Нас приучили хотеть и не мочь

Плохие новостиПлохие новости

Нас приучили хотеть и не мочь

Время – деньги. Буквально. Человек не тратит деньги, он всегда тратит лишь время, т.е. свою жизнь. Которая, кстати, не повторится.
Средняя месячная зп Россиян в 2017 году составила 31 000 рублей. Большинство работают 8 часов в день, 5 дней в неделю, 4 недели в месяц. Итого 160 часов в месяц. Значит один час жизни человека стоит 194 рубля. Ирония любого общества в том, что самые бедные всегда наиболее уязвимы к приобретению товаров элитарной категории.

Маркетинг позаботился об удовлетворении этой потребности и создал сегмент товаров, являющихся суррогатом фешенебельных соблазнов, замаскировав их неполноценность, категорией товаров еще более дешевых. У неискушенного потребителя появился компромисс между невозможностью приобретения откровенной роскоши и желанием обладать всеми благами, доступными зажиточным членам социума. Это сформировало филигранную экономическую схему, в которой ценности среднего человека, вынудили его желать больше, чем он может себе позволить, а низкие аналитические способности большинства людей благоприятствовали ощущению неизбежной необходимости приобретения всех этих благ. Все же слышали выражение «жить не посредствам». Так вот – оно тоже буквально, т.е. есть большинство из нас живет в долг, тратит больше чем зарабатывает.

Дальше, исходя из несложной логики, в человеке формируется самоочевидная потребность зарабатывать деньги любой ценой, в любых условиях, забыв обо всем другом, выбиваясь из сил, спя по 5 часов, проявляя недовольство, будучи постоянно раздраженным, не переставая испытывать патологическую тревогу, все мы дружно пополняем ряды общества потребления. А общество потребления есть ничто иное, как вера в необходимость обладания, и труд в нем обеспечен невозможностью обладания всем желаемым. Никто уже не сомневается в необходимости собственной машины, квартиры, шубы, дачи, армии гаджетов, Турции, Тайланда, евроремонта, золотых украшений, часов Swatch или Michael Kors и прочей бутафорной атрибутики. И условия везде такие выгодные – скидки, кредиты, ипотеки, акции, лизинг, аренда. Сыр закладывают в мышеловку прямо у нас на глазах, но мы умиленно наблюдаем за стараниями палачей. Товары есть эквивалент статуса, а статус стал неотъемлемой частью чувства собственного величия. Маркетинг сработал как надо. Он заставил людей чувствовать себя неполноценными без его детищ и за это я «снимаю перед ним шляпу», созерцая четкость и беспощадность созданной им схемы. «Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет никакого дела, — сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным.» Сказал это не я, а Виктор Папанек – человек, знавший индустрию предложения изнутри.

Нас приучили хотеть и не мочь, поставили планку, до которой не допрыгнуть, но и перестать прыгать немыслимо. И вот мы тратим время на заработок денег, которых нам никогда не хватит, ведь в таком случае мы обретем умеренность, чего маркетинг нам не простит. И за всей этой суетой тратится время нашей жизни, которым мы расплачиваемся за столь сомнительные приобретения. Естественно, я не призываю к безделию, но вижу все причины задуматься об альтернативном способе траты времени. Есть в экономике такое понятие как «альтернативная стоимость». Еще можно назвать следствием свободы выбора. Т.е. у любого нашего выбора есть альтернатива. Лучшая или худшая – это другой вопрос, но, все же, безусловно есть. Продолжать делать нечто пагубное, еще и при наличии годной альтернативы — вдвойне абсурдно. Это замечание подводит нас к эпатажной и неприятной мысли, что на деле мы не обладаем ничем достоверно ценным, вернее, ценность присутствует, но только лишь потому, что нас убедили в отсутствии альтернативы. Многие из нас восхищаются строгими аскетами, тратящими время на саморазвитие, сумевшими не поддаться на соблазны капитализма и наполняющими свою жизнь ощущениями, по сути, доступными каждому.

