Старение
Было у меня в жизни две очень интересные реплики о старости. Обе от умных людей. Одному на тот момент было, кажется двадцать, второму — пятьдесят два. Ну, понятно, что первую реплику я услышала в собственные двадцать и была удивлена. И вот, мне сорок три. Тот парень оказался прав. Но без второго совета я бы это не осознала.
Сергей Наразян, «Поцелуй» 2003
Сергей Наразян, «Поцелуй» 2003
«Старость — это иллюзия», — сказал мне Мика. Он утверждал, что люди стареют по одной простой причине: в голове сидит образ старости. Седина, морщины, болезни. Люди ждут этого, и постепенно приближаются к заданному образу. Не будет образа, не станет и старости, убеждал Микаэл. Мне надо было подумать. Даже если это правда — образ ведь не выдуман. Когда-то стали у кого-то седеть волосы, оседать позвоночник, изменять память.
Сергей Наразян, «Игра» 2009
Но Мика был непреклонен. Он утверждал, что все находится в нашем воображении, что мы сами источник всех своих горестей и радостей. И стоит только не держать в уме свой образ седого старика, как все обойдется. Но что-то не верилось. И скептицизма своего я не скрывала, несмотря на то, что каждое слово Мики сопровождалось горячими кивками небольшой секты его поклонников. Мальчики и девочки — они всюду следовали за своим кумиром и говорили о его великолепии. Но я в силу мысли не поверила, и мрачный король Микаэл Первый скрылся в темноте ереванских улиц со своей свитой. Теперь у каждого из них все хорошо.
Сергей Наразян «Супруги» 2019
Второй диалог был пару лет назад. Я повредила руку так сильно, что пришлось идти к доктору. Веселый и спортивный врач в белом халате деловито пальпировал мышцы, куда-то нажал, чего-то намазал, и напевая песенку, стал заполнять бумаги. На столе лежал ксерокс его паспорта. Я взглянула на год рождения и невольно вскрикнула. Это было очень неловко. Оказалось, он не младше меня, не ровесник мой, а гораздо старше. Заговорили о возрасте. Он сказал, что главный секрет очень прост: нужно не давать себе грустить слишком долго. Не залипать на негативе. Я попробовала. Но все-таки, кажется, главный секрет доктора, все-таки, в спорте. Он явно ходил в зал и скорее всего, еще и бегал по утрам.
Сергей Наразян, «У стены» 2004
Итак, быть оптимистом, не держать в голове образ себя старого и больного. Романтизм, скажу я вам. А как же болезни, ежедневные горести и трудности, груз прожитых лет, в конец концов? Ну, как бы то ни было, даже если веселые люди живут меньше серьезных и грустных людей, то однозначно — лучше. Что касается образа, то я частенько думаю, как бы выглядела я сама и мои подруги если бы не чудесный XXI век? Стоматология, косметология, медицина? В конце концов, домашний труд, который теперь гораздо легче, чем даже двадцать лет назад? Ведь сегодня мы не учитываем того, как сильно меняет нашу жизнь внешний вид, как он важен психологически.
И как просто сейчас содержать тело в порядке. Дело не только в пластической хирургии, а даже в таком вопросе как лечение ран, гигиена, протезирование. В наши дни даже нищие выглядят не так, как их коллеги сто лет назад: меньше ран, меньше язв, даже одежда гораздо более сохранная.
Старость стала гораздо меньшим синонимом разрушения, чем это было раньше. Кажется, Мика был в чем-то прав. Кстати, видела его недавно: на пороге какого-то центра единоборств. Интересно, где же он прочитал рецепт молодости, который двадцать три года назад, как мантру, повторяли его последователи?
Что касается самовнушения. Христиане уже две тысячи лет верят, что один человек умер и затем воскрес. Другие прецеденты неизвестны. Грабовой пытался воскрешать, последствия хорошо известны. Не считайте себя умнее других людей и кем-то особенным. Если где-то и есть настоящий секрет долголетия, то он хорошо охраняется, не описан в открытых источниках и обычным самовнушением на досуге к нему совершенно точно не придёшь. Гуглить и организовать соцопросы бесполезно.