгейского на севере — ветер отгоняет теплую воду на поверхности от берега, вверх поднимается холодная.

Вдали придорожная церквушка Святого Николая, но мы уже устали и пресытились и в нее не ходили. Десять лет назад мы с товарищем не поленились.

Ну а потом, мы уже ехали без остановок, только остановились на заправку. 200 км, 12 литров, 20 евро. Бензин на Крите дорогой, в районе 1,7 Евро за литр. Зато машина экономная. 6 литров на 100 км, несмотря на рваный ритм езды по серпантинам.  Оплату в отличие от наших заправок взял сам заправщик. Наличкой, без всякого чека.

До Бали доехали без приключений. Подвиг мы, а точнее наша машина, совершила уже в самом Бали. Дело в том, что поселок (городок) расположен под горой, вытянут вдоль моря и между частями поселка очень крутые горки. Мы заехали в съезд с трассы, ведущий к городку, но выехали к морю в самой правой его части, а нам нужно было в левую. И вот мы спустились с очень крутой горки, причем встречной машине пришлось сдавать задом в карман посредине, иначе не разминулись бы. Потом ровный участок вдоль пляжа и осень крутой подъем на горку с двумя поворотами — сначала направо у подножия, потом под 90 градусов налево наверху. И дальше уже менее крутой затяжной подъем. Подъем выстелен бетонными  плитами. Мы несколько дней проходили это место пешком и я был уверен, что на машине нам тоже туда. При этом я уже прилично устал и соображал не очень. И вот я разгоняюсь на ровном участке, чтобы влететь на горку, поворачиваю направо, взлетаю наверх и… скорости не хватило, машина ревет, из под колес дым, я чуть сбрасываю газ, а машина начинает катиться назад. Я снова вдавливаю газ, из пол колес летят камушки, бьют в днище, запах паленой резины, но в конце концов машина таки влазит на горку. Запах паленой резины слышен отчетливо, а через пару минут нам сдавать машину. Запас по времени еще был, 20:00, но как-то и в голову не пришло постоять где-нибудь, пока запах выветрится. Но, слава Богу запах паленой резины выветрился быстро и, когда мы подъехали к пункту проката в соседнем доме с нашей виллой, уже не был слышен. Работник проката даже не посмотрел на машину, просто взял ключи. Я сам уговорил его убедиться в том, что бензина столько же, сколько было, когда мы брали машину (непременное условие). Кстати, по палочкам на экране без бортового компбьютера угадать точно не просто. Приходится прикидывать с запасом. Заправка в 15 км от поселка, нальешь так, что будет нужное количество палочек, а пока доедешь, одна палочка и уйдет.

Гуляя на следующий день, мы заметили в кустах знак «кирпич» перед этим подъемом. И обратили внимание, что машины едут в объезд. То есть все могло закончиться печально — мы могли влететь в лоб спускающейся машине, уверенной в одностороннем движении (хотя знака одлностороннего движения с другой стороны нет). Впрочем, греки умудряются даже парковать свои машины на этом спуске, явно заехав со стороны кирпича. Так что строгость греческих правил уличного движения компенсируется необязательнстью их исполнения. Хотя нас представитель принимающей стороны и пугала весомыми штрафами. В общем хорошо, что там не стояла камера.

Ну а потом мы сходили на пляж уже у себя дома, искупались, выпили за ужином бутылку критского вина, ну а потом я еще поработал удаленно из бара.

68. Часы в номере показывают то же время, что и утром.

69. Надя готовит ужин.

70. Ложимся спать.

Насыщенный событиями был день.
07:50
381
17:26
Замечательный день. Отличные фото. Здоровья вам.
12:38
Спасибо!
Потрясающее место! Спасибо за чудесный пост!
23:03
На Крите еще масса очень красивых мест, тут только малая часть smile Там обязательно надо брать машину, хотя бы на пару дней.