Telegram Дурова: начало эры цифрового сопротивления

Павел Дуров | Pavel DurovПавел Дуров | Pavel Durov

Telegram Дурова: начало эры цифрового сопротивления

Каждый мечтает о мире, в котором технологии делают жизнь более комфортной, обеспечивают безопасность и защищают наши права и личное пространство — особенно, если речь о странах, где власти нацелены на усиление контроля за своими гражданами.

В статье о зарождении и применении технологии сопротивления (Resistance) как протеста против решений властей, ограничивающих права и свободы человека. А также рассказ об одном из самых ярких стартапов — Telegram, который стал символом Resistance не только в России, но и в мире.

Почему необходимо защищать конфиденциальность

Немного статистики за 2018 год, которая поможет представить, насколько целесообразна сегодня защита приватности, конфиденциальности, прав и свобод людей:

более 978 млн человек в 20 странах мира столкнулись с киберпреступлениями, большая часть которых была связана с кражей личных данных;
в отчете компании по цифровой безопасности CipherTrace сообщается, что сумма похищенных криптовалют составила около $1,7 млрд.

Но эти цифры кажутся ничтожно малыми по сравнению с масштабами нарушения прав и свобод со стороны государств, так как они в разной степени затрагивают каждого.

Как отмечено в докладе «Свобода в мире 2019» от Freedom House, 13-й год подряд наблюдается снижение индекса «глобальной свободы». Такая тенденция присуща большинству стран мира — от давних демократий, как США, до авторитарных режимов, таких как Китай, Иран, Россия.

Зеленый цвет отмечает страны, где соблюдаются основные права и свободы, желтый — частично, синий — существенные ограничения прав и свобод Источник: Freedom House.

С каждым годом все большее число людей беспокоит нарушение конфиденциальности, в первую очередь — в интернете. И это далеко не паранойя, поскольку от степени защищенности персональной информации зачастую зависит не только уровень благосостояния или личная свобода, но и жизнь.

Виртуальные риски

Сегодня риски для конфиденциальности очевидны:

внешность может быть идентифицирована;
передвижения регулярно отслеживаются;
личную информацию часто используются неизвестным образом и против человека;
собранные данные сохраняются чуть ли не навсегда.

Самый подходящий пример сверхтоталитарного государства — Китай, в котором реализован полный контроль за каждым (абсолютно каждым) гражданином. Помимо ограничений на свободу слова и доступ к информации, в этой стране введена система социального рейтинга. Формируют рейтинг буквально все стороны жизни человека — поведение, предпочтения, интересы и т.д. Фактически, это официально узаконенная социальная стратификация, где основным критерием, определяющим положение человека в обществе, служит его лояльность власти.

Пользователи давно не доверяют крупным IT-компаниям, таким как Facebook, Google, Amazon, YouTube, ВКонтакте и им подобным, которые собирают, систематизируют и используют личные данные для рекламных и политических целей. Но в то же время продолжают делиться сообщениями, репостить посты или публиковать собственные, предпочитая скорость и удобство обмена информацией.

Так что, — да, обществу нужно хорошо подумать об обеспечении лучшей цифровой безопасности и защите от злоупотреблений в отношении конфиденциальности. Технологии способны решить эти проблемы. И, конечно, решают, но не в должной степени. Причина очевидна — дело в зависимости IT-компаний от властей и акционеров: властям нужен контроль и влияние, а акционерам — прибыль.

Вместе с тем, имеется достаточно способов для повышения нашей конфиденциальности, но о них редко говорят. Мало того, большинство людей не осознают, что нуждаются в такой защите. Например, приватность нужна для безопасности дома и имущества, сохранения тайны о болезни или инвалидности, даже о политических или религиозные предпочтениях, служебных секретах, сексуальной жизни и многом-многом другом.

Сегодня та самая величайшая ценность IT-индустрии — саморегуляция, которая дала в начале мощный толчок к развитию, больше не существует, а интернет и IT-компании находятся под контролем корпораций и правительств, отнюдь не заинтересованных в соблюдении гражданских прав и свобод.

