Один день в Голландии
Я пенсионер, мне 63 года, ветеран труда с 46-летним стажем, по совместительству еще и бессрочный инвалид 2-й группы (онкология). Продолжаю еще по инерции слегка работать.
Живу всю жизнь в Украине, в Харькове. Но люблю путешествовать, объездил порядка 30-ти стран, в некоторых из них бывал многократно (работа - 11 лет в командировках в Вене, полтора года в Софии, виндсерфинг — 10 раз в Египте, 2 раза на Косе в Греции)..
Уже писал четыре раза в сообщество, пару раз давно, пару раз совсем недавно.
Это один мой день, 23 сентября 2018 года.
Фотографий в этот день была сделана тьма, так что фотографий часов в этом посте не будет, жаль выбросить из-за них другие фотографии, учитывая ограничение в максимум 70 фото. По той же причине в посте не будет фото еды.
Проснулся я в отеле-хостеле StayOkay в Гааге, где я жил в одном номере две ночи с двумя молодыми девушками-студентками — одной из Литвы, но не говорящей по-русски, другой из Филиппин. В хостелах это нормально. Обычно я выбираю мужские номера, но в этом хостеле на нужные мне даты были только смешанные. Номера хостела больше похожи на отель — всего три кровати, ванна и туалет в номере. Это и удобно и не очень, учитывая, что ты живешь с чужими людьми, да еще в данном случае другого пола.
Проснулся по будильнику на смартфоне в 7:00. Мне предстоял насыщенный день, и залеживаться было некогда. Проснувшись, я отправился на завтрак, включенный в стоимость проживания, которая так же была больше похожа на стоимость отеля, а не хостела — 35 Евро в сутки. Да и в отличие от других хостелов здесь не было комнаты, в которой постояльцы могли бы готовить сами — с холодильником, микроволновкой, плитой, чайником.
01. В холле хостела.
02. Общие туалеты на этажах тоже есть, Причем вот такие, для повышения самооценки постояльцев.
Позавтракав, беру свой рюкзак, оставляю на ресепшене ключ от номера и отправляюсь в путь. Мне нужно попасть на вокзал Den Haag Station HS, а с него уехать в Роттердам с остановкой в Делфте. Перемещаюсь я, как обычно поездами или автобусами. Автобусами в два раза дешевле и часто интереснее, но у поездов есть большое преимущество — ты не привязан ко времени, билет действует в течение суток, и можно в течение дня вставать на любой промежуточной станции и ехать дальше. При этом не забыть сделать check-in и check-оut в автомате-турникете. Впрочем, забыть не получится — турникет не пустит в вокзал, да и не выпустит из него. Контролеров на входе и в поездах нет, как класса (в комментариях пишут, что таки есть, просто мне не попадались).
03. Выйдя из отеля, прохожу мимо «шиша-шопа» на углу, название говорит само за себя
04. Но вообще в поисках по вечерам своего отеля я ориентировался на вот этот небоскреб, форма которого, скорее всего, была навеяна Кварталом красных фонарей, который тут через дорогу
05. Бросаю прощальный взгляд на свой отель с другой стороны, со стороны канала и в путь. Вчера был сильный шквальный ветер, девушки на мотороллерах даже с трудом стартовали против ветра. По пути попадалось много выброшенных сломанных зонтиков.
06. Здание вокзала недалеко — вон оно вдали — красное кирпичное на фоне высотных домов -
07. На вокзале неожиданно попадается девушка с серферской доской. Спрашиваю откуда она. Из Амстердама, откуда я уехал несколько дней назад.
В принципе Делфт — это чуть ли не пригород Гааги. Да в Голландии вообще с окраины той же Гааги можно Роттердам увидеть. Доехать в Делфт можно было и на трамвае-метро, но я поехал на поезде, чтобы не заморачиваться.
Повторюсь — с поезда можно встать, погулять, потом поехать дальше.
Где-то читал, что Делфт считают чуть ли не самым голландским из голландских городов. Возможно.
Мне с Делфтом не очень повезло по четырем причинам:
— погода, моросил дождь
— я уже вовсю сопливил после Гааги
— центральная площадь Делфта была заставлена дурацким лунапарком, предельно затрудняя фотографирование исторических зданий.
