Морихэй Уэсиба

ЯЖЕСПОРТСМЕНЯЖЕСПОРТСМЕН

Морихэй Уэсиба

Айкидо было создано несравнимым будока, каким был Морихэй Уэсиба. Он вышел за пределы будзютсу, которое противопоставляет сильного слабому, открыв дорогу развитию личности ежедневной и постоянной шлифовкой ума и тела. Будо, которое соответствует современной эпохе, называется Айкидо.

Увидев в юности поражение своего отца, «побитого тяжелым кулаком» политического противника, он почувствовал необходимость изучать бу-дзютсу. Это событие породило непреклонное желание посвятить себя, всю свою жизнь практике Будо. Морихэй Уэсиба постигал тайные знания традиционных японских школ, таких как Айа-Рю Дзю-дзютсу, Кито-Рю Дзю-дзютсу, Дайто-Рю Дзю-дзютсу, кен Шинкаге-Рю, Хозоин-Рю Содзютсу и других.

Можно сказать, что его встреча с Такеда Сокаку в Дайто-Рю была определяющей и открыла ему новый взгляд на Будо. Действительно, практика бу-дзютсу не вела к спасению общества, не могла его удовлетворить, и это заставило Морихэя Уэсиба обратиться к духовной практике.

В 18 лет ему захотелось стать «Великим путешественником», и он уехал в Токио. Через некоторое время он увел оттуда 80 добровольцев на Хоккайдо, «Северную Границу», где 8 лет был их учителем и создал поселение Ширатаки. В то время он мог только слышать о Дегуми Ванисабуро, организаторе Омото Кю, который мечтал создать рай на монгольской земле.

Смерть отца, который понимал и поддерживал сына, повергала Морихэя Уэсиба в глубокую печаль. Почти одновременная потеря двух сыновей прибавила страданий, и несомненно, что протянутая рука и горячее сердце Преподобного Дегуми оказали ему неоценимую помощь. Глубокая вера, которую он нес в себе с детства, усиленная встречей со своим Учителем, неутомимая практика бу-дзютсу толкнули его на поиски пути, который ведет через Бу к миру на Земле, а Земля — это и есть большой Дом, открытый каждому.

Занятия с Преподобным Дегуми, поездка с ним в Монголию, тюрьма, смертный приговор, помилование в последний момент, опыт войны, граница между жизнью и смертью, — все это прибавилось к его опыту после возвращения в Японию, чтобы создать новое, лучшее Будо, основанное на абсолютной победе.

Однажды, после многолетних трудов и тренировок для достижения этой цели ему был брошен вызов морским офицером, учителем фехтования. Морихэй Уэсиба выступил против него без оружия, но противник не смог даже коснуться его мечом во время поединка. После поединка О-Сенсей напился из колодца и прошел несколько шагов по саду. Внезапно он застыл неподвижно, чувствуя, что земля качается под ним. Дождь из многочисленных золотых лучей падал с неба и поднимался в то же время с земли, трансформируя его тело (Относительно этого эпизода в жизни О-Сенсея мы отсылаем заинтересованного читателя к опытам трансмутаций других мистиков, принадлежащих к разным традициям. Смотрите, например, работы Мирсея Илиаде).

Очищенное тело О-Сенсея вознеслось в пределах Вселенной. Он понял язык птиц, увидел ветер и все явления природы. Тогда он подумал: «Желание слепой победы должно стать Любовью. Источник Будо — божественная любовь и всеобщее сострадание». Он постиг в своем озарении, что настоящее Будо приводит в равновесие созидание и покровительство. На этом основано Айкидо.

В это время граф Ямамото Гомбэй, старейший первый министр, приглашает его вернуться в Токио. Преподобный Дегуми советует откликнуться на это предложение. Морихэй Уэсиба дает в Токио уроки императорскому окружению, главе государства и знатным семьям. Остаток времени он делит между военными школами, залами борьбы университетов и крупных предприятий. Однако, к 1935 году, неудовлетворенный, что Айки будзютсу, его преподавание и развитие отнимают у него слишком много времени, мешают ему самому развиваться лично, О-Сенсей покупает невозделанные земли на Иваме, чтобы там реализовать свою мечту изучения Будо в связи с культурой земли.

Но началась вторая мировая война. Ученики были призваны в армию. Различные направления Будо попали под влияние правительства, которому импонировал конформизм и не удовлетворял независимый дух Будо. И тогда, распределив ответственные посты между учениками (в частности, доверив зал борьбы в Токио своему сыну), он покинул Токио, чтобы посвятить себя творческому труду, создал открытый зал борьбы на Иваме и там постоянно работал над созданием Айкидо.

Благодаря своей активности и несмотря на запрещение американскими оккупационными властями любых форм практики воинских искусств, О-Сенсей не прерывет своей работы над созданием Айкидо, которая по-настоящему смогла возобновиться в Токийском Додзё в 1948 году после снятия запрета.

В 1956 году с его разрешения начинаются публичные показательные выступления. Многочисленные залы открываются в школах, в университетах и на предприятиях. Айкидо постепенно распространяется за пределы Японии.

