Начни с себя!
LIBERTY | PEOPLE
«Начинание с себя» многими считается панацеей от любых бед. Нам усердно внушают, что корень любых наших проблем в нас самих. Никакие объективные обстоятельства в расчёт не берутся, более того, само их существование отрицается.
Тебе плохо, потому что ты плох. Ты беден, потому что ты глуп. Ты. Ты. Ты. Ты неполноценен, ты — источник всех бед. Решение окончательное и обжалованию не подлежит. Почему дело обстоит именно так? А потому что обществу не выгодно признавать, что оно имеет изъяны и пороки. Проще заклеймить тех, кто от этих изъянов пострадал. Всегда легче обвинить одного человека, чем десять, тысячу или миллион. Это одно из основных свойств тоталитарной и рабской психологии — искать проблемы исключительно в отдельно взятом индивиде. Грубо говоря, это равноценно тому, как если бы к психологу пришёл узник концлагеря и рассказал ему о своей нелёгкой жизни, а психолог в ответ начал его учить, как правильно прислуживать надзирателям и принимать побои. Скажет, что у того «невротическое неприятие здорового социального окружения». Кроме того, эта психология конформизма, если не оголтелого приспособленчества, заходит за рамки частного и вторгается в общественное.
Захар Прилепин в одном из выступлений довольно метко раскритиковал данный феномен: «Хочешь, чтобы изменился мир? Начни с себя. Хочешь, чтобы изменилась страна? Начни с себя. Хочешь, чтобы изменилась власть? Начни с себя. Давайте продолжим этот нелепый список. Хочешь секса? Начни с себя. Хочешь наказать негодяя? Начни с себя. Хочешь есть? Начни с себя. Знаете, нет, я буду есть хлеб, любить жену, а если мне нужно будет наказать негодяя, я начну с него, а не с себя. Потому что если я начну с себя, он далеко убежит. Что мне такого сделать с собой, чтобы не тонули корабли и не падали самолеты? Я — это конкретно я, физическое тело и дух, который никто в глаза не видел. Государство вокруг меня — далеко не только я, и как ни странно, его бытие нисколько не зависит от того, как часто я хожу на исповедь».
«Начни с себя» — это рефлекс, проявляющийся в пораженном раковой опухолью обществе в ответ на любую попытку что-то изменить, в ответ на всякую жажду жизненно важных перемен. Несложно догадаться, что подобные настроения выгодны власти, но самое страшное — они полностью устраивают так называемый простой народ. А симбиоз регрессивных сил (власти, шовинистов, псевдолиберальных интеллектуалов и недумающих масс) является грозным оружием против любых ипостасей инакомыслия. Пока мы начинаем с себя — они начинают с нас". Причём как навязывающие шаблон, так и его жертвы, зачастую не способны объяснить, что же есть это самое «начать с себя». Как это? Никакой конкретики — лишь собачий лай, отвлекающий внимание от насущных проблем и поиска пути их решения. Быть может, подразумевается подача хорошего примера ближнему, дабы пошла цепная реакция и «трава стала зеленее»? Но каким образом это возможно реализовать, раз этот ближний — тот самый зависимый от своих авторитетов конформист без собственного мнения, либо консерватор от серого вещества, винящий во всех бедах неких абстрактных «жидов», мужской/женский заговор или же самого себя? Более того, самого подающего пример в результате начнут активно долбить нравоучениями и назойливо рекомендовать «начать с себя». Круг замкнулся, общество топчется на месте. Доволен очередной постсоветский диктатор, доволен марионеточный либерал, довольна нежелающая вылезать из грязи раболепствующая чернь. Страх реформ и любых новшеств зарождается сперва снизу, в голове рядового обывателя — он боится любых изменений, страх признаться самому себе в их необходимости кровавой пеленой затмевает его и без того замутненный взор. Ему вторит хозяин: «Верно, не твоего ума это дело — лучше с себя начни». И крохотного человечка гладят по блохастой макушке, дают ему кость, и он, улыбаясь, направляется «начинать с себя» в ветхую, грязную конуру, каковая даже не принадлежит ему. И все рады. Все начинают, все кончают, и нет этому конца и края. Временами сладостный покой нарушается свистком и властно звучащей командой «фас!» Массы дружным строем срываются с цепи по зову невидимого господина — незавидная участь уготована всякому, кто осмелится помешать их устаканившемуся счастью стабильности.