— каналы в Делфте были затянуты ряской, в которой иногда попадался мусор. По цвету ряска живописна, но ...
Но, обо всем по порядку.
08. Через 20 минут я уже в Делфте. Вот они — турникеты, слева касса, за ними огромная стоянка велосипедов. Мне в другую сторону — на выход в город.
09. Вокзал супер-современный
10. И тут же рядом вот такой пустырь-огород :)
Отправляюсь бродить по Делфту.
11 Голландские дома — отдельная песня.
12. А вот и делфтские каналы — самые каналистые из всех голландских каналов (по мнению многих).
13. Вдалеке видна Oude Kerk (старая церковь).
Построена в 1246 году на месте деревянной церкви Святого Варфоломея. В 1325—1350 годах к ней была пристроена 75-метровая колокольня, которая в настоящее время имеет наклон около двух метров (1,98 метра). Местная Пизанская башня в общем.
Старейшая из сохранившихся церквей Делфта.
В XVII—XIX веках в церкви установили три органа. Главный орган, изготовленный Кристианом Готлибом Фридрихом Витте, датируется 1857 годом. У него 41 голос и 2580 труб. В 1570 году на колокольню был помещён колокол «Бурдон» весом в 9 тонн, который используется во время похоронных процессий при погребении членов королевской семьи.
В Старой церкви находится около 400 захоронений, среди которых могилы:
— Мартина Тромпа
— Яна Вермеера
— Антони Левенгука
— Питa Питерсонa Хайнa
В настоящее время функционирует как культовое сооружение (богослужения проводятся каждое воскресенье) и как музей. Здесь также регулярно проходят концерты органной музыки.
14. Здесь бы задержаться на пару дней, никуда не спешить, бродить вдоль каналов. Но… не с моим характером, у меня на Делфт всего несколько часов.
15. Уличное кафе.
16. По-моему в этом месте какой-то фильм снимался. Ну в Делфте точно снимался фильм «Девушка с жемчужной серёжкой», но мне кажется, что это место я знаю по другому фильму.
17. Строго и красиво.
18. Вскоре попадаю на центральную площадь. Вот она мне точно знакома по упомянутому выше фильму. Главная героиня в исполнении Скарлет Йохансон несколько раз за фильм проходит здесь, мимо стадхауза. Стадхауз (муниципалитет). Вся площадь была занята луна-парком, фотографировать было крайне неудобно, приходилось долго искать откуда снять здание целиком.
19.
20. Вот такую вот свинью мне подложила администрация Делфта.
21. Здания на центральной площади.
22. С-ы-ы-ы-ы-ы-р!
23. А это стоящая на центральной площади Nieuwe Church (Новая церковь).
Первое деревянное здание церкви было построено в 1351 году и было посвящено Деве Марии. Строительство каменного церковного здания началось в 1396 году, в 1420 года церковь была построена, строительство колокольни продолжалось до сентября 1496 года. Новой покровительницей церкви стала св. Урсула.
3 мая 1536 года в башню церкви ударила молния, вызвавшая сильный пожар, в результате которого были уничтожены орган, колокола и витражи, обвалилась крыша верхнего нефа. 12 октября 1654 года церковь была сильно повреждена в результате взрыва на пороховом складе (среди прочего были утрачены витражи), но уже весной следующего года была восстановлена и вновь действовала. В 1872 году молнией был разрушен шпиль башни. Современная башня имеет высоту 108,75 м и является второй по высоте после башни Утрехтского кафедрального собора.
Современный орган имеет 48 голосов и около 3000 труб. Он был выполнен мастерами из Утрехта «Й. Бетц и партнёры» и установлен в 1839 году. Колокола звонницы относятся к 1660 году. Они были отлиты из остатков колоколов ратуши, сильно пострадавшей в результате пожара 1618 года.
В настоящее время функционирует как культовое сооружение (богослужения проводятся по воскресеньям и во время христианских праздников) и как музей. Здесь также регулярно проводятся концерты органной музыки.
