Восьмая симфония Малера в Лос-Анджелесе
В Лос-Анджелесе мы последний раз были в прошлом мае и тогда же узнали, что LA Philharmonic будут исполнять Восьмую симфонию Малера в следующем сезоне. Ее не так часто исполняют, потому что это произведение требует больших исполнительских ресурсов: 8 солистов, взрослый и детский хор (LA Phil смогли собрать и разместить около 200 хористов, но в истории бывали исполнения, когда собирали тысячу), больше ста музыкантов на сцене и трубачи вне сцены. Тогда мы решили, что обязательно съездим в ЛА еще раз.
Не мы одни были такие умные: сайт оркестра в первый день продажи билетов в августе с утра висел, а вечером на 8-ю Малера оставалось уже не так много билетов. Мы взяли лучшие из тех, которые оставались, и скоро представление было распродано.
Прогулялись вдоль океана, поговорили об иммиграции и эппах. Непатриотично по отношению к России радоваться, что умные люди перебираются из ее снегов под пальмы Калифорнии, зато патриотично по отношению к США ;)
Дошли до Binoculars Building, которое построил архитектор Фрэнк Гери, но сам бинокль делал не он, а супруги-скульпторы Клас Олденбург и Кусе ван Бругген – знаменитые своими гигантскими предметами.
Из забавных совпадений: накануне поездки я разбирал фотки, сделанные в Сиэтле за май и разместил в своем инстаграме фотографии “стиралки для печатающей машинки” тех же авторов (перед музеем MoPOP по проекту того же Фрэнка Гери). А потом в LACMA мы видели маленький прототип этой скульптуры:
В “Музей Искусств Округа Лос-Анджелес” и соседний музей La Brea Tar Pits мы зашли на следующий день перед симфонией. LACMA находится в состоянии глобальной перестройки, и часть экспозиции была закрыта. К 2024 году они собираются построить еще несколько музейных зданий, в том числе нависающих над автомобильной дорогой. А про одну из будущих галерей мы с братом шутили, что они строят “Звезду Смерти”:
Наиболее интересная для нас экспозиция современного искусства была открыта (она закроется в сентябре), поэтому пару часов на осмотр музея мы потратили. Я уж не буду выкладывать многочисленных Пикассо и Джакометти, но не могу не показать минималистическую скульптуру “Smoke” Тони Смита – минималистичную только по художественному направлению, а не по масштабу:
Но простым людям нравится “Levitated Mass” Майкла Хейзера:
Зайти в La Brea Tar Pits, мне многие советовали после нашей поездки в ЛА в 2017 году. Добрались и до него, хотя к палеонтологии у нас интереса меньше, чем к современной скульптуре, но посмотреть на кости животных, которые сохранились в битумных озерах, было любопытно, тем более, что я недавно читал о вымерших гигантских ленивцах.
Раскопки до сих пор продолжаются, пополняя коллекцию черепов мамонтов, саблезубых тигров и ужасных волков.
Но на территории музея водятся и вполне современные животные:
А по всему ЛА в это время года цветут жакаранды, которые мне очень нравятся и в первую очередь с июнем в южной Калифорнии ассоциируются:
Впечатлений от двух музеев нам хватило, тем более, что вечером нас ожидала Восьмая Малера. Здание Walt Disney Concert Hall Фрэнка Гери я уже выкладывал много раз, а вот “цветок” на Garden level еще нет:
Симфонией дирижировал сам музыкальный директор LA Phil венесуэлец Густаво Дудамель, а среди солистов тоже были знакомые нам личности, кого мы уже слушали в различных операх до этого.
О том, что поехали, не пожалели. Не знаю, когда вернемся в ЛА в следующий раз. Три года подряд туда летали и, вроде, все, что я хотел, там посмотрел. Включая на этот раз “Band” Ричарда Серра в LACMA:
А Восьмую Малера в следующем сезоне будут исполнять в Сан-Франциско (мы там будем в конце этого июня, но ради оперы, а не symphony) и этим летом в Чикаго (вот туда мы собираемся на неделю в апреле 2020-го – будем слушать весь вагнеровский цикл “Кольцо нибелунга” из 4 опер, билеты уже куплены).
Интересно, что пытается скомпенсировать архитектор с подобной тенденцией к гигантизму
А потом Ольденбург женился на Coosje van Bruggen, и вместе они стали работать над еще большими скульптурами, которые уже не помещались в помещениях. Не смог найти, кого они хотели впечатлить размером, но во многом это была пародия на существовавший в то время монументальный public art. Ведь всякие статуи Ленина или Вашингтона, которые стоят на площадях, тоже делаются не как 1:1, а увеличивают человеческие пропорции в несколько раз. Или за большие скульптуры тупо больше платят.
Интересно, как репетируют и готовятся профессионалы. То, что я вижу в рамках музшколы универа меня расстраивает качеством.
Все эти музыканты явно заканчивали консерватории. Но попасть в LA Phil очень тяжело. Это один из ведущих оркестров США, а позиций всего около 100 — то есть ученому проще стать теньюред профессором в Стэнфорде, чем музыканту играть в LA Phil. Поэтому троешники туда не попадают, только самые-самые отличники музыкальной учебы со всего мира.
А есть что-то еще такое же известное увеличенного размера, от создателей биноклей?
В Сиэтле сам оркестр Seattle Symphony неплохой, но зал, в котором он выступает, нам не нравится. Что-то они там с акустикой намудрили, и даже хорошие проверенные произведения звучат блекло. Не для этого мы на живые представления ходим, поэтому оказалось, что лучше раз в год в ЛА съездить. (Но в Сиэтле есть любительский оркестр PSSO, который играет похуже, зато с душой; на него мы ходим).