Намибия – страна, где есть ферма гепардов
Интеллектуариум
Намибия — одна из самых малонаселенных африканских стран. Здесь можно ехать на автомобиле целый день и не увидеть не только ни одного здания, но и встречных машин. Нетронутые земли и отсутствие крупных промышленных предприятий сохраняют прекрасные условия для дикой природы. Фактически Намибия — это нечто вроде большого заповедника. Слоны, жирафы, зебры, антилопы и другие звери чувствуют здесь себя вольготно. Туристы не понаслышке знают, что гиду приходится подолгу сигналить, чтобы семья из нескольких жирафов сошла с трассы и позволила автомобилю проехать. Намибию заслуженно считают одной из лучших на континенте стран для «зеленого» туризма.
В 200 км к северу от Виндхука, столицы государства, находится городок Очиваронго. Фактически это одна улица с автозаправкой, супермаркетом и несколькими жилыми домами. Сразу за Очиваронго грунтовая дорога поворачивает на восток и через 44 км упирается в вывеску «Фонд сохранения гепардов». Когда-то здесь был скотный двор, но впоследствии владелец, проникшись судьбой животных, переделал ее в исследовательский центр.
Фонд сохранения гепрадов неподалеку от Очиваронго | cheetah.org
На ферме не занимаются разведением гепардов. Эти уникальные кошки почти не размножаются в неволе. В фонде содержат зверей, которые по определенным причинам не могут жить на свободе. Одного из них ранили фермеры или сбил грузовик, а иногда люди приносят котят, мать которых попала в ловушку и погибла. Человек не может научить гепарда охотиться (на это способна только самка), и звери остаются жить на ферме. Звери не сидят в клетках. Им отведена достаточно большая территория, где они свободно двигаются. Ученые могут исследовать хищников в условиях, приближенных к естественным.
Гепард, как известно — самый быстрый на Земле. Этот представитель кошачьих создан для скорости: в теле нет подкожного жира, а маленькая голова, округлые уши и тяжелый хвост идеальны для быстрого бега и маневрирования.
Гепард — единственный представитель кошачьих, который не втягивает когтей. Они должны быть всегда наготове. Кроме того, в скелете этого знаменитого бегуна отсутствует ключица. Кости передних лап крепятся к остальному скелету только мышцами (когда животное лежит на земле, плечи почти касаются друг друга). Благодаря этой особенности гепард способен поворачивать и маневрировать на очень больших скоростях.
На открытой местности взрослый зверь развивает скорость 105-110 км / ч (и с ней может промчаться 300-400 м). Этого достаточно, чтобы за считанные секунды догнать любую антилопу. Правда, за такой темп приходится расплачиваться. Во время бега сердце гепарда не успевает выталкивать кровь. Как следствие — его температура возрастает с 37 ° до немыслимых 41 °! Догнав жертву, пятнистый преследователь сбивает ее с ног, перекусывает горло, после чего ему необходимо хорошо отлежаться — остыть. В это время животное абсолютно беспомощно и настолько уставшее, что не может отстоять свою добычу. Этим часто пользуются львы, гиены, леопарды, шакалы и даже хищные птицы.
Чтобы звери не закостенели, работники фонда устраивают для своих подопечных регулярные пробежки, так называемые cheetahs running, «бега гепардов». Каждый желающий, заплатив 400 намибийских долларов может присоединиться к бегам. Они происходят только раз в день (если нет дождя), рано утром. На территорию, по которой гоняют животных, допускают не более чем четыре-шесть человек.
Известно, что инстинкт заставляет этих кошачьих преследовать движущийся объект. Неважно, какой именно. Поэтому при отсутствии антилоп им может быть … обычная тряпка. Лоскут ткани привязывают к длинной веревке, которую пропускают через специальные кольца, вкопанные в грунт. Концы последней соединяют, после чего ее запускают в специальный аппарат, который тянет ее с большой скоростью. Веревка, как змея, движется по земле, вместе с ней по траве волочится тряпка, привлекая внимание гепардов. Повинуясь инстинкту, они начинают преследование.
Набегавшись, животные укладываются на лужайку и отдыхают. Если после погони они в хорошем настроении, посетителям разрешают их погладить. Это бывает не очень часто. О своем внутреннем спокойствии гепард сообщает так же, как и домашняя кошка: урчанием (правда, значительно громче). Гепарды и пумы — единственные из крупных кошек, которые умеют мурлыкать.
В мире этих животных осталось около 12 тыс. (В Азии они исчезли еще в 1960-х). Для сравнения: леопардов существует почти 40 тыс., а львов — 120 тыс. с лишним. Ученые опасаются, что вымирание этих бегунов нанесет непоправимый ущерб всей экосистеме. Дело в том, что гривастые «цари», как и гиены и многие другие вроде хищных животных — весьма посредственные охотники. Успешность охоты львов оценивают, как 1:10. То есть только одна охота из десяти заканчивается удачно. Питаясь только своей добычей, они давно умерли бы от голода. Эти гиганты, как и гиены, едят преимущественно падаль.
Гепарды — значительно лучшие охотники. Они догоняют выбранную жертву в девяти случаях из десятка. Вот только после безумного ускорения не в силах за нее бороться. Кроме того, из-за особого строения зубов едят только внутренности (сердце, желудок, печень), а самой туши не трогают. Таким образом, эти хищники невольно «подкармливают» многих других представителей фауны, и их исчезновение почти наверняка привело бы вымирание видов, пожирающие мертвечину.