24. Зашел вовнутрь. Вообще после посещения испанской Андалусии, меня уже никаким собором-церковью не удивишь, наелся, пресытился, не восхищает
25. Даже витражи. Ну витражи...
26. Девушка нашла применение конструкциям лунапарка.
27. Захожу за Новую церковь. За ней скульптура — сердце.
28. Рядом фабрика пива. Пиво — это богоугодно.
29… А это центр Яна Вермеера, голландского художника, местной гордости.
Полотна Яна Вермеера высоко оценили спустя многие годы после смерти мастера.
При жизни Ян Вермеер (Вермеер Дельфтский) снискал славу живописца и эксперта по искусству в родном Делфте и Гааге. Но умер он в 1675 году в долгах. Жене пришлось отказаться от наследства, чтобы расплатиться с кредиторами, и вскоре о художнике забыли. Но прошли годы, и Вермеер стал в один ряд с самыми знаменитыми мастерами голландской живописи – Рембрандтом и Ван Гогом.
30. На вывеске самая известная его работа «Девушка с жемчужной серёжкой» — по сути визитка и символ Делфта.
Долгое время искусствоведы искали неизвестные работы Вермеера, владельцы которых не подозревали об их ценности. К примеру, знаменитейшую картину «Девушка с жемчужной серёжкой» в 1881 году приобрели на аукционе в Гааге всего за несколько гульденов. История создания этого притягательного полотна, известного также как «голландская Мона Лиза», легла в основу романа Трейси Шевалье, по которому в 2003 году режиссёр Питер Веббер снял одноимённый фильм.
Фильм можно посмотреть, например, здесь -
С 3:00 героиня идет по главной площади Делфта мимо ратуши. В главной роли — Скарлетт Йоханссон.
31. И снова затянутые ряской каналы (вот где уткам раздолье).
32.
33. Ну, тема грибов, особенно галюциногенных, в Голландии — святое.
34.
35. А это старинные ворота на канале..
36. Канал, велосипед, цветы — вся Голландия в трех словах.
37.
38. Удобно, когда вода под боком, сел в байдарку прямо на пороге дома и поплыл по делам.
39. В маленьком городке и театр «микро».
40. Действующая мельница. При мне ее запускали рабочие. Но крутится она, скорее всего лишь для привлечения туристов в ресторан.
На часах 12:15. Пора ехать в Роттердам. В Роттердаме у меня всего одна ночевка, дальше в бельгийский Антверпен, а хочется еще город посмотреть.
Возвращаюсь на железнодорожный вокзал Делфта, чекинюсь, еду в Роттердам.
"… ну а после в Роттердам" (из песни Слепакова про Петрова и Боширова).
Когда я только планировал поездку в Голландию и Бельгию и спрашивал совета на форуме Винского, мне про Роттердам написали так: «Вы не увидите там много старинных голландских домиков, но Роттердам он очень крутой». Так в принципе и оказалось. Только с погодой не повезло (опять дождь).
Роттердам крут современной архитектурой, современной скульптурой, стрит-артом.
О стрит-арте и скульптуре у меня были отдельные посты, поэтому постараюсь не повторяться.
Посмотрите в моем журнале в заглавном посте картинку, ведущую на оглавление постов о стрит-арте. Найдите там Роттердам. Не пожалеете. Роттердам очень богат в этом плане.
41. Прямо возле железнодорожного вокзала Rotterdam Station Blaak (куда я приехал из Гааги-Делфта на поезде) меня встретил один из известных архитектурных проектов — «кубические дома».
Из Википедии:
Кубические дома или Дома-Кубы (нидерл. Kubuswoning) — ряд домов, построенных в Роттердаме и Хелмонде по проекту архитектора Пита Блома в 1984 году. В Роттердаме дома стоят на улице Оверблаак, недалеко от одноименной станции метро. В Роттердаме есть 38 таких домов и ещё 2 супер-куба, причём все дома сочленены в единое сооружение.
Радикальным решением Блома было то, что он установил куб дома не на грань, как обычно, а на вершину, и этой вершиной он опирается (зрительно) на шестигранный пилон.
С высоты комплекс имеет замысловатый вид, напоминающий невозможный треугольник.
Некоторые жильцы предлагают экскурсии по своим неординарным жилищам.
