ПОЧЕМУ НЕ ВЫШЛИ ЕСЕНИНЫ?

ПОЧЕМУ НЕ ВЫШЛИ ЕСЕНИНЫ?



3 октября отмечал день рождения Сергей Есенин (1895-1925), о котором мы говорили не раз.
В сериале о Есенине (Есенин) сделаю паузу, но мы еще к нему вернемся.
Пока же хочу поделиться мыслями о том, — почему в кино нет ни одного удачного фильма о поэте, хотя попытки создать нетленку были, пожалуй, слишком пафосными.
Впервые на Есенина обратили внимание британские кинематографисты и, знамо дело, в связи с Айседорой Дункан. В роли русского поэта режиссер Карел Рейш видел советского актера Олега Видова (ОЛЕГ ВИДОВ И УКРАДЕННЫЕ ИМ МУЛЬТФИЛЬМЫ). Того сниматься не пустили, иначе это стало бы еще одним камушком в огород лицедея, в итоге сбежавшего за границу.
Камушком, поскольку Есенин в фильме «Любовники Айседоры» в исполнении Звонимира Чрнко, предстал тяжелым хулиганом, который топча фотографии детей Дункан, предусмотрительно не трогает висящий на стене портрет Ленина. Комично звучат в устах югославского актера фразы произнесенные по-русски с акцентом совершенно жутким. Расхаживает щеголеватый в жизни Сергей Александрович по экрану в одежонке, долженствующей обозначать его неистребимый крестьянский статус.



Но мастерство не пропьешь. И есть в творении Карела Рейша есенинская тоска с ничего, нуждающаяся в разгуле. Но вообще Есенин в «Любовниках Айседоры» далеко не главный герой.
Первая отечественная попытка показать Есенина в экранизации оперы Владислава Агафонникова «Анна Снегина» (1969) прошла незаметной. Снегину играла Ёла Санько (НЕУДАЧНЫЙ БРАК ГРУСТНОГО КЛОУНА АРЛАЗОРОВА), Есенина воплотил Виталий Безруков, отец того самого. Здесь надо заметить, что Виталий Безруков в роли Есенина менее сусален, более сдержан, но поет голосом профессионального солиста Мищевского, делая широкого зрителя равнодушным. Есть, конечно, любители опер, но узок круг этих людей и страшно далеки они от народа.



Первые две картины были хороши хотя бы тем, что не претендовали на широкий охват заковыристого есенинского пути. К сожалению, сего нельзя сказать о фильме «Пой песню, поэт…», которым завершил свою официальную кинокарьеру лучший сценарист СССР Геннадий Шпаликов. Есенина играл Сергей Никоненко, пытавшийся сделать поэта своей визитной карточкой, хотя именно гениальной сумасшедшенки этому актеру остро не хватало, чтобы выбиться в первый ряд звезд. Чересчур нормальный.
Но для «Пой песню, поэт…» и требовался нормальный, благо переквалифицировавшийся в режиссеры гениальный оператор Урусевский мыслил Есенина советским поэтом из школьного учебника выпускного класса средней школы.
Если подходить более конкретно, концепция Урусевского страдала туманной поэтичностью. Ас в операторской работе он по — прежнему решал только одну задачу, — «снять красиво». На такие вещи как завязка, развязка, развитие характера смотрел с убеждением, что можно и без них. Именно Урусевский явился двигателем невнятицы, а Шпаликов в данном проекте, похоже, ни за что не отвечал.
В результате мы увидели буквальную экранизацию десятка стихотворений, сдобренную показом фигуры самого Есенина, какой ее рисовали главные спецы Прокушев и Кошечкин.



После такого провала Есенин пропал с экрана на тридцать с лишним лет. Он не больно был советскому кинематографу нужен, да и перестроечному не понадобился.
Однако, в начале нового века подвернулся красивый драматургический мотив, — Есенина убили!
Мулька сия циркулировала аж с 1970-ых. Не буду ее обсуждать. На мой взгляд, — Есенин 99,9% повесился. 0,1% я оставляю для допуска «Есенина убили», поскольку жизнь таки штука непредсказуемая, а пьющий человек априори находится в зоне риска.
ДМИТРИЙ МУЛЯР В РОЛИ ЕСЕНИНА


В 2004 году вышли сразу два проекта: фильм «Золотая голова на плахе» Семена Рябикова и телесериал «Есенин» Игоря Зайцева. В первом случае, Есенина играл Дмитрий Муляр и был он какой-то не по есенински строгий, с насупленными бровями, внешне не похож. Видел я эту картину давно, пересматривать сил нет, но, в общем, она работала на ту же концепцию «Замучили гады, затравили», что и сериал Зайцева, к которому приложил руку главный поборник версии убийства поэта следователь Эдуард Хлысталов и семейный подряд Безруковых. Папа написал сценарий и сыграл отца Есенина, сын же блистательно показал все обывательские представления о поэте в варианте наипошлейшем. Основная ошибка этого опуса, — все кругом виноваты, а Сережа чистый ангел, да еще убитый. Поплачем-с… Обвинив жидов, комиссаров, непорядочных женщин и мироустройство.
Главный плюс сериала, — он может заставить взять в руки томик стихов Есенина. Интерес к поэту лучше, чем забвение, пусть даже спровоцирован интерес сказочкой про Иванушку пошедшего в лес (город), где сплошь волки.



Еще Есенина сыграл Евгений Титов в сериале «Маяковский. Два дня», но я сериала не видел.
Итак, почему действительно хорошего фильма о Есенине не появилось?
Потому – что Есенин личность, на протяжении жизни меняющая маски, и под обаяние масок кинематографисты попали. Урусевский лепил Советского поэта, Безруковы антисоветского с привлечением личин хулигана, страдальца, авангардиста, печальника полей. Живой Есенин за сменами масок на экране терялся решительно. Как и в реальной жизни, между прочим, маски мешали живому восприятию Сергея окружающими.
Но об этом мы еще поговорим.
11:39
306
12:04
Только в наше время, когда черное стало белым, зло — добром, а грех — добродетелью можно сказать, что в сериале «Есенин» Есенин выписан «чистым ангелом».
16:20
в каждом есть чёрное и белое.человек, если он живой а не придуманный не может быть весь белый или весь чёрный
17:26
мне кажется он был крестьянин-кулак в душе. Случайно хорошо образованный.