В 1951 году Учитель Мошизуки Минору первым представил Айкидо во Франции и в Европе. В следующем году Учитель Абе Тадаши приезжает в Марсель с целью распространения Айкидо в Европе. В то же время Учитель Тохэй Коичи преподает Айкидо на Гавайях и в Америке. В 1961 году О-Сенсей в возрасте 78 лет был приглашен на Гавайи по поводу торжественного открытия Додзё Айкикая. Эта поездка явилась началом настоящей интернационализации Айкидо.

В 1956 году Андрэ Ноке, первый француз, приехал работать в Айкикай. В 60-х годах учи деши распространяются по всему миру: Ямада Ёшимитсу в США, Сугано Сейчи в Австралии, Норо Мазамичи и Тамура Нобуёши во Франции, Шиба Казуо в Англии, Канаи Митсунари в США. В то же время Учителя Наказоно Мутсухару, Кобаяши Хироказу, Тада Хироши, Асаи Катсуаки, Ичимура Тошиказу и другие мастера из Айкикай приезжают в Европу. Большинство из них находится там постоянно.

Интернациональная Федерация Айкидо[1], созданная в 1975 году, включает 6 континетальных федераций (среди них Северная и Южная Америка) и более 40 национальных федераций. Многие другие страны еще не представлены на интернациональном уровне, хотя многочисленные их представители активно занимаются Айкидо. ФИА (Интернациональная Федерация Айкидо) является сегодня членом АГФИС (Генеральной Ассамблеи Интернациональных Федераций спорта).

09:28
80
13:56
+3
Морихей Уэшибе великий человек! Человек легенда.
13:56
+3
Хочется добавить, что основатель Айкидо М.Уесиба говорил так — приходите заниматься Айкидо уже получив опыт в других видах будо(желательно жестких) и тогда вам легче будет оценить то, что оно вам предлагает взамен. И, надо добавить, что лучшие инструктора в Айкидо получаются именно из таких людей.
И еще важный момент, который, почему то, многим непонятен- Айкидо это, в первую очередь состояние духа в боевой обстановке(а в идеале всегда), и базовая техника и методика тренировок(особенно с новичками) направленна на развитие этого состояния. Многие(не глубоко копнувшие) критикуют именно базовые техники, которые кажутся тяжело выполнимыми в уличной драке, но дело в том, что (повторюсь) Айкидо- это особое состояние духа(сознания) и имея это состояние, вовсе не нужно в драке привязываться к учебным базовым формам(техникам), нужно просто действовать свободно и использовать любые техники которые помнит тело и именно тогда это и будет реальное Айкидо.
Другой момент, что все базовые формы так же имеют свои боевые аналоги, но это не для начинающих-потому что смертельно опасно и очень болезнены,(а новички еще грубо работают и будут реально калечить друг друга и ничему не научатся-день тренировок-полгода в гипсе...).
И другой важный момент, почему основатель запретил соревнования-многие считают по моральным соображениям, но это не совсем так… Сам он принял огромное количество вызовов на поединки за свою жизнь и с честью вышел из всех(это факты истории), но все дело опять в состоянии духа- не возможно быть в этом состоянии внутренней мобилизации и гармонии имея желание победить, одолеть, искалечить, убить и т.п. Дух соревновательности и само эгоистическое желание одолеть противника лишают даже мастера духа внутренней гармонии и канал поступления энергии закрывается. Именно поэтому в спортивных единоборствах(не боевых искусствах-это принципиально разные вещи и системы подготовки). очень важна физическая сила, т.к. эго не может использовать каналы тонкой жизненной энергии КИ(ЦИ, Праны и т.п.), а только физическую силу…
Поэтому в любом поединке Айкидо мастер никогда не будет желать победить агрессора, а тем более не будет сам им,- победа всегда будет за ним благодаря его отрешенности в бою и умению держать центр(и мы знаем из истории, что многие современные учителя принимали и принимают вызовы на поединки, и всегда побеждают в них), но сами они не будут желать соревноваться(иначе они не мастера) чтобы потешить своё эго…
Айкидо — это Любовь(состояние духа оберегающее саму жизнь), но чтобы понять это нужно много учится у МАСТЕРОВ, которых очень не много на земле… Спасибо тем кто понимает!
14:05
+4
Уэсиба — крсавец, только народу объе… ть))))
21:14
+3
Походу то это японский Чхарёк ) ток трезвый) стиль — шлагбаум )))
21:14
+3
А я сама занимаюсь Айкидо. И у меня 3 КЮ. А это зелёный пояс. Но наш учитель рассказывал немножко по-другому, а так всё норм.
21:19
Красиво конечно! Но в бою бьют и сильно бьют порой и озверевший мужик или хладнокровный человек не будет подигрывать точно! Ничего общего с боем нет.
21:22
+1
Я занимаюсь айкидо в мае сдавать на жёлтый пояс буду сдавать очень интересно заниматься
21:25
То чувство, когда занимался айкидо) изучал, конечно, в детстве, но все же считаю, что айкидо применимо, главное сохранять абсолютное хладнокровие перед лицом опасности и грамотно пользоваться этим искусством. Если нет хотя бы черного пояса, то об успешном применении этого стиля можно забыть. К тому же, применимо айкидо, пожалуй, только против борцовых техник, где есть непосредственный контакт с соперником. Против хорошего боксёра или кикера оно будет бесполезно. Хотя, как знать…