Готовы ли вы работать за еду, возможность бесплатно покататься на кораблике и т.д....
Все чаще и чаще поднимается вопрос оплаты труда в сообществе гидов, а также в нашей отдельно взятой семье искусствоведа (по совместительству гида) и режиссера.
Все чаще в нашем сообществе гидам делается предложение поработать практически за бесплатно. Работодатели, выставляя заведомо низкую цену (например, провести экскурсию по Хельсинки за 200 рублей в час!), добавляют в объявление, по их мнению, вишенку на тортике: «Ну мы же вас покормим обедом, также вы покатаетесь бесплатно на кораблике (на котором надо провести экскурсию) и бесплатно посмотрите фонтаны Петергофа (опять же, в рамках проводимой экскурсии). И гиды всерьез обсуждают: надо ли разрешать подобные объявления публиковать в группе или нет, т.к. они оскорбляют профессию.
Я готова работать бесплатно, и я это делала — для друзей или по идейным причинам (экскурсии или лекции для ветеранов, инвалидов, больших любителей чего-то там). Но не собираюсь делать это для организаторов, которые собираются положить сэкономленную зарплату гида к себе в карман.
Но подобное не только в туристическом бизнесе, но и в киношном. Говорю от имени жены, которая заботится о семейном бюджете. Медведева часто приглашают в жюри или эксперты всяких разных фестивалей и конкурсов. Тоже начинается со слов как ценят и уважают его профессионализм, как любят его фильмы и как важно его мнение. Потом присылают фильмы для просмотра и отбора. Фильмов 40 — 50, каждый от получаса до двух часов. Их надо просмотреть, дать заключение и вынести вердикт: брать в конкурс или не брать. Затем начинается просмотр уже отобранных фильмов. На это тоже тратится время. Много времени. Даже если считать по минимуму, 40 часов — это 5 смен на работу над своим фильмом по 8 часов. Потом поступает предложение войти в жюри конкурса. Но перед этим надо отсмотреть опять же фильмов 30, заранее. Затем приглашают на неделю на фестиваль. Тут все чинно: оплата дороги в эконом-классе, гостиница, питание, конкурсная программа, культурная программа для членов жюри. И… „Большое вам спасибо, что смогли приехать к нам! Вот вам рюкзачок с нашим логотипом на память“. И ни копейки денег...
Ёлки, Медведев для этого конкурса подарил 10 дней своей профессиональной и личной жизни! Он отложил работу над собственным проектом, не провел лекции студентам в институте (т.к. он ездил на конкурс, зарплата за эти дни ему не начислялась — всё справедливо). Ладно у меня — 1 экскурсия в подарок, не такой большой убыток. Но тут — 10 дней (минимум!) работать, делиться опытом, знаниями, репутацией и — за спасибо, переезд и питание… Медведев, конечно, сам был удивлен отсутствием гонорара за мероприятие. Но тут он отчасти сам виноват: ему мешает гнилая интеллигентская привычка спросить в самом начале, когда к нему обращаются с просьбой отсмотреть фильмы и принять участие в конкурсе в качестве членов жюри: „С большим удовольствием. Какой гонорар вы предлагаете за эту работу?“.
Вот лично я никогда не стесняюсь спрашивать о зарплате. Это, как правило, мой второй вопрос, после определения даты и программы работы. И, если зарплата меня не устраивает, предлагаю ее или повысить или отказываюсь от работы.
Да, Медведев, типа творэц, об искусстве думает. А я, меркантильная зараза, деньги за работу требую. Жаль, что он отказывается (типа, ему неудобно) передать телефонную трубку мне, чтобы я сама обсудила с заказчиком условия работы моего мужа на очередном конкурсе или фестивале...
Но эта ситуация меня очень огорчила: организаторы конкурса не понимают, что, как минимум, 10 дней профессионал вел свою профессиональную деятельность за бесплатно. 10 дней в месяц! Причем, потерял зарплату за эти дни в институте (т.к. для участия в работе жюри конкурса он пропустил лекции для своих студентов), отложил свой проект для канала „Культура“. И все это — за „большое спасибо, нам очень важен ваш бесценный опыт!“. По-моему, это чистое воровство! Хотя они же знали, что это не будет оплачено, почему им сразу не сказать: „Пожалуйста, мы приглашаем вас в члены жюри, но, к сожалению, эта работа не оплачивается“. Тогда бы и не было послеконкурсного огорчения...
P.s. Парой недель раньше его друг и коллега пригласил на фестиваль в другой город в сентябре. Тоже работать в жюри. Но он сразу честно сказал, что работа не оплачивается. Медведев думает, пока ответ не дал.
А вы кто — творцы или меркантильные заразы?
Мне по фиг слава, награды, какие-то подарочные мульки. Всегда говорила — я работаю, чтобы выжить, а не чтобы покрасоваться.
Ну — это еще особенности интровертов, которые всегда хотят, чтобы их оставили в покое.
Труд должен быть оплачен, с тех пор, как придумали деньги, лучшего варианта оплаты нет.