Один день экспедиции в Западный Казахстан
Всем привет, меня зовут Светлана, мне 46 лет, живу в Москве. Давно я не делала репортажей в сообществе! Первый — день преподавателя Бауманки — появился в 2012, последний был, кажется, в 17-м году, и по-прежнему я больше всего на свете люблю путешествия. Представляю вашему вниманию один день 3 мая 2019 года, проведенный в Западном Казахстане, на полуострове Мангышлак (Мангистау) в автомобильной экспедиции с друзьями-джиперами. Когда я решила снять этот день, я выбрала его по принципу «тут будет много красивых пейзажей», а в итоге получился день, в котором присутствуют не только красивые пейзажи, но и приключения и даже опасности, а также неожиданные встречи со звездами (sic!) и разными экзотическими животными. А также дети, собаки и котики, точнее, кошка. Да, с нами в экспедицию ездила кошка!
Итак, начинаем. 3 мая, раннее утро, полуостров Мангистау, северо-западный край большого плато Устюрт, накануне мы встали лагерем над самым красивым и впечатляющим местом в здешних краях — урочищем БосжирА (ударение на последнем слоге, с казахского это примерно переводится как «блеклая лощина»). Двухсотметровый обрыв с плато, а там внизу — пустыня с солончаками, посреди которой возвышаются скалы-останцы причудливых форм.
01. Я просыпаюсь в машине — в ней имеется спальная полка. Все свободное пространство сбоку от меня завалено вещами — на две недели много чего надо, от палаток и спальников до канистр для топлива и воды, в степях Казахстана эти две субстанции встречаются крайне редко.
02. Часы показывают московское время, в Казахстане +2 к Москве, т.е. сейчас 7.36.
03. Выглядываю в боковое окно. У борта машины стоит палатка, в которой спят Коля и Кирилл — члены моего экипажа. Палатка поставлена так, чтобы машина закрывала ее от ветра. Вчера вечером поднялся сильный ветер, всю ночь машину ощутимо потряхивало, ветер был очень сильный. На заднем плане, на краю обрыва, видна машина организаторов экспедиции, а где же их палатка? Вчера она стояла там, ее было хорошо видно. Надеюсь, ночью ее не унесло!
04. Уфф, палатка есть, просто она стоит на другом месте и привязана к машине. Видимо, когда я вчера уже ушла спать, задуло совсем сильно, и ребята переставили ее.
05. Вылезаю наружу. Да, дует по-прежнему изрядно. Наша палатка закреплена не штатными маленькими колышками, а строительными гвоздями длиной 300 мм, предусмотрительно взятыми из дома хозяйственным штурманом Колей (про степные ветра мы начитались в интернетах).
06. Нечего и думать о том, чтобы просто поставить газовую плитку на стол и приготовить завтрак. Плитку приходится прятать в тамбур палатки с подветренной стороны. На завтрак мы готовили и омлет, и лапшу, но ввиду экстремальных погодных условий сегодня будет просто каша из пакетиков, которую заваривают кипятком.
07. И вот наконец утренняя кружка кофе (кружка привезена в прошлом году с Камчатки)!
08. Иду к товарищам поболтать, пьем кофе с шикарным видом и обсуждаем события минувшей ночи. Действительно, вчера поднялся просто ураган, ветром унесло вниз с обрыва один из походных столов, а палатки пришлось привязывать и загораживать машинами от ветра.
09. Фото лагеря я не сделала, собрались и выехали мы в 10 утра и сразу же заехали на расположенную рядом смотровую площадку. Общее фото нашей команды:
В экспедиции участвовало 10 машин и 25 человек, включая шестерых детей от 2,5 до 12 лет, двух собак и кошку. Это не коммерческая экспедиция, когда организаторами заранее прокатан маршрут, они везут туристов и берут за свои услуги деньги. Мы друзья и соратники из автоклуба «Нейтральная полоса», собрались, почитали отчеты в интернете, составили список достопримечательностей, наши предводители Юра и Карина проработали маршрут по дням, и мы поехали. Каждый экипаж обеспечивает себя едой, водой и топливом, по вечерам устраиваются общие посиделки, и, конечно, при необходимости всегда можно рассчитывать на помощь друзей. Сегодня именно такой день, но мы об этом еще не знаем.
