Курентзис и SWR в Зальцбурге

Курентзис и SWR в Зальцбурге
Пока меня не отнесло от этого события, напишу. Откровение, полученное в Зальцбурге, где Курентзис и SWR исполняли Ленинградскую симфонию Шостаковича, заставляет высказаться.

Во-первых сама конфигурация. Немцы играли для австрийцев русского композитора, за собой их вел грек, для которого современная Россия стала домом. Играли произведение, в немалой степени повлиявшее на перелом в войне 42-го года.

Австрийцы не могут не помнить, во что превратился фестиваль в Зальцбурге во время немецкого аншлюса, лучшие уехали, репертуар подвергся цензуре, зрителей на концерты свозила организация «Сила через радость». Он попросту перестал существовать вместе со страной.

Немецкий оркестр SWR начал тур с этой симфонией 22 июня. Я немного слышал от Курентзиса, как он готовил её с музыкантами – что говорил и что показывал. О войне в первую очередь.…Зло появлялось идеально красиво. Зло должно привлекать — говорил Альфред Шнитке, оно должно быть приятным, соблазнительным, принимать облик чего-то легко вползающего в душу. Волна шла за волной, посылаемые с командирского мостика одним только взглядом и движением челюстей. Так продолжалось и продолжалось, пока не рухнул мир. Жизнь кончилась. Всё, что было после этого, было самое сильное и непонятное. Страшное и притягательное. Смерть в ожидании новой жизни.

Я вспомнил, как оказался у Стены плача, с выстраданным сокровенным желанием. Оно тут же рассеялось в дым, меня унесло на несколько порядков вверх, все производные исчезли, осталась главное, и я попросил.…Потом все встали, не было уже в зале австрийцев, а на сцене немцев, был один единый поток. И в самой музыке, уже в начале, исчезли и фашисты, и Красная армия, и Сталин в мягких сапогах, и СССР, и немцы, и русские. Не было там никаких границ, как на фотографиях Земли со спутника, да и людей не было. Человек был. И Бог был.Долго не могли разойтись. А потом, когда все потянулись к выходу, произошло то, что я видел в первый раз: каждый музыкант оркестра обнимал каждого, как на светлом празднике. Про слезы не говорю, некоторые начали плакать, когда еще играли. Играли и как могли вытирали слезы.Мне удалось увидеться с Теодором, сразу после. Сказал, как мне было страшно в финале. Он улыбнулся: они думали, что победили. Христианская мораль учит иному – в поражении победа.
18:10
312
20:05
Как здорово Вы об этом написали. Большое спасибо!
17:22
эй дядя когда твой «продукт» Америку порвёт?
здесь здорово написано о сильных эмоциях...
я рад, что прочитал это.
23:55
" Христианская мораль учит иному – в поражении победа". Чотенькая такая мораль. Когда немцы взяли бы Москву это бы означало бы победу русских с их закабалением гансами. Я тоже плачу. Просто пиздец как плачу. Вместе с обмудевшим на старости Нестеровым и Курентисом.