Дом восходящего солнца: игры с японским колоритом

IGMIGM

Дом восходящего солнца: игры с японским колоритом

Япония — одна из самых удивительных и самобытных стран в мире. Её культуру воспевали во множестве произведений искусства и игры не стали исключением. Сегодня мы решили вспомнить, в каких тайтлах и франшизах Япония была представлена наиболее ярко.

Япония преступная — Yakuza

Серия Yakuza вобрала в себя черты множества жанров, включая игры в открытом мире, beat'em up, RPG, файтинги и даже ритм-игры. Отцом-основателем франшизы считается геймдизайнер Тосихиро Нагоси — младший коллега создателя Shenmue Ю Судзуки. Он начал свою деятельность в Sega в 1989 году, а в 2005-м, уже возглавляя свою студию Amusement Vision, выпустил первую часть Yakuza.

На сегодняшний день основная серия игр насчитывает семь тайтлов, включая приквел Yakuza 0. Кроме того, во франшизе есть несколько спин-оффов и переизданий для современных консолей и ПК.

Чтобы достоверно воссоздать антураж, во время работы над первой частью авторы посетили самые популярные среди якудза районы Токио. Они побывали в местных клубах и барах, пообщались с гангстерами и постарались максимально проникнуться культурой местной мафии. В результате у Amusement Vision получилась довольно точная «репродукция» криминальной стороны японского мегаполиса.

Yakuza — это серия игр о преступном мире Токио, а также о чести и подлости, благородстве и предательстве. Игра полна пафосных диалогов, а персонажи здесь, если умирают, то делают это картинно и откровенно долго. Главный герой, бывший якудза Кадзума Кирю, воплощает классический образ японского гангстера — доблестного, стойкого, честного и надёжного.

По ходу игры Кирю часто ввязывается в драки, однако никогда не убивает своих противников. Смерть в серии Yakuza занимает отдельное и довольно важное место. Тосихиро Нагоси говорил, что в своих играх выступает против насилия и убийств без причины. В интервью он рассказывал, что ненавидит серию GTA именно за то, что она делает преступления весёлыми.

В начале своего жизненного пути серия Yakuza не пользовалась спросом на Западе. Игру рекламировали как альтернативу GTA, которой она по сути не являлась. Из-за этого продажи первой Yakuza в США были катастрофически низкими — геймеры не получили японский клон Grand Theft Auto, который им обещали в промо-материалах.

Тем не менее на сегодняшний день совокупные продажи франшизы превышают 11 миллионов копий. Шестая часть, мировой релиз которой состоялся в 2018 году, разошлась одинаково большим тиражом как в Японии, так и на Западе.

Япония мутировавшая — Ninja Blade

В 2009 году компания FromSoftware выпустила Ninja Blade — слэшер про бойца из отряда ниндзя, который сражается с гигантскими червями и тараканами длиной в сотню метров. Кажется, игра вобрала в себя все возможные клише о Японии, ниндзя, и биологических мутантах.

Главный герой, Кен Огава, в лучших традициях аниме, прыгает из вертолёта без парашюта, останавливает самолёт ударом ноги и летает на ракете, словно на скейтборде. Ninja Blade — это гротеск и гигантомания, возведённые в куб и заправленные инъекцией стероидов. На первых уровнях игре удаётся генерировать столько адреналиновых моментов, что нет времени даже моргнуть.

По сюжету, абсурдному и клишированному, в небольшой японской деревне случается вспышка неизвестной инфекции. Больных отправляют в исследовательский цент в Токио, в то время как паразит внутри них эволюционирует. Как выясняют учёные, жители деревни заразились неким альфа-червём, который не поддаётся лечению.

Зараза всё сильнее овладевает больными и в один момент они начинают мутировать. Инфекция распространяется по мегаполису и, чтобы противостоять угрозе, правительство вызывает спецотряд ниндзя под названием G.U.I.D.E (Global United Infestation Detection and Elimination).