10, 11, 12. Виды на Босжира. Просто марсианские пейзажи!
13. Проезжаем несколько километров до того места, где можно спуститься вниз в долину. Начинаем спуск. Знакомьтесь, впереди на этом фото моя машина. Его зовут Джерик:
14. Внезапно нам навстречу едет узнаваемая машина. Это самодельный кемпер известного путешественника и блогера (в хорошем смысле этого слова) Виталия Ерофеева. Останавливаемся поздороваться. Виталий из Астрахани, едет примерно по тому же маршруту, что и мы, но нам навстречу. Путешествует с женой, дочкой и собакой Бертой.
Мы по очереди заглядываем в кемпер, но он внутри еще до конца не отделан. Такой дом на колесах, где были бы спальное место, кухня, душ — моя мечта, но построить его очень дорого, я не потяну :((
15. Неподалеку возле дороги гуляют черепахи. Мы черепах в степи уже видели много, но все равно бежим фотографировать, забавные они.
16. Юра с черепахой:
17. Делаем фото на память с Виталием и флагом автоклуба.
18. А под колесами у нас кремень. Тот самый, из которого древние люди делали каменные топоры, ножи и так далее. Эти камни, острые, как бритва, торчат из глинистой связки повсюду, и в таких местах есть риск порезать шины. Некоторые считают, что во избежание порезов шины лучше накачать посильнее, некоторые — что их нужно, наоборот, стравить. У нас у всех колеса стравлены примерно до полутора атмосфер, чтобы мягче было ехать по неровным степным дорогам. К счастью, во время поездки ни одно колесо не пострадало.
19. Едем к самым известным останцам, похожим на два клыка:
20. Вот и «клыки Босжира». У подножия рассыпались наши машинки, желающие полезли наверх.
21. До самого верха взбираться мне было лень, я поднялась где-то на одну треть высоты.
22. Вид сверху:
23. Ребенок Наташа лезет в горку:
24. Второй пилот и бортмеханик нашего экипажа Кирюха aka Курсор. Очень переживает, что его машина (такой же паджерик, только золотистый) сломалась накануне поездки. А я рада, что он поехал со мной :)
25. А вот и кошка. Звать Мышка, но больше известна под именем Мымра. Спит в машине, загорает на солнышке. Ее хозяйке Кате пришлось взять кошку с собой, поскольку она болеет, ей нужно давать лекарства и делать уколы, но кошка с норовом и никому этого делать не позволяет, кроме Кати. Как ни странно, экспедиция пошла кошке на пользу — она хорошо ела, нормально перенесла дорогу и домой вернулась в гораздо лучшем состоянии, чем до отъезда.
26. Едем дальше по долине. Белое покрытие — не песок, а высохшая глина. Пыли от нее очень много, мы в пути уже неделю, и пылью покрыто все: наши руки, одежда, салон машины, вещи, и никуда от нее не спрятаться, только терпеть. Зато сейчас сухо, а перед майскими, после дождей, неподалеку отсюда засели джиперы из Самары и несколько дней пытались вытащить свою машину. В мокрой глине вязнет всё, любая техника.
27. Впрочем, приключений можно найти и в сухую погоду. Приехали к следующей группе останцов, три или четыре машинки решили заехать на небольшую горку. И я тоже поехала. Мои мужики остались внизу фотографировать.
