Депрессивный Гюмри и мой первый опыт с "Победой".

Гюмри — второй по величине город Армении (после Еревана), но живёт здесь всего около 120 тысяч человек (примерно как в подмосковном Щёлково). Недалеко от этого города, который раньше назывался Ленинакан, в 1988 году произошло одно из самых страшных землетрясений, в результате которого только по официальным данным погибло 25 тысяч человек (сколько на самом деле — остаётся только гадать), а число тех, кто получил травмы и остался без крова, превышает 500 тысяч. По моим личным ощущениям, город до сих пор не до конца оправился от этой трагедии, хотя прошло уже больше 30 лет, он производит впечатление бедного депрессивного места. Заранее предупреждаю, что, к сожалению, мало приятного вы увидите в моём сегодняшнем рассказе. А ещё в конце поста немного поделюсь историей о том, как потерял свою «победную» девственность (ну, то есть в первый раз слетал скандальной авиакомпанией «Победа»).

1. В Гюмри мы поехали из Еревана на довольно неплохом поезде

Этот экспресс ходит из столицы страны в Гюмри по пятницам, субботам и воскресеньям 2 раза в день (утром и вечером), мы ехали в пятницу в 17:15. Поезд идёт 2 часа 10 минут, билет на одного человека стоит 2500 драмов (на начало мая 2019 года это было примерно 330 рублей). Непонятно почему, но билеты начинают продавать только за полчаса до отправления, то есть купить заранее нельзя.

2. В поезде всего 2 вагона: один попроще (как в современной российской электричке), второй более комфортный (как в российских же экспрессах типа «РЭКС»). На фото именно 2-й тип. Поезд классный, для двухчасовой поездки подходит отлично

Из минусов могу сказать только о рекламной презентации, которую крутят во время всего пути на экранах в вагоне. Я не знаю, сколько денег на неё потратили (или отмыли), но выглядит она так, будто школьник младших классов дорвался до PowerPoint, впихнув туда все возможные варианты для переходов между слайдами, выезжающего текста и прочее. Выглядит ужасно!

3. А виды из окна прекрасны! Какую-то часть маршрута поезд едет прямо вдоль армяно-турецкой границы. Противоположный берег — это уже Турция (граница идёт вдоль середины водохранилища, если быть точным)

4. Экспресс прибывает вовремя. Проводница громко предупреждает туристов, чтобы они были осторожны с местными таксистами и не платили им больше 2000 драмов за дорогу до аэропорта (т.к. многие с вокзала сразу едут в аэропорт, не останавливаясь в городе)

Но есть более надёжный способ — в Гюмри работает Яндекс.Такси и без всякого торга можно доехать до аэропорта за 800-900 драмов. Единственное, оплата тут пока только наличными, будьте готовы к этому.

5. Классический советский ж/д-вокзал, мне нравится

6. Минутка пафоса. Заселились мы в «Plaza Viktoria» — один из самых крутых отелей города, здесь относительно недавно останавливался премьер-министр Армении Никола Пашинян и известный аудитории ЖЖ блогер Александр «Puerrtto» Лапшин. Наш номер был двухкомнатным (первый раз я жил в таком), а сам отель находится в 30 секундах ходьбы от центральной площади города. На самом деле, не мы такие пафосные, а просто в городе не очень большой выбор отелей :)

7. Вечернюю прогулку по городу решили променять на ужин, поэтому кроме главной площади и расположенной рядом церкви Святой Богородицы (Сурб Аствацацин) в первый день ничего не успели посмотреть. Упавшие после землетрясения 1988 года купола этой церкви лежат возле её входа, как память о той трагедии

Собственно, на этом положительные впечатления от поездки в Гюмри плавно заканчиваются… Начало было положено в том самом кафе, где мы ужинали. Не очень вкусная еда и ужасно долгое обслуживание заставили меня не оставить даже чаевых, вообще (а это со мной случается крайне редко).