Глядя на главного героя возникает ощущение, будто авторы старались воссоздать самого что ни на есть стереотипного ниндзя — молчаливого, сдержанного и загадочного. Геймдиректор Ninja Blade Масанори Такеучи, рассказывал, что команда обратилась за помощью с дизайном персонажей к Capcom. Такеучи восхищался героями, которых создают разработчики японской компании и хотел привнести в свою игру такой же колорит. Так, дизайн Кена Огавы создал Кейджи Накаока, параллельно трудившийся над Lost Planet.

Авторы Ninja Blade рассказывали, что вдохновением для них послужили голливудские фильмы. Сотрудники FromSoftware хотели передать через игру те же эмоции, которые получали от просмотра блокбастеров. Похоже, поэтому Кен постоянно попадал в патовые ситуации, где с одной стороны по нему вели огонь из крупнокалиберного пулемёта, а с другой разевал пасть паразит высотой с одиннадцатиэтажку.

Несмотря на всю свою эпичность, зрелищность и «гипертрофию», игроки встретили Ninja Blade неоднозначно. Игра цепляла своими насыщенными сценами и QTE, поражала некоторыми боссами и даже вызывала улыбку от по-хорошему абсурдных и трэшовых сцен.

Тем не менее с точки зрения картинки многие критиковали её за мрачные серые тона, однообразные уровни и в целом отсутствие узнаваемого стиля. Помимо этого, пытаясь воплотить как можно больше элементов и механик из других франшиз (Devil May Cry, Resident Evil), игра утратила самобытность, что помешало ей надолго отпечататься в памяти геймеров.

Япония африканская — Afro Samurai

Игра по довольно специфическому аниме Afro Samurai с Сэмюэлом Л. Джексоном в главной роли, а также рэпером RZA в качестве автора саундтрека. Слэшер выпустила внутренняя студия Namco Bandai в 2009 году.

События Afro Samurai разворачиваются в альтернативной версии феодальной Японии, где главный герой курит траву и рубит врагов катаной под бит всё того же RZA. Благодаря музыке и визуальному ряду тайтлу Namco Bandai удалось стать одной из самых стильных игр 2009 года.

Представьте, время в бою замедляется, по клинку с характерным звоном проскальзывает блик света, и главный герой обрушивает всю мощь меча на противника. Примерно так выглядели схватки в Afro Samurai.

К боевой системе игроки относились по-разному, но одного у неё было не отнять. Разработчики ввели механику отрубания конечностей — аналогичная появилась в Metal Gear Rising: Revengeance. После удачного удара мечом, руки, ноги и головы разлетались в стороны, омываемые фонтанами крови. Тем не менее игру критиковали за плохо анимированных врагов, неудобную камеру и в целом скучный геймплей.

По сюжету, в мире Afro Samurai самураи делятся по уровню мастерства, и самый умелый из них носит повязку Номера Один. Такой человек неприкосновенен и напасть на него может лишь Номер Два. На Номера Второго, в свою очередь, может напасть кто-угодно. В юности протагонист Афро стал свидетелем гибели своего отца, Номера Первого, — его убил Второй по имени Джастис. Когда герой достигает зрелости, он отправляется мстить.

Тираж Afro Samurai составил 420 тысяч копий в США и Европе. В 2015 году уже другие разработчики, Redacted Studios, выпустили сиквел Afro Samurai 2: Revenge of Kuma.

Япония провинциальная — Shenmue

Shenmue — одна из самых дорогих игр своего времени, завоевавшая с годами статус культовой. Она предлагала игрокам интерактивный открытый мир, историю мести и отваги, граничащую с эпосом, и просто небывалый до этого уровень проработки деталей.

События первой Shenmue разворачиваются в японской провинции Йокосука в 1986 году. Юный Рё Хадзуки как обычно возвращается домой, но понимает, что случилось неладное. Вывеска во двор разбита, а знакомые и соседи пребывают смятении.