28. А дальше случилось следующее. Все помнят, что со вчерашнего вечера дует очень сильный ветер? Так вот, там, наверху, я решила поставить машинку и сделать живописный кадр на фоне окружающих скал. И, как только я попыталась выйти, дверь ветром вырвало из моих рук и вывернуло в обратную сторону, оторвав фиксатор и выгнув петли. Инстинктивно я попыталась закрыть дверь и оторвала ручку со стороны салона. Вылезаю кое-как из машины. Ветер воет и просто сдувает с ног (внизу такого не было). Дверь не закрывается. Товарищи, не заметив, что случилось, едут мимо и спускаются вниз:
29. Снизу плохо видно, что происходит, но те, кто внизу, уже подозревают неладное, и по рации спрашивают меня: «Света, что случилось, у тебя все нормально?» А я не могу ответить, потому что рация лежит на сиденье переднего пассажира, а я вцепилась в дверь и вишу на ней, чтоб ее не оторвало окончательно. На горке осталась только машина Егора, я машу ему и кричу, а он, похоже, не понимает, что происходит, и совершает какие-то странные маневры, я боюсь, что он уедет, кричу, машу одной рукой… Потом Егор объяснил, что все понял и пытался поставить свою машину так, чтобы ему-то дверь не оторвало! Он подбежал ко мне и помог мне закрыть дверь (на заднем плане, очень далеко, но разглядеть наши две машины можно).
30. Ну как закрыть, петли-то вывернуты, сантиметров на 30 дверь не закрывается. Егор притянул ее к стойке стропой и сфотал меня, сидящую в машине с кривой улыбкой:
Как я была зла на себя за эту идею сделать фото «я на фоне»! Я слышала, как завывает ветер, но я и представить себе не могла, с какой силой он может в одну секунду вывернуть дверь! Надо теперь думать, как ее починить.
31. Спустились вниз и решили ехать к соленому озеру неподалеку, устроить там обед и во время обеда придумать что-нибудь с дверью. Поехали. Дверь открыта. Окно задней двери тоже приоткрыто. Пыль летит внутрь машины со страшной силой. Нас пустили впереди колонны, но это слабо помогает. Наконец подъехали к озеру. Впереди солончак, еще немного проедешь — и можно засесть, штука коварная. Вдали видна белая полоса соли. Воды в озере, видимо, нет — высохла.
32. Ближе подъезжать не стали. Остановились и начали думать, что делать с дверью. Было предложение снять дверь и крыло, а потом снять петли и выпрямить их, но это заняло бы много времени, да еще на таком ветрище.
33. Тогда Курсор, сказавши «ага, крыло еще снимать» взял монтировку и ей, как рычагом, выправил петли. Не до конца, но она хотя бы стала закрываться.
34. В салоне ужас что творится. Пылью покрыто все!
35. И наши с Кирюхой камеры, которые мы поленились убрать! А-а-а-а!
36. Обедаем:
37. На обед обычно делаем что-то, что быстро готовится. Сегодня картофельное пюре, которое разводится кипятком, и туда банка тушенки, кажется, из цыпленка.
38. Время. В верхней части экрана название последнего города, где была связь — Бейнеу, до него отсюда километров 250 по прямой, мы уже третий день в автономке, связи нет.
39. После обеда мы разворачиваемся и едем к соленому озеру с другой стороны. Вот здесь, видимо, была вода, теперь она высохла, и получился такыр:
40. Высаживаемся и гуляем.
41. Бегают дети и собаки, которые за целый день соскучились сидеть в машине. В субарике Саши и Ани едут две их собаки — хаски Кейти и Скай. Они очень милые, пушистые (удивительно, но их шерсть совершенно не пачкается в пыли!), деловитые, спокойные и дружелюбные.
43. Пилоты развлекаются — на ровной поверхности можно нарезать круги и разные другие фигуры:
44. Кое-где пробивается чахлая растительность:
45. Кристаллы соли выступают на поверхности:
46. Это фото мне очень нравится. Атмосферное. «Одинокий паджерик в пустыне».
47. Устраиваем гонки по соляному озеру:
48. Накатались, теперь можно двигаться дальше и присматривать место для лагеря. Едем в сторону Каспия. Среди невысоких холмов делаем техническую остановку: одному экипажу надо налить бензин из канистры в бак, кому-то надо прогуляться в чахлые кустики… И тут Коля, хозяин Тигуана, самой маленькой машинки в экспедиции, замечает, что из-под днища капает бензин! И не просто капает, а льется нехилой такой струйкой!