8. Утром оправдались опасения насчёт погоды — в Гюмри оказалось значительно холоднее, чем в Ереване

Город находится на севере Армении и погода тут действительно суровее, чем в столице страны, хотя расстояние между городами всего каких-то 120 км. Например, в Ереване в это время было очень тепло, солнечно, народ ходил в футболках, всё цвело и пахло, но в Гюмри мы обнаружили погоду градусов на 5 (если не 10) ниже, серое небо и только-только распускающиеся почки на деревьях.

9. Рядом с площадью Вардананц расположена ещё одна церковь — Святого Спасителя (Сурб Аменапркич), которая оказалась закрыта на ремонт

10. Перед поездкой сюда несколько ереванских таксистов говорили нам что-то типа «о-о-о, как же похорошел Гюмри при Сергее Семёновиче за последние годы», и мы настроились созерцать красоту. В центре действительно отремонтировали несколько улиц

11. Есть необычные дома

12. Но прямо рядом с ними разруха. «Возможно, этот дом был разрушен землетрясением и его специально оставили в таком виде, как напоминание о трагедии», — подумал я

13. Идём гулять дальше. Снова отремонтированная улица, правда, всё завешано рекламой, которая мешает наслаждаться красотой

14. Через 200 метров ремонт резко заканчивается. Я подумал: «Ну, просто ещё не успели доделать, процесс-то идёт, уже хорошо».

15. Отойдя ещё несколько десятков метров от центра, мои подозрения начали закрадываться с новой силой

16. Обшарпанные дома, раздолбанный асфальт, реклама, какой-то нелепый евро-ремонт...

17. Пейзаж, как в фильмах Быкова

18. Старые постройки выглядят классно

19. Но почему всё такое раздолбанное?

20. Может быть, на мои впечатления так влияет погода, не знаю, но теперь я гулял с мыслью «Что за ужас?»

21. Хотя вот вывеска клёвая

22. Металлолом

23. Двор

24. Только не думайте, что я специально выискивал какие-то неприглядные локации, нет, я просто шёл по городу и снимал то, что само попадалось на глаза

25.

26.

27. Дошли до Городского стадиона, на котором проводит свои матчи ФК «Ширак», четырёхкратный чемпион Армении

28. К стадиону подъехало телевидение...

29. Стадион вмещает всего чуть больше 3 тысяч человек, но даже при этом средняя посещаемость в прошлом сезоне была на уровне 350 человек. Печально дела обстоят с армянским футболом, очень жаль

30. Прямо в чаше арены припаркован «Рафик»

31. Идём дальше! Вдоль улицы в вольере гуляют овечки. Но не спешите умиляться и уберите от экрана детей...

32. Прямо рядом с этим же вольером… Прямо на тротуаре… На глазах у собратьев… Этих самых овечек забивают. Я охерел, если честно, когда увидел эту картину...

33. А потом подъезжает обычный мусоровоз и в него скидывают шкуры этих овечек… Что за п****ц?!

34. Постараемся забыть это, идём дальше. На одном из холмов на окраине города находится Чёрная крепость, она была построена в середине XIX века после окончания русско-турецкой войны

Не очень понятно, пускают ли сюда всех или кому как повезёт. При входе на территорию стоит высокий забор, рядом в будке сидит охранник. Мы подошли к нему, спросили, можно ли нам пройти к крепости, он позвонил по мобильному телефону другому охраннику, который дежурит наверху, тот дал добро.

35. Долгое время крепость принадлежала Министерству обороны, но сейчас владельцем является местный бизнесмен, а если я ничего не путаю, то по совместительству ещё и мер Гюмри. Внутри крепость сейчас выглядит так (видимо, здесь проводятся или планируется проведение каких-то спектаклей на тему Средневековья)

36. Мы ещё и на крышу смогли подняться. Виды в противоположную от города сторону неплохие

37. Слева в середине кадра можно видеть часть российской военной базы. В Гюмри с начала 90-х годов располагается одна из крупнейших российских военных баз за рубежом

38. На соседнем с крепостью холме находится мемориальный комплекс и монумент Мать Армения

39. Заглянем в Центральный городской парк. Красиво?

