Площадь Свердлова
Приглядитесь к небольшим отверстиям в стене рядом с названием станции в метро «Автозаводская» — рядом с нашим «ЗИЛАРТом». Отыскали их? Они могут поведать о богатой истории этого места, нашего города и даже страны, так как остались от букв первого названия станции — «Завод имени Сталина». Именно так в 1943-м, в год открытия станции, назывался знаменитый ЗИЛ.Да-да, первые поезда отправились на станцию в разгар Великой Отечественной — 1 января 1943 года. То есть в этом году станция справила уже 75-летний юбилей. Причем «Новокузнецкая» и «Павелецкая» родились на 11 месяцев позже, поэтому первое время поезд ходил по перегону «Площадь Свердлова» — «ЗИС» 6,3 км без остановок.
Фамилия вождя в названии станции обязывала к особому к ней отношению. В связи с этим неудивительно, что изначально рассматривались 54 (!) разных проекта станции. 11 из них предложил архитектор Алексей Душкин, которому и была в итоге доверена работа. Впоследствии он получил за нее Сталинскую премию. Неудивительно и то, что в северном торце центрального зала на гранитном постаменте размещалась гипсовая скульптура генералиссимуса, демонтированная после развенчания культа личности. Но даже этим присутствие вождя на станции не ограничивалось. Четыре барельефа на путевых стенах называются «Народы Севера», «Народы Кавказа», «Летчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». А между ними когда-то красовались мощные цитаты — казахского поэта Джамбула Джабаева («Это всё дела, что сталинская мудрость родила») и самого Иосифа Виссарионовича («Труд в СССР есть дело чести, славы, доблести и геройства. Потом их, конечно, заштукатурили. Зато сохранились восемь смальтовых мозаичных панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной войны». Посмотрите на них. Мастера творили эту красоту в блокадном Ленинграде. Мозаики восточной стены отражают заводскую тематику: монтаж гусениц на танк КВ-1, литейный, механосборочный, кузнечный цеха. Западной — военно-гражданскую: погрузка бомб в дальний бомбардировщик Ил-4, отправляющийся бомбить Берлин; жатва, где трактора тянут за собой жатки завода ЗИС; астраханские рыбаки, вытаскивающие из сетей гигантских осетров и отгружающие бочки с икрой; картина морского боя...
Свое нынешнее название станция получила в 1956 году. И это уже совсем другая история, которую мы вам тоже обязательно расскажем.