49. Это, товарищи, вам не дверь. Это очень серьезно. Пластиковый бак протерся на сгибе, образовалась трещина длиной сантиметров 5. Клиренс у Тигуана и без того невелик, да еще машина загружена вещами — в экипаже мама, папа и двое маленьких детей. Видимо, слишком часто цеплял днищем за рельеф местности. Колей, ям и прочих неровностей в степи предостаточно. Защиты бака нет (не спрашивайте). Приготовив на всякий случай огнетушитель, собираемся и начинаем думать, как заделать дыру.
50. Егор приносит холодную сварку. Коля пытается залепить ею трещину, но ничего не выходит, бензин продолжает течь и замазка не держится. Слить весь бензин из бака некуда, кроме того, все равно остатки в нем будут, чтобы его просушить, его надо снять, в поле это невозможно.
Тут Леша вспоминает старый дедовский способ остановки течи и приносит обычное хозяйственное мыло. Мылом удается замазать дыру так, что бензин перестает течь. Штука в том, что мыло обезжиривает поверхность и, видимо, какую-то бензиноотталкивающую пленку создает. Думаем, чем заклеить. У меня в запасах есть поксипол — это эпоксидная смола с наполнителем из металлического порошка. Думаем, пробовать ли заклеить поксиполом, и тут на горизонте показывается еще один хорошо знакомый автомобиль! Это другой известный путешественник Алексей Тулупов на своем белом уазике. Мы останавливаем его и просим совета, он ведь не раз чинил свой уазик в чистом поле. Алексей говорит, мы что все делаем правильно, надо замазать поксиполом, дать высохнуть как следует, пару часов, и можно ехать. Сфотографировать не успела, но, честное слово, мы его видели!
51. Грузим семью Коли с необходимыми для лагеря вещами по другим машинам, оставляем Тигуанчик сохнуть, отъезжаем метров на 500 и ставим лагерь. Всем колхозом помогаем потерпевшим поставить палатку:
52. Напуганные ураганным ветром, сооружаем из двух машин и натянутого тента заграждение и прячем палатки за этой стеной. Впрочем, поможет эта мера или нет, непонятно, ведь направление ветра может поменяться.
53. На ужин у нас сегодня рис и тушенка с овощами.
54. Мои мужики: Кирюха и Коля. Спокойные, надежные боевые товарищи.
55. Если вы думаете, что поломки на этом закончились, то нет. Идем прогуляться после ужина и видим Лешу, который снял со своей старенькой Тойоты колесо. Спрашиваем, что случилось. Подшипник в ступице рассыпался.
(На следующий день экипаж Тойоты доехал до ближайшего города, нашел там на авторынке подшипник и уже к вечеру догнал нас на берегу моря).
56. Закат трудного дня.
57. Поздно вечером мы идем провожать Колю к Тигуанчику, по дороге высвечивая фонариками разных ночных животных. Полюбуйтесь, это скорпион:
58. А это сколопендра, тоже опасная и кусачая тварь:
59. А вот геккончик, милый и безобидный:
60. Тигуан благополучно приезжает в лагерь (через несколько дней течь появится снова, экипажу придется сняться с маршрута пораньше, ехать в сторону дома и по дороге еще пару раз чиниться, но в итоге они успешно доберутся до Москвы).
61. Я ложусь спать:
62. Время:
Впереди у нас еще неделя путешествия, нас ждут море, настоящая, но маленькая пустыня, красивые горы и каньоны, стада лошадей и верблюдов и еще много приключений...
Очень красивые и суровые места!
но я бы — никогда:))))
Почему безжизненней? Вон сколько животных! На Босжира только мелкие, да, а вообще в степи и лошади пасутся, и верблюды. Жизнь бьет ключом!