Тим Дрейпер: Внезапно для себя я стал провидцем
Gesellberg | Blockchain | Bitcoin | Ethereum
В прошлом месяце известный венчурный капиталист и предприниматель-вдохновитель Тим Дрейпер предсказал, что к 2022 году биткоин достигнет цены в $250 000.
В 2014 году Дрейпер уже предсказывал, что за предстоящие три года биткоин достигнет $10 000, и криптовалюта покорила эту отметку, взлетев даже выше — до рекордного максимума в $19 783 в декабре прошлого года.
В эксклюзивном интервью с корреспондентом Forbes Рэйчел Вольфсон Тим Дрейпер сказал:
«Я не хотел больше делать никаких предсказаний, так как ждал, чтобы всё успокоилось. Однако в прошлом месяце я подумал, что пришло время для другого предсказания — а также для презентации моей новой книги «Как стать героем стартапа: руководство и учебник для амбициозных предпринимателей».»
Заинтригованная Рэйчел Вольфсон обсудила с Дрейпером его прогноз относительно биткоина, новую книгу и то, почему он считает, что криптовалюты в конечном итоге полностью вытеснят фиат.
Рэйчел Вольфсон: В вашей новой книге «Как стать героем стартапа» вы начинаете с определения того, кто такой герой. В частности, вы говорите о том, как герой должен выбирать долговременную стратегию. В криптовалютах термин hodling как раз подразумевает долговременные инвестиции. Связано ли это с вашим представлением о героях?
Тим Дрейпер: Будучи ходлером, я считаю, что очень важно жертвовать краткосрочной выгодой ради долговременной перспективы. Долгосрочный подход ко всему имеет важное значение и творит чудеса на пути от небольшого инвестирования к серьёзной предпринимательской деятельности. И даже на протяжении всего жизненного пути.
Герой — это тот, мыслит в долгосрочной перспективе и приходит к хорошему результату даже притом, что вероятность такого исхода низка. Фактически он находится в ситуации, когда такой результат почти невозможен. В мире ICO герои — это те, кто рискует и берёт на себя ответственность, создавая новые монеты или токены с целью улучшения той или иной экономической отрасли. Например, герои ICO могут создать токены, способные изменить деятельность правительств, сделав их виртуальными. Криптогерои уже определились с технологией, которая может принять вызов больших монополий и трансформировать мир.
Вольфсон: Как вы пришли к цифре в $250 000 к 2022 году?
Дрейпер: Моё предсказание о том, что к 2017 году биткоин возрастёт до $10 000, основывалось на идее, что в будущем биткоин станет достаточно простым для использования и что люди смогут начать торговать им и использовать его в качестве средства сохранения стоимости. Вот почему я инвестировал в биткоины.
Теперь, я думаю, уже настаёт время, когда люди смогут тратить криптовалюты в обычных ситуациях. В конце концов криптовалюты заменят кредитные карты и будут доступны на смартфонах. Я действительно уверен в том, что криптовалюты полностью заменят фиат.
Например, сейчас в мире есть около $80 трлн. в виде фиатных валют. Я же полагаю, что криптовалюты расширят этот рынок. Криптовалюты в конечном итоге могут возрасти до $100 трлн., а объём фиатных валют упадёт до $30 трлн.
Я предсказывал, что биткоин может занять от 20 до 30% рынка. Я сделал некоторые наброски и решил, что предельное распределение может составить около $130 трлн., и, возможно, $100 трлн. из них будут криптовалютами, 20% — биткоинами. Однако для достижения такого предельного распределения может потребоваться 10-15 лет. Я думаю, подобный ход событий приведёт к тому, что к 2022 году биткоин достигнет $250 000. Это один из сценариев, на которых построено моё предсказание.
Я также рассматриваю биткоин с точки зрения сетевого эффекта. Например, если у меня есть биткоин, но ни у кого другого его нет, то он бесполезен. Однако если у меня есть биткоин, у вас есть биткоин и мы оба признаём это, то между нами есть связь. Затем такая связь растёт: её можно выразить квадратом количества узлов сети. На данный момент существует 40 млн. биткоин-кошельков. Я думаю, что это число будет расти, а стоимость биткоина — зависеть от квадрата этого числа.