Один из ярчайших примеров прекрасной альтернативной стоимости – литература, т.е. чтение книг. Рене Декарт писал так — «Чтение хороших книг – это разговор с лучшими людьми прошедших времен, и при том такой разговор, когда они сообщают нам лучшие свои мысли.» Средняя скорость прочтения человеком одной стандартной печатной страницы равна 4 минутам. Кредит на средний автомобиль составляет около 650000 рублей, или 3350 часов. Сколько же книг поместится в эту сумму? «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского примерно 800 печатных страниц – 53 часа, «Три мушкетера» Александра Дюма, около 700 страниц – 47 часов, и его же «Граф Монте Кристо» — 1300 страниц – 87 часов, «Маленький принц» Антуана Де Сент-Экзюпери, 110 страниц – 8 часов, «Дориан Грей» Оскара Уайлда, 350 страниц – 24 часа, «Над пропостью во ржи» Джерома Дэвида Сэлинджера, 250 страниц – 17 часов. В итоге прочтение перечисленных мною книг займет 236 часов. Это менее 10% от стоимости автомобиля и значит, в его стоимость без труда влезут еще «Старик и море» Эрнеста Хемингуэйя, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Капитанская дочка» Александра Пушкина, «Кандид» Вольтера, «Рассказы» Антона Чехова, «Анна Каренина» Льва Толстого, «Бремя страстей человеческих» Сомерсета Моэма, «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана, «Недовольство культурой» Зигмунда Фрейда, «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли и не менее двадцати «Война и мир» Льва Николаевича. Любая из этих книг прочтена многими людьми, имеющими влияние и достаток, к которому стремится подавляющая часть живущих людей. «Братья Карамазовы» любимая книга Владимира Познера и Хиллари Клинтон, Земфира любит Чехова и Бродского, Пушкин обожал Вольтера, Высоцкий зачитывался Булгаковым и Есениным, Стив Джобс формировался под влиянием произведений Джорджа Оурелла и Айна Рида. У этих людей интеллектуальный капитал явно предшествовал материальному, который кстати не был венцом их стремлений.

У Высоцкого, песня «Баллада о борьбе» заканчивается строчкой «Значит нужные книги ты в детстве читал». В этой песне он говорил не о скудоумии и деградации, но и этот смысл вполне подходит данному высказыванию. У него, кстати был Мерседес, вопиюще солидная по тем временам машина, но книги он читать не переставал. Идея о том, что наши мысли и есть самый ценный капитал человека никогда не была достаточно очевидна для большинства из нас, но этот факт отнюдь не лишает смысла потуги сделать ее более масштабной. «Когда мне не хватало денег, я садился думать, а не бежал зарабатывать. Идея — самый дорогой товар на свете.» говаривал когда то Стив Джобс, а с его авторитетом сложно спорить. Еще одно его высказывание «Работать надо не 24 часа в сутки, а головой». Те люди, которые восхищают нас и заставляют подражать своему величию никогда не призывали к бездумному механическому труду, они знали, что именно интеллект вознаграждается наиболее щедро и материальный достаток может быть лишь его следствием, но никак не альтернативой. Чтение книг всегда было частью рецепта, притворяющего полноценное наслаждение жизнью.

«Питайте ваш разум великими мыслями, потому что вы никогда не сможете подняться выше, чем думаете.» Бенджамин Дизраэли. Это мысли весьма авторитетных людей, внесших значительный вклад в историю развития человечества, но оставшиеся малопопулярными среди широкой публики. Едва ли написанное вызовет достаточный эмоциональный отклик у людей, находящихся в тягомотной клоаке семьи, заработка, дачи, застолий, компьютерных развлечений, телевизора и еже с ними. Уверяю, автор данной полемики, имеет в своей жизни достаточно попыток донесения близким людям идей, подобных написанным. И достаточное количество разочарований, предавших наивному энтузиазму циничный оттенок безразличия. Впрочем, неумолимая очевидность выводов все же оставила болезненный просвет ожиданий быть правильно понятым.

Поэтому закончить свой ребяческий выпад, я хочу высказыванием человека, разделявшим остроту поднятого вопроса «Погоня за материальным достатком на фоне звенящего скудоумия – вот стандарт сегодняшней системы ценностей.»

02:14
211