В краю невидимых птиц. Канак и амазонки из долины реки Муги.
Уже почти четыре года Канак регулярно наведывается в Деревню Nr. 3. В момент возникнвения идеи для его заработка трудно было представить, что он возьмётся за дело основательно. Хотелось верить, что у него получится, но обстоятельства в горах Папуасии практически не дают оперативного простора рядовому жителю. После разговоров с Юлией и Хайди в Джаяпуре, мотор завёлся и гудит неумолкая до сих пор, а вместе с ним в сумочку капают деньги. С каждым приездом я удивлялся всё больше — одежда моего друга улучшалась, он увереннее говорит на английском и вся Вамена считает за честь поздороваться с этим пигмеем за руку. Теже самые люди раньше держали его за клоуна и смеялись.
Впрочем, он всё ещё живёт в бытовке рядом со взлётной полосой, но имеет планы купить себе дом «с железной крышей» и поговаривает о собственном мотороллере. Мне не хочется повторяться и, замечу лишь, что мужик начинал с малого — с мечты о лучшей жизни. Имея доброе сердце, смекалку и хорошо подвешанный язык, он сумел поставить свою работу проводником в горах на поток. Нанял людей, а в бытовке ему помогает земляк из Пронголи. У меня чуть не упала челюсть, когда я впервые увидел Канака ставящего задачи своим подопечным. Он не в состоянии платить большую зарплату. Однако, его работники имеют больше чем то, что он зарабатывал в начале.
Он трепетно относится к Богу. Канак — протестант и меня радует, что он посещает церковь, где своим сиплым голоском распевает псалмы с соотечественниками. Принято считать, что цивилизация началась с возникновения духовной жизни. Для него этот момент уже позади и он на полных парах летит с одной горы на другую, балагуря о племенах и родственниках. Смотреть на его походняк вызывает у меня непередаваемое удовольствие. Иногда я делаю лицо серьёзным и нахмуриваю лоб:
— Канак, если в Вамену приедет Хайди и захочет прогуляться в Хитуги, то не вздумай брать с неё деньги!
— Да-да! Не буду с неё брать! — весело отвечает он, понимая, что моя серьёзность наиграна.
Несмотря на уверенность, что Канак всё прекрасно понял, я настойчиво бубню дальше. Просто, мне очень хочется однажды приехать на Новую Гвинею, где в сотый раз меня встретит маленький папуас из племени яли у которого отец был людоедом. У него будет дом «с железной крышей», а рядом припаркован белый Мерседес-Бентц. Вернувшись на «большую землю», я и Марина дальше вели рекламу нашего друга среди ваенской элиты. Его знают, с ним встречались и признали годным к совместной работе — ручеёк из трекеров продолжает расти. Это вызывает чувство невероятной радости и воодушевления, когда он пишет мне «Nare» в фейсбук, а потом добавляет «Wamena huf aha. Orok-orok lul.» — в Вамене зажглись огни, но мы движемся потихоньку. Да, мы движемся медленно, но неумолимо и я верю, что цель не будет достигнута. Ведь цели меняют друг друга, взлетая всё выше и выше — к небесам над Гунунг Элит.
В Деревне Nr. 3 вождь Херерос замутил для нас праздник по просьбе Канака. Он сам назвал его «фестиваль» и это было первое представление амазонок от самой Вамены и, предположительно, до Джаяпуры. Нечто подобное есть в Куруле, о которой знает весь мир. Праздник свинъи и папа Яли стали легендой и символом Западной Папуа. Деревня Nr. 3 совсем в другой стороне и до неё не добраться на микроавтобусе. Но здесь, под белыми облаками, в краю невидимых птиц, зажигается факел надежды — возможность не умирать, возможность увидеть чуть больше чем клубни батата, кровавые мозоли и пот, возможность дать войти клану Хубла в новую эпоху и сохранить при этом древнюю культуру. В тот февральский день зародилась идея для «Фестиваля долины реки Муги». Её автор — Канак.
Мне хочется показать вам несколько кадров, снятых мной во время демо или альфа-версии — называйте смех амазонок как хотите и знайте, что лучше хотя бы попытаться взять собственную жизнь в свои руки, рискнуть и даже погибнуть, чем инфантильно гнить в забвении, оставаясь никому не нужным. Поверьте, каждый снимок давался с большим трудом, но и с великой верой в то, что однажды зазвонит мобильник Канака и незнакомый голос скажет: «Я хочу увидеть это собственными глазами».
1.
2. Мужество гор. Охотятся ли с луком и стрелами? Да. Охотятся.
3. Девушки из клана Хубла.
4.
5.
6.
7.
8.
9. Ща докурю, а потом тебя съем!
10. Цыганка-молдованка
11. Здраствуй 21-ый век.
12. Дорога назад.
13.
Да, в тех краях есть люди, но дальше — в Анггуруке. Там «на пмж» сидел один немецкий дядечка. Я про него чирикал. Он там частенько бывает и сейчас. У мужика получилось «завести мотор», но он уже старенький совсем. В Мемберамо — там да… ваще пипец полнейший. У Хубла хоть какая та цивилизация была, у файу — ноль. Каменный век. Щас… типа… эпоха ранней бронзы. Видела наверняка очерки.
С семейной жизнью — дикий патриархат в этих местах. Следующий очерк как раз будет про случай, связанный с ним. Есть полигамия, но только у вождей. Обычный «племенник» одну жинку имеет.