Дневник. 1986-87 год. Глава 22. Позабытое Покаяние
Двадцать первая глава
Кадр из фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние»
Мне действительно тогда понравился этот фильм, но он очень быстро устарел. Тенгиз Абуладзе — выдающийся кинорежиссер, снял несколько отличных картин, А. Махарадзе — прекрасный актер. И так далее.
Однако они все не виноваты, что сама тема сталинизма не то что бы утратила актуальность, а исчезла необходимость подавать ее в таком усложненно-метафорическом виде. Прошел год с небольшим, и всё стали называть своими именами. А более глубокой общечеловеческой философской нагрузки в фильме «Покаяние» не было, он в самом деле был снят ради осуждения сталинизма, причем снят еще в 1984 году, когда тема эта была категорически запретной.
Но фильм в результате превратился в музейный экспонат.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.
29 января 1987 года
Дикий мрак Бориса Васильева
Прочел тяжелую и мрачную повесть Бориса Васильева «Жила-была Клавочка».
Неплохо, выбивает слезу, иногда слегка мелодраматично. О простой девушке, счетоводше (сейчас я написал бы — счетоводка) или вроде того, одинокой, не слишком умной, забитой, закомплексованной на личных и бытовых проблемах. Невольно она втянута в острейший конфликт начальницы и заместительницы в своем «Отделе координации встречного планирования», бессмысленном и абстрактном учреждении.
Те (начальники) ради своих амбиций и своих мест играют на самых подлых инстинктах подчиненных, о морали представления никакого не имеют. Но в последний момент несколько сослуживиц Клавы заступаются за нее, и она вроде бы выходит из кризиса, едет в город Пронск, к бабке.
И там — момент света, счастья. Бабка умерла, но ее подруги — хорошие, добрые люди, Клава почти встречает свою любовь. И ее убивает шпана.
Вот такой финал. При этом Васильев нагнетает такой дикий мрак по поводу жизни в Пронске, что жить неохота. Конечно, это всё мелодрама, но сильно написано. И наша современная жизнь предстает вполне правдиво. О затемнительстве — разговор особый и длинный.
31 января
Абуладзе, Махарадзе и мясистая харя
Смотрел «Покаяние», очень хороший фильм. К сожалению, непосредственного восприятия не было. Я слишком много о нем прочел и слышал. Может, описать по кадрам? Но это сделали уже многие.
Мысль фильма, несмотря на прихотливые костюмно-исторические фантазии режиссера, ясна вполне: сталинское время — это не ошибки, а преступления, убийства, преследование всего талантливого, неординарного со стороны ярой серости, воплощенной в образе Варлама, помесь Берия (внешность — мясистая харя в пенсне), Сталина (терминология, речь, поступки), Гитлера (ораторски-параноический дар) и Нерона что ли (артистизм, комедиантство)?
Все это играет Автандил Махарадзе, чудесный грузинский актер. Он же играет сына Варлама Авеля, современного чиновника, в ком живет дух отца.
И это вторая идея Абуладзе: дух Сталина жив, многие и сейчас очарованы им, готовы оправдать и простить.
Сын говорит о сложном времени, которое заставляло остерегаться, и возможны были ошибки, кто-то был невиновен. Да, многие сейчас так говорят. Абуладзе против этого, в основном, фильм и снял.
Символы на фоне многословия
Он не буквально и документально изобразил сталинское время, ибо он художник. Но кое в чем он перебирает в символичности. Женщина с завязанными глазами и весами в сцене допроса, это лишнее.
Сны и фантазии иногда чрезмерно прихотливы, а в то же время искусственны, но изначально ясны.
Финал не удовлетворяет, да и вся линия с откапыванием трупа, можно усомниться в ее целесообразности.
Но есть гениальные символы. Дрова и щепки. Умирающий Варлам в гигантском бункере (как Сталин и Гитлер), сама смесь машин, фраков и стражников в латах, это замечательно.
Сандро, художник с талантливым, одухотворенным лицом, его очаровательная жена, они не зря выписаны, это конкретно, крупным планом — жертвы сталинских убийств.
Есть и типичный старый партиец. Он сначала верит, что Варлам не виноват, затем, избитый, на допросе, лепечет абсурдные признания, думая, что их нелепость станет ясна, и правительство разберется. Наивная надежда.
Каждый герой — замечательное, незабываемое лицо, характер, образ. Но все-таки фильм слишком многословен, это уж по грузинской линии. Да, это не идеальная, но одна из лучших современных картин, художественно, хотя это не отделить от общественной значимости.
Выход этого фильма на всесоюзные экраны — сам по себе важный факт. И тем более прекрасно, что он настолько совершенный. Хотя позднее можно вернуться к покадровому рассказу.
Юрий Любимов в положительном контексте
В печати впервые промелькнула фамилия Ю. Любимова в положительном контексте. Хотя и упомянул ее американский коммунист, но в нашей прессе, «Литературной газете». Посмотрим, что будет дальше.
Кадры из фильма «Покаяние»
Мои дневники
Необязательные мемуары
Васильев — слабый и силино перехваленный коммунистами автор. Главный его прием — слезовыжималка. «Не стреляйте белых лебедей» убивают лесника, «Последний день» — милиционера-пенсионера вот и в этом опусе… Про его литературный стиль лучше не вспоминать.
Камера не тряслась, кадр не теряла. Вы, может быть, в лесном кинотеатре смотрели, так за пьяного киномеханика режиссер не отвечает.
При чем тут какие-то мифические коммунисты? Это нормально, когда писатель слёзы выжимает, тоже надо уметь. Стиль нормальный у Бориса Васильева. Не ВПЗР, но приличный прозаик
Фильм был по заказу КГБ сделан и небезынтересна судьба актера Германа (Гега) Кобахидзе, сыгравшего главную положительную роль в фильме — он в 1983 году оказался угонщиком самолета и хладнокровным убийцей беззащитных заложников (пассажиров самолета)… а еще он был поклонником Гитлера...
Из-за этого чудовищного события (кровавого терракта с угоном самолета, который, кстати, готовил грузинский православный священник, а исполнителями — убийцами и террористами — была «золотая» молодёжь из интеллигентных и даже академических и высокопоставленных грузинских семей)))) съемочной группе пришлось переснимать этот фильм с другим актером в главной роли… при минимуме средств, которые остались от уже отснятого фильма с актером-убийцей))))))))
Нет в этом фильме никакого «сталинского времени»… там исключительно ублюдочное «перестроечное время»...)))))))
Не нужны, вы за 30 лет настолько заебали, что вас готовы убивать.