Дома состоят из трех этажей:
Цокольный этаж — вход.
На первом этаже гостиная с кухней.
На втором этаже две спальни с ванной комнатой.
На верхнем этаже иногда разбивают небольшой сад.
Стены и окна по отношению к полу наклонены под углом в 54,7 градусов. Общая площадь квартиры составляет около 100 квадратных метров, однако около четверти пространства является непригодным для использования из-за наклонных стен.
42. Велосипедов в Голландии много не бывает.
43. Тут же рядом крытый рынок. Он должен здорово смотреться вечером, когда внутри горит свет. В хостеле вечером предлагали условно бесплатную пешую экскурсию сюда, но так как я уже здесь был, а в Роттердаме у меня по плану была всего одна ночь, то я пошел вечером в прямо противоположном направлении.
44. Внутри. Весь потолок расписан фруктами-овощами-ягодами.
45. Первым делом отправляюсь искать мой хостел. По пути снимаю современную архитектуру Роттердама. Вы когда-нибудь видели окна, закругленные книзу?
46. Что-то от Эшера.
47. В Роттердаме популярны подобные неоновые надписи на домах. Вообще у каждого голландского города — своя неповторимая изюминка -
48/ Буйство современной архитектуры.
А может в Амстердаме у строителей просто руки кривые и они не умеют строить дома с прямоугольными окнами?
49. Дизайнерский мост
50. Наконец-то попалось что-то не супер-новое.
51. Потом путь к хостелу вывел меня на берег реки Nieuwe Maas. Тут, конечно, раздолье, серьезная река.
52.
53. Вот это я понимаю застекленный балкон!
54. Старт беговых маршрутов. Есть даже полумарафон.
55. Это уже район моего хостела. Он более традиционный. Погода, как видите меня не радовала. Особенно на фоне моего заработанного в Гааге насморка. Хостел обнаружился в очень уютном традиционном голландском доме — с узкими лестничками.
56. Заселившись в хостел, я отправился гулять в Музейный парк, в котором находится Художественный музей, Музей естественной истории и еще несколько больших музеев. Это скульптура возле Художественного музея.
57. Под ногами бегают непуганые утки. Вспомнилось — «Журавли летят, а х… толку? Побегу домой, возьму двухстволку».
58. В парке много каналов, уток и скульптур.
59. Арт-объект во дворе музея Museum Boijmans Van Beuningen. Клетка, внутри футбольный мяч и ворота. Можно зайти в клетку и забить гол. А вообще все арт-объекты по ссылкам в начале поста.
60. Самая, наверно, скандальная скульптура в Роттердаме — гном с анальным мастурбатором вместо ёлочки.
61. Три вида окон на одном доме. А ведь мысль об эклектике не возникает, настолько все органично.
Ну а потом я вернулся на набережную реки и отправился через подвесной мост на другой ее берег. Конечной целью был отель «New York», в котором жили переселенцы из Голландии перед отплытием в Америку.
62. Вот это напомнило мне Манхеттен. И не столько небоскребы, сколько 4-5 этажные дома из темного кирпича. На ряде зданий надписи — «Sumatra», «Borneo», напоминающие о том, что Голландия в прошлом — великая морская держава.
63. А вот и он, тот самый отель. Со стороны суши.
64. Со стороны реки -
65. А это через мостик от отеля «New York» так называемая Fenix Food Factory — фабрика, переоборудованная в огромную обжираловку.
66. Внутри и видео, снятое внутри в пятничный вечер. Тут я и поужинал. С обедом как-то не сложилось в погоне за впечатлениями.
67. За углом арт-фото-кафе. Это внутри него. Застал барменшу во время эмоционального разговора с подругой.
68..
69. К этому моменту я уже прилично подустал, пройдя за день километров 25-30. Решил возвращаться назад в хостел. Не знаю что это, уже не было сил идти туда, чтобы посмотреть поближе.
70. Ну а потом я вернулся в хостел и завалился спать мертвым сном. Моя кровать с рецептом супа. на часах было 23:05 -
Ветеран какого труда?
У меня нет белых пятен в языкознании. Трольте по поводу в/на в другом месте.