Один день геофизика на Камчатке. Спойлер: вулканов не будет!
Добрый день, участники сообщества. Меня зовут Мария, мне 30 лет, работаю сейчас на Камчатке. Перебралась сюда из Магадана, поюжнее все-таки. Побывать на Камчатке было мечтой для меня, мечты сбываются, однако.
Это мой третий день в сообществе, два дня были посвящены отдыху и путешествиям. Вот они:
А вот день третий 4 мая 2019 года прошел весь в работе. Не зря же всей страной отмечаем праздник труда и мая.
Вид на горизонты рудника
Это мой третий день в сообществе, два дня были посвящены отдыху и путешествиям. Вот они:
А вот день третий 4 мая 2019 года прошел весь в работе. Не зря же всей страной отмечаем праздник труда и мая.
Вид на горизонты рудника
Что же проведем этот день вместе со мной и посмотрим, что же такое это странное слово геофизика. По катом рисунки, фотографии и скрины в количестве 47 штук.
День начинается в стенах комнаты женского общежития рудника, где меня поселили. Живу одна, соседок пока не подселили. Такое проживание похоже на детский лагерь с общим душем и туалетом, а главное столовкой. Только в лагере дети отдыхали и оздоравливались, а взрослые работали. Здесь все работают вдалеке от своих домов вне привычной цивилизации, поэтому и жить приходится сообща, и нет детей. Вахтовый метод работы, он такой (фото 1).
Комната в общежитии
Еще бы поспать, но Вера Брежнева поет, что Доброе утро, родные люди и надо вставать. Да и завтрак нельзя пропускать. День впереди насыщенный (фото 2).
Кто же придумал, что работать надо обязательно с утра?
Умываюсь, одеваюсь, немного крашусь. Вообще-то, в поле без этого можно и обойтись, но вдруг медведь, а я в таком виде (фото 3).
А вдруг медведь, а я не накрашенная страшная и накрашенная
И еще главный ингредиент. Оно хоть и май и все в снегу, но солнце жарит не по-детски (фото 4).
Защита моего носа
Женское общежитие стоит на отшибе, не знаю почему так. Чтобы видать мужикам было лень идти до него и нас лишний раз беспокоить. Мужчины сейчас не особо настойчивые. Нет и не надо. Хотя может я и ошибаюсь (фото 5).
Женское общежитие
Иду на завтрак мимо жилого комплекса. Здесь и часовня есть. Ни разу в ней еще не была. Надо исправить, посмотреть. В одном из зданий тренажерный зал, есть бильярд и настольный теннис. В теннис играла (фото 6).
Симпатичные желтые домики и часовня
А вот и здание АБК (административно-бытовой комплекс). Здесь находится главное — столовая (фото 7). Еще доктор, комендант, который решает бытовые вопросы, где жить и с кем, прачка и библиотека.
Здание АБК
Тайм-чек (фото 8).
На завтрак успеваю
На раздаче. Кто много спит, тот на кашу не успевает (фото 9).
На раздаче. Каши нет((
Вместо каши пришлось взять другое блюдо более калорийное и жирное. Как потом оказалось, такой завтрак ой как меня еще выручит (фото 10).
Сытный, нездоровый завтрак
Ну, вы поняли, поесть я всегда за! Главное объявление в любом месте, где проживает много людей (фото 11).
Главное объявление
Мне еще нужно зайти в офис, забрать рабочую одежду. А вот и здание офиса. Это здание с одни общим коридором, а вдоль коридора идут двери различных кабинетов и начальников. Наша дверь не подписана, инкогнито (фото 12).
Офис
Комната геофизиков. Это еще одно направление нашей работы магнитная съемка с помощью беспилотников. Они, конечно, не заменят аэрогеофизику с ее большими самолетами, вертолетами и расстояниями. Но в скором будущем заменит наземную пешую геофизику. Ноги перестанут кормить геофизика, понадобятся геофизики, способные управлять дронами и делать съемку, смотря только в мониторы планшетов и компьютеров (фото 13).
Комната геофизиков
Но сегодня мы не будем летать, сегодня мы попробуем проникнуть в глубь земли, в скважину. У геофизиков всегда все стоит на зарядке. Мы не можем без электричества. Вот и сейчас заряжаются аккумуляторы, зонд и измеритель (фото 14).