40. А так? Вот правда, отовсюду сквозит какая-то безнадёга

41. В парке есть аттракционы. Интересно, сколько им лет?

42. Мы рискнули прокатиться на колесе обозрения (оно примерно тех же годов, что и карусель на предыдущем снимке), билет стоил 200 драмов (примерно 26 рублей). Вид на Гюмри

43. Второй по величине город Армении

44. Это прямо в парке

45. «Алло, Галочка, ты щааас умрёшь!» ©️

Вся эта наша прогулка заняла всего 3 часа, я хотел ещё съездить посмотреть на районы, в которых сильнее всего видны следы трагедии 1988 года, но перед этим мы пошли пообедать. А после обеда в наши планы вмешался дождь. Но лил так интенсивно и так долго, что вся дальнейшая прогулка накрылась медным тазом.

46. Мы могли передвигаться только короткими перебежками, улицы затопило и никакого желания куда-то ехать уже не было

Фото с телефона.

Дождь прекратился только под вечер, как раз когда нам нужно было уже ехать в аэропорт, а перед этим мы ещё часа 2 сидели в ресторане нашего отеля, чтобы скоротать время. Кстати, персонал в отеле оказался очень вежливым и отзывчивым, большие молодцы!

47. Аэропорт «Ширак» является вторым по величине аэропортом Армении, как вы уже можете догадаться из поста, это совсем не означает, что он большой :) Сейчас «Ширак» обслуживает всего 4 рейса в день (2 из Москвы и 2 в Москву), а так же иногда выполняет роль запасного аэродрома и принимает рейсы, которые из-за погодных условий не могут приземлиться в Ереване

48. Собственно, все 4 рейса выполняет «Победа». Я первый раз летел этой авиакомпанией, много слышал про неё негативных отзывов и всегда было интересно опробовать на себе. В наши билеты входило 20 и 10 кг. багажа соответственно. В нужный вес и объём мы уложились. Ещё у нас были рюкзаки, их мы без проблем пронесли с собой в салон, как ручную кладь, её у нас даже никто не взвешивал и не измерял

Я слышал, что больше всего в «Победе» придираются при вылете из Москвы, а в других городах всё более лояльно, не знаю, может так оно и есть, надо будет проверить, но тут я вообще никаких проблем с багажом не испытал. Единственное, посадили нас не вместе, даже с учётом того, что у одного из тарифов была включена услуга выбора места (сказали, что просто закончились места рядом).

49. Сам самолёт был новым, кресла обычные, места для ног тоже вполне хватало, колени в соседнее кресло не упирались, никакого дискомфорта в полёте лично я не чувствовал

Пока что я для себя решил, что большинство из тех, кто ругается с «Победой» просто невнимательно читают (или вообще не читают) условия покупаемых тарифов и не знают, что такое лоукост. Но может быть я и не прав, нужно будет побольше ими полетать, чтобы сделать окончательные выводы. Благодарю за внимание!
07:50
593
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: История, Путешествия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
18:02
На фоне остальных фотографий, номер в отеле просто грандиозно отличается
Поезд тоже вполне ничего был)
А номер мне показался немного в стилистике советского шика (дорого-богато), но зато просторный и вполне уютный персонал реально попался хороший.
21:26
Ваша запись Депрессивный Гюмри и мой первый опыт с «Победой». в LiveJournal Media — Депрессивный Гюмри и мой первый опыт с «Победой».
Гюмри да красивый городок. Как и вся Армения. Со. Своей древнейшей историей. Православие Христианство.За которое пролито немало крови во времена Династии МАМИКОНЯН, Я НЕОДНОКРАТНО ЧИТАЛ РОМАН САМВЕЛ.
14:26
Ждем репортажа из Нагорного Карабаха.
16:34
Пока нет, спасибо, я ещё в Азербайджан когда-нибудь планирую съездить)
Аки на машине времени слетал 50 лет в обратно.
14:05
Вот и у меня иногда возникали похожие ощущения (не на 50 лет, конечно, но лет на 25-30)