В одном из зданий Рё находит отца, который разговаривает с каким-то незнакомцем. Мужчина со шрамом требует от Хадзуки старшего какое-то зеркало, а когда тот отказывается отдать его — убивает отца Рё. Чужеземцы покидают дом, но оставляют главного героя в живых. После этого Рё, наполненный жаждой мести, отправляется искать своего теперь уже кровного врага.

Геймдизайнеру Ю Судзуки удалось создать один из самых живых на тот момент игровых миров, в котором диалоги с горожанами были неотъемлемой частью геймплея, а мини-игр было столько, что о некоторых из них геймеры не узнавали даже после прохождения. Да что говорить, в Shenmue был зал с игровыми автоматами, в котором можно было сыграть в реальные аркадные игры вроде Space Harrier или Out Run. А ещё в ней были утиные гонки, бильярд, армрестлинг, подпольные бои и много других «развлечений».

Shenmue — это игра в которой можно было взять и покрутить в руках абсолютно любой предмет, а также купить практически что-угодно из представленного в магазинах ассортимента. Зарабатывать деньги также приходилось в отдельном квесте: Рё разгружал ящики в порту, управляя погрузчиком.

Судя по реальным снимкам, команде Ю Судзуки удалось детально воспроизвести антураж Йокосуки 80-х, а также точно передать атмосферу города. Как и в реальном аналоге, в Shenmue можно найти главную улицу провинции — Добуита. На ней расположено множество магазинов самой разной специализации, кафе, рестораны и бары. Тем не менее, района Сакурагаока, где расположен дом Рё в реальности не существует.

Япония средневековая — Sekiro: Shadows Die Twice

22 марта выходит очередная игра FromSoftware — Sekiro: Shadows Die Twice. Её события разворачиваются в средневековой Японии периода Сэнгоку. По словам разработчиков, это была наиболее мрачная эпоха, в которую отлично укладывается сюжет и настроение игры. Это смутный период краха правящей династии Асикага и последовавшего за ним хаоса.

Главного герой — синоби по прозвищу Волк. Он охраняет юного принца и продолжателя древнего священного рода, на которого охотится клан Ашина. Во время одного из покушений, врагам всё же удаётся выкрасть мальчика, а Волку они отрубают руку. Вместо потерянной конечности воин получает костяной протез и отправляется по следам похитителей.

Протез Волка станет одной из ключевых механик. С его помощью герой сможет перемещаться по вертикали, используя как крюк, или применять во время боя. Костяная рука может трансформироваться в орудие атаки (топор, копьё) или же в щит.

В отличие от своих предыдущих игр, в Sekiro команда FromSoftware ввела новую механику возрождения. Волк может восстать после смерти и попытаться одолеть врага во второй раз, однако в таком случае цена второй гибели будет намного выше. По словам авторов, эта система не сделает игру проще, а просто добавит боям тактической глубины. Геймдиректор Sekiro Хидэтака Миядзаки, в свою очередь обещал, что игра будет сложнее Bloodborne и Dark Souls.

Боевая система в Sekiro: Shadows Die Twice также претерпела изменения по сравнению с предыдущими играми студии. Как и прежде, ключевую роль играет правильно выбранная дистанция и тайминг, однако теперь у участников поединка появилась специальная шкала уязвимости.

Она заполняется по мере того, как враг или главный герой блокирует удары. Если стоять в глухом блоке, то Волк быстро устанет и откроется для атаки соперника. С помощью этой системы разработчики хотели мотивировать игроков парировать удары и вести бой более энергично — как это делают самураи.

Судя по оценкам, которые получила Sekiro, у From Software получилось создать проект, претендующий на звание игры года. И, если верить критикам, японский колорит сыграл в этом не последнюю роль, что не удивительно, ведь всем иногда хочется погреться в лучах восходящего солнца.

Влад Бабаев

18:43
644