Charging
Австралийский прибор поближе. Да, забыла сказать, руководитель геофизических работ австралиец, поэтому и аппаратура чаще уникальная австралийская. Но есть и наша, дешевле (фото 15).
Dijital Atlantis
Мое рабочее место, типа офиса. В Петропавловске-Камчатском там уже обычный офис, как у белых людей. Но здесь тоже хорошо, все не в палатке на нарах, было и такое (фото 16).
Рабочее место
Звезда сегодняшнего дня каротажная лебедка, мы ее так долго ждали. Из Китая, через таможни и моря, превозмогаемая все преграды, она к нам добиралась целых три месяца. Теперь мы независимы и можем не брать лебедку в аренду втридорога (фото 17).
Звезда сегодняшнего дня
Возвращаюсь в комнату, одеваюсь в рабочее. Вот и я (фото 18).
Совершенство, не требующее изменений
Наша рабочая лошадка. Уазик только с завода, а выглядит так как будто ему уже лет 40, кстати работает так же. Совершенство не требует изменений (фото 19).
УАЗ — машина зверь
Грузим аппаратуру из офиса и себя (фото 20).
Погрузка оборудования
Заезжаем на керносклад, там мы храним провода (фото 21).
еще больше груза
Погнали на работу на скважины (фото 22, 23 и 24).
На рудник, на горизонты
Дорога на рудник
Так здесь мне надо кажется объяснить, что мы будем делать. Я думаю, что кто-то слышал про каротаж, но здесь не совсем он. Он да не он. Итак, вы видели толстые провода, которые мы загрузили в машину? Ими мы выкладываем прямоугольную петлю на поверхности и пускаем по ней ток. Но ток не просто постоянный или переменный, а импульсный с моментами включения и выключения, в моменты изменения тока (выключения и включения) по закону Фарадея индуцируется электромагнитное поле. Магнитное поле (первичное) распространяется в глубь земли и индуцирует ток в геологических телах с низкими сопротивлениями (массивные сульфиды, в которых содержится добываемый рудником никель), этот ток, протекающий в теле проводника индуцирует вторичное магнитное поле, которое возвращается на дневную поверхность и регистрируется датчиком. В нашем случае приемник перемещается по скважине с дискретным шагом и измеряет вторичное магнитное поле в трех направлениях (X, Y, Z). По результатам съемки мы сможем предсказать, где именно, какой формы и размеров расположен эл. проводник, который в будущем может оказаться новым рудным телом. Может быть эта картинка поможет понять вам много букв, которые я написала выше (рис. 25).
Немного теории
Рудное тело уже найдено и отрабатывается горизонтами, штольни врезаются в гору и выбирают руду. На горизонте 410 мы подключаем петлю. Петля была разложена заранее размером 200х200 м, сейчас нам провода были нужны только для того, чтобы вывести концы к трансформаторной будке и подключиться к ней (фото 26). Спросите зачем нам искать рудное тело, если его уже разрабатывают? А как же приращивать запасы, чтобы рудник работал дольше? А вдруг рядом параллельно найденному телу спокойно залегает еще одно тело, пропущенное при поисковом и разведочном бурении? Слепое тело.
Подключение концов петли
Едем выше к карьеру, который образуется по мере отработки руды. Так сказать карьер с изнанки. Руду выбрали, карьер увеличился и так далее ниже по горизонтам (фото 27).
На карьере
Вот наши скважины для исследований. Это так кажется, зачем бурить в одном месте. На самом деле они имеют разный угол наклона и азимут. И в модели 3d они расположены очень даже по-разному (фото 28).
Три скважины с обязательной металлической табличкой для потомков
Тайм-чек на скважине (фото 29).
Тайм-чек на скважине
Готовим пробный зонд для проверки на проходимость скважин. Скважины были пробурены еще месяц назад и могли завалиться, хотя для предотвращения этого они были обсажены пластиковыми трубами и укрыты. Я думаю, что разобравшись в теории метода, вы поймете почему нельзя обсаживать железными трубами. Пробным зондом мы проверяем всегда, так как он стоит на порядок дешевле, а то и на два настоящего зонда. Австралийский как ни как. Изолента наше все!!! Изолируем места, где может просочиться вода (фото 30).
