Соичиро Хонда
Delo – актуально про бизнес
Соичиро Хонда: «Предприниматели должны быть готовы ставить перед собой не правдоподобные цели и должны быть готовы, к поражениям”
Настойчивые люди стремятся к совершенству — девиз всех великих инноваторов от Эдисона до Хонды. Эдисон говорил, что «творчество на 99 процентов — трудная работа, и на 1 процент — вдохновение». Хонда согласился с этим и построил свой успех на «провалах».
Суичиро Хонда верил, что множество «неудач» — эмпирический метод «проб и ошибок» — неотъемлимо от настоящего успеха. Это упорство является отличительной чертой Хонды и Эдисона, так же как и большинство великих инноваторов.
Хонда дал краткий совет всем будущим инноваторам: «Предприниматели должны быть готовы ставить перед собой неправдоподобные цели и должны быть готовы к поражениям». Хонда, как и Эдисон, считал каждую неудачу ступенью, приближающую его к грандиозному успеху.
Суичиро Хонда был первенцем в очень бедной семье, жившей в японской аграрной провинции Хамаматсу. Отец был бедным кузнецом, занимавшийся починкой велосипедов. Эта ранняя причасность к спортивному транспорту во много предопределила будущий интерес Хонды к мотоциклам. Уроки отца, в ходе которых он получил навыки решения технических проблем, стали важным фактором в его начальном обучении. Его семья была настолько бедна, что пятеро из детей умерли от голода еще во младенчестве.
Соичиро был бедным учеником и часто прогуливал школьные занятия, поскольку ненавидел формальный процесс обучения, который предлагала школа. Он предпочитал технику экспериментирования и всегда лучше учился на своем опыте и ошибках. Он всегда любил машины и механические устройства и был буквально загипнотизирован, когда, будучи еще ребенком, впервые увидел автомобиль.
Он мечтал в один прекрасный день стать владельцем автомобиля. Вряд ли он тогда предполагал, что не просто будет иметь автомобиль, а станет одним из титанов производящей их индустрии. Хонде было предначертано судьбой повлиять на промышленность автомобилей и мотоциклов больше, чем кому-либо другому в мире.
Его влияние заключалось в радикальном изменении не только продукции, но и всего рынка данного товара. Исключительно «на его совести» создание мотоцикла, который получил широкое признание в обществе, что послужил образованию нового обширного сегмента рынка. Продукция Хонды предназначена как для женщин, так и для мужчин, и рассчитана на средний класс, который ранее никогда не принимали в расчет производители.
Сила Хонды была в технической элегантности, красоте дизайна и рыночной интуиции. Он не имел ни инженерной подготовки, ни опыта (окончил только восемь классов). Он ничего не знал о маркетинге, финансах и дистрибьюторстве; дитя аграрной Японии, Хонда не имел представления о большом бизнесе и международной торговле. Его успех ошеломил не только японцев, но и педантичных немцев, которые владели богатым рынком и снобов американцев, которым принадлежали все остальные рынки.
Элегантные решения, предложенные Хондой для сложных проблем, основывались на следовании более простыми путями. Это свойственно и другим великим иноваторам мира. Он не имел образования, не знал всех технических нюансов, что и позволило ему идти эмпирическим путем «проб и ошибок», так же, как Эдисону.
Хонда окончил среднюю школу в 1922 году и сразу же отправился в Токио, где поступил учеником в авторемонтную мастерскую. После шести лет ученичества он собрал деньги для того, чтобы открыть первую ремонтную мастерскую в родном городе. В этом же году он получил первый из сотен своих патентов за идею заменить деревянные спицы автомобильного колеса на металлические. Это была первая экскурсия Хонды в мир изобретений, которая проложила путь его будущим невероятным техническим решениям. Хонда был обычным человеком, но его гениальность заключалась в умении находить простые решения любой проблемы, встававшей в связи с его продуктами.
Хонда стал известен благодаря изобретению в 1938 году поршневого кольца. Он и образовал новую компанию, которая занималась производством этих колец для компании «Toyota» в Токио. Так продолжалось и во время войны, пока его фабрика не пострадала при бомбардировке. Хонда был расстроен, распродал всё и пошёл работать на полставки. Его приход на рынок мотоциклов был совершенно случайным. Как-то в 1946 году Хонда столкнулся с проблемой — у него не было бензина для машины, тогда он взял один из моторов, во множестве оставленных американскими военными, и приделал его к своему велосипеду. Этот двигатель был наполнен керосином. Затем он стал делать мопеды по заказам своих друзей. Выполнив с десяток таких заказов, как и можно было ожидать, рвущийся ко всему новому Хонда предположил, что рынок подобной машины может быть гораздо больше. В 1948 году основал «Хонда Мотор Компани» с целью разработки и производства мопедов.
Компания стала крупнейшим производителем мопедов в Японии, оставив позади пятьдесят конкурентов.
В 1961 году «Хонда» производила по 100 тысяч мотоциклов в месяц, а к 1968 году в США был выпущен миллионный мотоцикл. Этот парень видел, как осуществляется мечта его детства и готовился к завоеванию новых рынков.
Хонда пришёл на автомобильный рынок в 1970 году с моделью «Сивик». Хонда был настоящим бунтарём, особенно это проявилось, когда в 1974 году на Японию обрушился нефтяной кризис и японские производители пришли к соглашению сократить объем продукции и поднять цены. Только Хонда отказался и сделал всё наоборот, в лучших традициях Генри Форда.
Он сделал немыслимое, отрицая экономическую модель Галбрайтиана, говорившую, что производство должно сокращаться. Хонда удвоил производство и снизил цены больше, чем Форд пятьдесят лет назад. Хонда, который даже не имел предствления о ценовой эластичности, оказался прав. Объем продаж «Хонды» вырос на 76 процентов и продолжал стремительно расти. К 1987 году «Хонда» стала самой быстрорастущей компанией в мире.
К началу 80-х Хонда стал третьим в числе крупнейших производителей в Японии, а к концу 80-х годов — третьим в мире. Неплохо для человека с восьмиклассным образованием, у которого была мечта и, кроме того, упорство, чтобы воплотить её в жизнь.
Это признание и успех — заслуга вышедшего из нищенской среды небольшого японского городка человека с современным складом ума и готовностью рисковать в поисках нового. Он является примером упорства, скромности, приятных манер и способности воспринимать ошибки как ценнейший актив.