Цифровое сопротивление

Свободного человека от раба отличает наличие свободы выбора, Такой человек сам определяет свою жизнь, строит свой ценностный ряд, способен мыслить и, соответственно, самостоятельно принимать решения. Такие люди не хотят рамочной жизни по чужим сценариям, поэтому неизбежно встают на защиту ценностей свободы.

Так и в IT-отрасли немало тех, кто встревожен растущим из года в год насилием над личностью и обществом. Они начинают действовать — разрабатывать приложения, запускать стартапы, чтобы активно противостоять давлению… собственно, это и есть причина рождения цифрового сопротивления — сопротивления стартапов.

Как показало время, централизованные информационные системы уязвимы, доступны для цензуры и наблюдений и под любым предлогом могут быть отключены властями. К счастью, существует множество технических проектов, нацеленных на снижение уровня централизации интернет-инфраструктуры.

Некоторые еще на этапе идеи, другие уже функционируют: например, на основе технологии блокчейн. Не вдаваясь особо в технические детали, перечислим несколько таких проектов — конечно, список далеко неполный:

Dot-P2P — альтернативная иерархия распределенной системы для получения информации о доменах (DNS). Проект направлен на создание нового домена верхнего уровня, пиринговой сети (p2p) и программного обеспечения для разрешения имен. По замыслу, Dot-P2P будет подключаться к обычному клиентскому распознавателю DNS. Ожидается, что инфраструктура службы p2p будет мобильной и, следовательно, гибкой при атаке, и что самое важное — безопасной для пользователей.
Tahoe-LAFS — отказоустойчивая, безопасная интернет-файловая система, которая может быть использована в качестве основы для защищенной от цензуры и взлома, конфиденциальной, издательской платформы. Даже если некоторые из серверов выйдут из строя или будут захвачены злоумышленником, хранилище файлов продолжит работать правильно, сохраняя конфиденциальность и безопасность. Если интегрировать с Tor, то обеспечит и анонимность.
Tor Project — известная, анонимная, оверлейная сеть, которая находится в процессе развития. Позволяет не только анонимный интернет-серфинг или доступ к заблокированной информации, но и предлагает сторонним разработчикам свои «луковые» услуги, включая веб-сервер, SSH-сервер и т. д. И при этом не раскрывает IP-адрес другим пользователям.
Bitcoin — децентрализованная платежная платформа. Специалисты по безопасности рассматривают эту технологию как новую попытку создать безопасную для пользователей экосистему. Применяя p2p, Bitcoin практически не зависит от контролирующего органа. Сегодня это наиболее известная в мире криптоплатформа. Никто не владеет этой сетью, но все могут стать ее участниками.

Децентрализация и усиление инфраструктуры интернета и приложений против цензуры — это постоянный проект исследований и разработок. Вместе с тем, эти стартапы уже помогают миллионам пользователей получить доступ к информации и услугам, недоступных в их странах.

Telegram — мировой символ Resistance-технологии

В России с правами и свободами человека сложно, настолько сложно, что дают реальные сроки за лайки, мемы, картинки и посты в соцсетях.

Возможности Telegram

Telegram изначально был представлен как классический мессенджер со стандартными функциями для таких платформ. Однако были и есть кардинальные отличия — шифрование трафика и практически неограниченные по числу подписчиков каналы и группы. Такие особенности превратили обычное приложение для обмена сообщениями в социальную сеть нового типа.

Кроме того, продуманная компанией инфраструктура серверных кластеров, расположенных в разных юрисдикциях, обеспечивала не только дополнительную защиту данных и высокую скорость обмена ими, но и определенную независимость от грубого вмешательства государственных чиновников.

Еще одна черта — Telegram работает в 2-х режимах: секретном и облачном. Какой из них выбрать, решает пользователь. Если нужен секретный чат, когда вся переписка сохраняется только на устройствах отправителя и адресата, то подключают первый режим. Если более важны социальные функции приложения, где необходимо использовать облачное хранение информации, то — второй. Также облачный режим позволяет синхронизировать данные на различных устройствах пользователя — стационарных и мобильных.