Изолируем слабые места
Поехали!!! (фото 31)
Селфи
Подключаем лебедку к бензогенератору (фото 32, 33).
Honda
Подключение лебедки
Пробный зонд в скважину (фото 34).
Зонд в скважину
И я оператор лебедки, нажимаю тумблер, а мой коллега следит за глубиной (фото 35).
Кручу-верчу
К нашей общей радости, зонд пролез по всем трем скважинам без препятствий и даже небольшой наклон скважин не помешал этому. Готовимся к настоящим измерениям, мой коллега уезжает на УАЗе включать генераторную группу. Схема подключения: будки трансформатора — выпрямитель тока — коммутатор нужного нам сигнала — сигнал, который идет в петлю и создает нам первичное магнитное поле. Звучит страшно, выглядит еще страшнее (фото 36). Сила тока в петле 80 А.
Генераторная группа. Вид сзади.
И тут мой плотный нездоровый завтрак ой как мне пригодился, так как работать будем без обеда. А я изменив своим привычкам не позаботилась о нем. Нельзя, нельзя, Маша, так делать. Есть же опыт у тебя хоть какой-то. Война войной, а обед по расписанию. Стараюсь не думать о еде. на часах только два. (фото 37).
Только два часа
Включаю измеритель, компьютер и еще раз пробегаюсь по тех.заданию. руководитель мой, как я уже говорил, по-русски не понимает, так что задание на таробарском (фото 38, 39).
Готовимся к измерениям
Техническое задание
Мой коллега на лебедке, я на измерителе. Слежу за глубиной (счетчик глубины установлен на колесе, через которое пропущен каротажный трос), даю команду остановится и нажимаю кнопку мерить. У-се. (фото 40). Дольше готовились, но хорошая подготовка 80% успеха.
Оператор
Первая скважина готова, коллега не обращает внимание на мои жалобы о голоде и холоде, начинаем мерить вторую скважину (фото 41).
Время начала второй скважины
Что я вижу при измерении? На дисплей компьютера через специальную программу выводятся данные с датчика, который в скважине. Следи за данными, проверяй их корректность. При любом сомнении делай повтор измерения. Лучше сейчас в поле получить хороший материал, чем потом в камерлке мучатся с плохими данными, не имея возможность их исправить. Первичные данные это самое важное в нашей работе, не всегда есть возможность вернуться и перемерить данные. Скважину может засыпать или только вертолетами можно добраться до места измерений, а это слишком затратно. Поэтому максимально серьезно относимся к измерениям, халтуры здесь быть не может, иначе не зваться тебе геофизиком (фото 42).
Без полулитры не разберешь!
Ура!!! Сделали сегодня больше половины работы, целых две скважины. На завтра оставили всего одну, но самую длинную целых 150 м. Мой желудок ликует, его будут кормить (фото 43).
Домой
В столовой мои глаза хотели съесть все, но осилила я только красную рыбу (Камчатка все-таки) с картошкой и конфеты. Сладкое — моя слабость. Ничего не могу с собой поделать, а надо ли? (фото 44)
Ужин
Думаете все на сегодня!? После ужина ползу в офис, ставить на зарядку аппаратуру и скачивать данные для начальника. Пусть посмотрит, порадуется, подчиненные работают и даже получается. Вообще-то, он у нас хороший, всегда на позитиве, подбодрит и похвалит. А ласковое слово и кошке приятно. Другая культура, что тут скажешь (фото 45).
Вечерняя камералка
Вот теперь можно обратно в комнату, в которой не была с самого утра. Как там моя кроватка поживает, скучала поди? Когда заселилась в комнату, нашла книгу камчатского писателя об алеутских островах. Читаю. Советская такая, про коммунизм и социализм, о том как все развивалось и строилось, какие были надежды. Но не сложилось...(фото 46).
Чтиво на ночь
Глаза закрываются сами, но есть приятное ощущение выполненной работы (фото 47). Завтра новый день.
Спокойной ночи!
Спасибо, что провели этот день со мной. Обещаю, в следующий раз будут вулканы, добраться бы до них.