Краткий обзор монгольской шаманской школы. Кто на той стороне живёт
Та сторона — пространство огромное и разноуровневое. Оно естественно и разнородно населено. Худо-бедно разбираться в этом населении необходимо — понимая чётко при этом, что всё равно до конца не поймёшь и не классифицируешь. Но монголы всё-таки примерно пытаются.
Во главе монгольского космоса, как поту-, так и поэтустороннего, стоит Нечто, именуемое Тэнгри (также Тэнгэр, китайское Тянь). Тэнгри есть универсальный, глобальный, сверхличностный принцип мироздания, не подчиняющийся никаким законам, но сам порождающий из себя закон. Оно не благое в нашем понимании, оно вообще очень «оно». Принцип его действия людьми, в том числе и шаманами, не особо постигается. Шаманы с ним не работают и работать не могут. Время от времени тем не менее рождаются особые люди, которые могут слышать «волю» (на самом деле скорее течение, ритм) Тэнгри и реагировать на это. Такие люди называются зöнч (примерный перевод — «пророк»), и вокруг них почти всегда происходят глобальные социальные и культурные перемены. Последним зарегистрированным образцом подобного дара среди монголов были Тэмуджин Чингиз-хан и его старший внук Бату Саин-хан; с тех пор таких не рождалось. Принято считать, что зöнч таки получаются из людей с шаманским призванием, но специфически блокированным, нереализованным, и не сошедших при этом с ума почему-то — что и объясняет крайнюю редкость их появления.
Самые могущественные существа с личностью и поведением в монгольском мире — это так называемые тэнгерины. Это такие, как бы сказать, «чины ангельские»; разумные, прекрасные, чудовищно сильные, обитающие в небесных просторах за пределами зримого неба, они живут по сути своей таинственной жизнью, к людям относясь по-разному. Известно, что есть тэнгерины, расположенные к людям и склонные иногда людям помогать по собственной воле; есть и тэнгерины, безразличные к людям и могущие помочь только случайно, если каким-то чудом привлечёшь к себе их внимание (но могут и разозлиться на раздражающую хрень с непредсказуемыми последствиями). И есть откровенно враждебные тэнгерины, чьего внимания ни в коем случае нельзя к себе привлекать. Известно, что доброжелательные тэнгерины из-за чего-то враждуют со всеми остальными и временами ведут разрушительные сражения, после которых вселенную ещё долго лихорадит. Вождя доброжелательных тэнгеринов монголы называют Хормуста — и да, товарищи, это Ормузд, в смысле Ахура блин Мазда, заимствованный ранним монголоидным населением Степи от предшествовавших им и соседних людей иранской крови. С тэнгеринами шаманы тоже не работают, их невозможно заклясть или привлечь, можно только им время от времени молиться, и для этого шаман не нужен.
А вот с кем шаманы, собственно, и работают — так это с огромной массой духовного населения непосредственно Нижней Земли, по-монгольски Этуген. Они так и называются — доод, «нижние». Это существа разной силы, но всё-таки не догоняющие по могуществу среднего тэнгерина. Их мир — совершенная тень зримой земли, с несколько иной, но подобной географией и иными, но постижимыми законами. Хорошо обученный шаман может там чувствовать себя как дома. Среди «нижних» есть свои «ханы» и «нойоны» — правители и князья, которым подчиняются иные; есть свои высокоразумные существа и свои животные с растениями. Так или иначе, вот это пространство и есть область широкого применения всех способностей и навыков шамана.
Помимо упомянутых выше аборигенов — оршин суугч, «жителей» — на той стороне блуждают и үхсэн хүн, мертвецы. Дело в том, что непосредственно мир мёртвых в монгольской мифологии лежит за пределами той стороны как таковой. Души людей уходят в него, пересекая мир духов — и могут из-за чего-то заблудиться, застрять, не дойти до цели. И если мёртвый шаман к подобному итогу и стремится — он и не хочет в норме идти нормальным путём людей — то человек без шаманского призвания, оказавшись в таком положении, жестоко страдает, начинает докапываться до живых и гневаться или молить о помощи. Обнаружение таких заблудившихся душ и их отправка по положенной дороге есть ещё одна из основных обязанностей любого шамана, и это чуть ли не его первейший долг, ради этого можно забить на всё остальное.
Нормальный умерший уходит за ту сторону на неведомые просторы. Что с ним там происходит — неизвестно, но рано или поздно его душа перерождается в смертном мире заново, обновлённой. Шаманы могут ненадолго заходить в ближние области мира мёртвых, где находятся души, ещё помнящие земную жизнь, и получать от них информацию, но долго там находиться или описать законы этого «третьего» мира они не в силах.
Они уже ничего особого не могут людям принести. Нефти на Той стороне нет, знаний, таких что у нас полезны, в общем то тоже. Так что остаются только разведчики, которые что то внезапно там могут найти важное. И, всё равно, они не занимаясь своим делом с ума сойдут, и так и так для общества потеряны.
А вот если отыщут там что то новое и полезное, тогда человечество и ломанётся осваивать и завоёвывать.
Так что одиноким медведям с Той стороны радоваться надо, что к ним давно никто не заходит.
А шаманы делают то что должны, мир людей для них такая-же глупость как мир духов для обывателя.