Важно отметить, что приложение использует собственный криптографический протокол MtProto/ MtProto2, который обеспечивает защиту информации. Две версии протокола были разработаны братом основателя и главы мессенджера Павла Дурова — доктором математических наук и талантливым разработчиком Николаем Дуровым.

И конечно — боты, которые можно построить на бот-платформе приложения. Они предназначены для упрощения работы с функциями мессенджера. Со временем боты стали настолько популярными, что вызвали буквально мейнстрим, и другие платформы переняли идею.

А самой забавной частью приложения, безусловно, являются стикеры, причем любой пользователь может запустить собственный стикерпак. Преимущество такой персонализации в том, что она создает самодостаточную медийную среду.

Telegram содержит еще много сюрпризов, которые здесь не описаны, так как это заняло бы ни одну страницу текста. Вместе с тем, платформа не останавливает своего развития и, судя по новому проекту команды — Telegram Open Network (TON), превращается в нечто более грандиозное, напоминающее полноценный интернет.

Почему запретили Telegram Дурова

На данный момент Telegram Дурова заблокирован полностью или частично: в России (2018), Иране (первый раз 2015, и второй 2018), Саудовской Аравии (2016), Китае (2015), Афганистане, Пакистане, Омане, Казахстане. Как говорится: что ни страна, то сплошной оплот демократии.

Запрет приложений, веб-сайтов, платформ, социальных сетей правительства всегда обосновывают мерами безопасности. Зачастую эти так называемые меры безопасности — ни что иное, как обычная попытка заставить IT-компании предоставить бэкдор, позволяющий контролировать пользователей.

Российские власти попытались сделать то же самое, желая заполучить доступ к базам данных мессенджера. Федеральная служба безопасности (ФСБ) настаивала на выдаче ключей шифрования с лета 2017 года. Однако компания ответила отказом, объяснив свою позицию тем, что это технически невозможно.Действительно, особенности сквозного шифрования подразумевают, что такие ключи генерируются только между участниками чатов, и они — единственные стороны, кто имеет доступ к ним.

Но еще более удивительно то, что власти России зашли в своих притязаниях значительно дальше других спецслужб: им нужна была универсальная лазейка, которая давала бы им доступ к сообщениям абсолютно всех пользователей!

Правоохранительным службам было глубоко все равно, что Telegram Дурова никогда не являлся российской компанией и потому, помимо граждан России, им пользуются миллионы людей со всего мира. Власти предпочитали не замечать аргументы команды, которые разъясняли, что реализация подобных запросов не только не предусмотрена технологией оконечного шифрования, но и нарушает все юридические нормы как России, так и международного права...

Результат был заранее предрешен: спецслужба подала иск о неисполнении «Закона Яровой», и после решения суда от 13 апреля 2018, вынесшего вердикт о запрете работы мессенджера на территории страны, Роскомнадзор приступил к блокировке Telegram.

У многих возникал один и тот же вопрос — почему государство решило запретить именно Telegram, а не WhatsApp или Signal, например, которые имеют тот же тип шифрования? Ответ очевиден: компания Дурова не только уклонилась от закулисных переговоров, но и довела дело до суда, а затем публично отказалась подчиниться его решению…

Другими словами, государство борется не конкретно с Telegram, а с идеей открытого непослушания и сопротивления. Так Telegram стал символом Resistance.

Также посмотрите наше видео, которое раскроет вам истинную причину блокировки Telegram Дурова в России:

Telegram не остановить

Скоро год, как Telegram официально запретили в России, но он по-прежнему остается доступным для миллионов россиян.

Во-многом благодаря функции MTProto-прокси, которая позволяет любому пользователю создавать и размещать в приложении собственные прокси, или предлагать другим участникам подключаться к ним за рекламу. Таким способом был создан практически ничем неограниченный источник новых прокси.