Вольфсон: Вы действительно думаете, что фиатная валюта полностью исчезнет?
Дрейпер: Я думаю, что в будущем фиатные валюты будут напоминать разменные монеты, носимые с собой. Например, я думаю, что настанет такой момент, когда мы захотим купить кофе за фиатные деньги, а бариста будет смотреть на нас как на сумасшедших. Я также думаю, что скоро мы сможем покупать кофе и другие вещи за биткоины, эфир, Bitcoin Cash или другие криптовалюты на нашем смартфоне.
Вольфсон: Почему вы решили инвестировать в биткоины ещё в 2014 году?
Дрейпер: Я решил инвестировать в биткоин в 2014 году после того, как в 2004 году мой друг рассказал мне об игре, в которую в Южной Корее играли все. Кажется, эта игра называлась Legend. В то время это казалось чем-то огромным, и даже было ощущение, что мы живём в этом виртуальном мире. Затем мой друг сказал, что покупает своему сыну виртуальный меч за фиатную валюту для продвижения в этих видеоиграх. Это заставило меня задуматься о том, что у нас могла бы быть целая экономика, основанная на виртуальном мире.
Затем появился биткоин, и я знал, что за ним стоят огромные возможности. Тогда я помог одной из первых биткоин-компаний под названием Coin Lab. Я инвестировал в компанию, которая занялась производством ASIC-майнеров для биткоина, чтобы он обходился нам дешевле. Однако компания передала этот бизнес Butterfly Labs, которая добыла биткоины и выделила то, что причиталось нам.
В то время биткоин поднялся с $6 до $36. Мы добывали биткоины, а затем хранили их на Mt. Gox, которая тогда была одной из крупнейших биткоин-бирж. Когда случился крах Mt. Gox, мы потеряли все биткоины. Я думал, что это конец. Однако после этих новостей курс биткоина снизился всего на 15%, а на следующий день снова поднялся. Я подумал тогда: «Ого, рухнула самая крупная биржа, а он продолжил свой путь!» Именно тогда я понял, что миру действительно нужен биткоин.
Затем я поспешил использовать возможность и купить биткоины, которые были конфискованы у Silk Road и находились в руках службы маршалов США. В торгах участвовали 19 человек, и большинство из них хотели получить монеты ниже рыночной цены, однако я предложил цену выше рыночной и купил все девять лотов. После того как я купил биткоин по $632, его курс упал до $180. Именно после этого я предсказал, что через три года криптовалюта может достичь $10 000. И каким-то образом через три года мы достигли этой отметки. Так внезапно для себя я стал провидцем.
Вольфсон: Судя по вашим высказываниям, технология блокчейн — это следующий интернет. Это правда?
Тим Дрейпер: Технология блокчейн — это намного больше, чем интернет. В то время как интернет действительно повлиял на мировую экономику, блокчейн может трансформировать множество отраслей, которые исторически регулировались правительством, потому что они масштабны. Например, банковское дело, недвижимость, страхование, венчурный капитал, здравоохранение и само правительство могут быть полностью преобразованы при помощи блокчейна, потому что он представляет собой идеальный реестр. Блокчейн выполняет роль доверенной третьей стороны, к которой мы все стремимся в целях безопасности. Лично я чувствую себя намного спокойнее за свои биткоины, чем за фиатные валюты в Wells Fargo. Wells Fargo постоянно взламывают, но никто никогда не смог проделать этого с блокчейном биткоина.
Рэйчел Вольфсон: Что бы вы посоветовали людям, которые хотят начать инвестировать в криптовалюты?
Тим Дрейпер: На мой взгляд, начинать нужно с малого. Я бы предложил купить небольшое количество криптовалют и поместить их в аппаратный кошелек Ledger. Он хорош тем, что за деньги не нужно беспокоиться, в отличие от того случая, когда они хранятся на бирже. Удивительно, но вам всего лишь нужен USB-порт. Так вы сможете держать все деньги в своих руках.
Отличный пост