В большинстве случаев в подключении сторонних MTProto-прокси или Socks5-прокси нет необходимости, так как неплохо справляются системные настройки.

И это уже настоящее цифровое противостояние, в котором участвуют не только команда разработчиков мессенджера, но и сами пользователи.
Настройки прокси на Desktop-клиенте Telefram Источник: Telegram

Подчеркнем, что как бы не расценивали власти, — это не политика в прямом значении термина, а именно сопротивление недалеким решениям, отнимающим права и свободы. Фактически, Telegram задал новую модель поведения IT-компании, не позволяющую запрет.

Не менее важно и то, что эти действия компании сместили мессенджер Дурова в сознании миллионов людей на другой уровень — теперь его связывают с сопротивлением, свободой и надеждой.

Поле битвы

Для полной картины только самые запоминающиеся факты противостояния Telegram в России.

Для блокировки мессенджера Роскомнадзор (РКН) выбрал «веерную» стратегию — проще говоря, начал выключать IP-адреса миллионами. Так, в первые пару дней под пресс РКН попали 17 млн (!) IP-адресов, что фактически сломало российский сегмент интернета.

Перестали работать вполне лояльные властям российские сайты, размещенные на Amazon AWS, Digital Ocean и других зарубежных хостингах. Начались перебои в работе облачных сервисов Amazon Web и Cloud Google, а также Viber, Facebook. «Вырубились» полезные технические службы, необходимые для поддержания инфраструктуры интернета. Перестали быть доступными интернет-магазины, службы доставки, сервисы Microsoft (Microsoft Office 365) и обновления Xbox и Windows и многие-многие другие сайты.

Избранный метод блокировки затронул не только виртуальную среду — стали плохо функционировать банкоматы и терминалы, отключались сайты в образовательных и научных учреждениях. И самое нелепое — дошло до того, что блокировщик заблокировал себя самого.

Экономические потери были колоссальными — как минимум 2 млрд рублей потерял бизнес из-за действий РКН.

30 апреля на проспекте Сахарова в Москве состоялся митинг против блокировки Telegram Дурова, который собрал более 12 тысяч протестующих. Накануне основатель мессенджера Павел Дуров призвал выйти на митинг за свободу интернета. Он подчеркнул:

Кто-то скажет, что митинг ничего не изменит. Это не так. Россия находится на перепутье — полномасштабная цензура еще не была введена. Если бездействовать Россия потеряет Telegram и другие популярные сервисы.

Это был полный провал РКН и одна из самых серьезных ошибок российских властей. Они сломали интернет, принесли ущерб бизнесу, потратили впустую миллионы бюджетных средств, повредили или разрушили бизнес — и все это ради контроля над массами. И с треском проиграли — мятежный Telegram продолжает быть доступным для пользователей из России.

Что дальше

Для огромного числа людей Telegram стал символом цифрового сопротивления, а его создатель Павел Дуров — героем молодого поколения, идеальным примером для подражания, одним из самых знаменитых россиян. Благодаря ему работает сеть ВКонтакте, но главное его творение — Telegram, несмотря на то, что это не российский проект, стал считаться национальным достоянием России.

И вот еще что важно и что с трудом доходит до властей: технологии всегда будут впереди, ни одно правительство не в состоянии успеть за ними. Самые умные из властей выбирают путь сотрудничества, другие — пытается бороться и терпят закономерную неудачу. Павел Дуров давно понял, иллюзия — ожидать положительных результатов от переговоров с властями, если те стремятся к полному контролю.

Пример Telegram недвусмысленно дал понять, что технологии становятся настолько мощными и независимыми, что могут противостоять любому давлению и выбирать собственный путь развития и масштабирования.

Уже сейчас не сложно представить мир, в котором преобладают глобальные задачи, требующие системного решения, в то время как ограниченная нацеленность правительств делает их беспомощными и даже бесполезными.

Я назвал это децентрализованное движение «Цифровым сопротивлением», выступающим за цифровые свободы и прогресс во всем мире, — написал на своем канале Павел Дуров.

19:01
429