Почему мы растим поколение несамостоятельных детей

ПРОТИВ СИСТЕМЫ | AGAINST THE SYSTEMПРОТИВ СИСТЕМЫ | AGAINST THE SYSTEM

Почему мы растим поколение несамостоятельных детей

Социолог Джим Хэнкок в 1999 году написал книгу Raising Adults: Getting Kids Ready for the Real World, в которой звучит простая мысль: если воспитывать детей, дети и получатся.

Мы подвозим детей до крыльца школы и даже института, просим отзваниваться во время прогулки, даём им избыточное количество карманных денег и сами решаем, каких репетиторов им нанять. А в школе за них другие умные люди решают, что им изучать, в каком объёме, по каким учебникам, какое мнение правильное и что нужно отвечать на заданный вопрос.

Вот и оказываются дети в жизненном вакууме: с одной стороны за них принимают важные решения родители, с другой — школа. В то время как мир взрослых, мир рынка труда всё успешнее отходит от индустриальной модели отношения к работе, в мире детей, в стенах школы всё ещё процветает производственная архаика «начальник-подчиненный».
Взрослые пересаживаются в опен-спейсы или работают из дома, отрицают иерархическую вертикаль и общаются с руководителем на «ты», активно пользуются социальными сетями для общения и достижения профессиональных и личных целей и в целом экспериментируют со своей жизнью. Дети всё так же сидят в классе рядами, смирно слушают учителя, решают задачи про бассейн, составляют сочинения из цитат Добролюбова, заучивают определения протона и нейтрона — одним словом, просто делают то, что им сказали делать.

Это кажется вполне уместным в предсказуемом мире, где старшее поколение традиционно «лучше знает», что в жизни нужно, и так или иначе помогает поколению подрастающему определиться со своим будущим. Но сегодня, когда темпы происходящих изменений превысили темпы смены поколений, такой подход готовит детей не к «завтра», а ко «вчера».

Школа во всём мире очень долго готовила детей либо к прошлому, либо к повторению настоящего в будущем. Глобальная проблема, которую решает мировое образование сегодня — как определиться в неопределённости. Неопределённость будущего — главная черта современности.
— Марк Сартан, руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

Те критерии «взрослости», которые мы применяли в XX веке, сегодня не работают. Мы считали, что быть взрослым — это вылететь из родительского гнезда, завести свой собственный дом, обзавестись стабильной работой, семьёй, детьми. Отсюда растут корни у вопросов со стороны старших родственников «А замуж/жениться когда? А детишек? А внуков?». Для старшего поколения именно эти вещи являются признаками состоятельности человека.

В книге «Отпустите их» Джули Литкотт-Хеймс, исследуя феномен современной гиперопеки и общественное восприятие взрослости, приводит такие данные: в 1960 году 77% тридцатилетних женщин и 65% тридцатилетних мужчин заводили семью и детей и обретали финансовую независимость. Спустя 40 лет, в 2000 году, этот показатель драматически снизился: только половина женщин и треть мужчин к 30 годам прошли через эти же жизненные вехи. Значит ли это, что общество становится более инфантильным?

Нет, это означает лишь то, что изменились сами критерии «взрослости». Брак, дети, размер заработной платы и рабочий стаж больше не являются целями, к которым стремятся молодые люди.

Говоря о стремлениях молодёжи, Джули Литкотт-Хеймс ссылается на исследование группы учёных 2007 года: исследователи просили людей от 18 до 25 лет распределить по приоритетности критерии взрослости. Итак, они считают себя независимыми, когда:

несут ответственность за последствия своих действий; общаются с родителями на равных; независимы от родителей финансово; формируют собственные убеждения, независимые от родителей и другого влияния.

А теперь задайте себе вопрос: позволяем ли мы детям нести ответственность за свои действия? Позволяет ли им это делать школа?

Читай учебник со страницы 125 по страницу 134. Выполни упражнения после главы. Ходи в бассейн два раза в неделю, к репетитору по химии каждый четверг и к бабушке по воскресеньям. Полей цветы, не пей пива, готовься к ЕГЭ, не занимайся ерундой.

Мир больше не работает по инструкции. Учитель потерял монополию на знания, родительский опыт неприменим к современным реалиям, путей развития сейчас несоизмеримо больше, чем 50 лет назад, и их количество будет только расти.

Значит ли это, что родителям и школе больше нечего предложить детям? Не торопитесь отползать в сторону кладбища, мы всё ещё остаёмся значимыми фигурами и институтами в жизни детей.

Руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа» Марк Сартан считает, что в сравнении с возможностями самообразования школа обладает неоспоримыми преимуществами: доступность, профессионалы, среда, организационный опыт, методический инструментарий, ресурсы. Проигрывает она пока прежде всего в привлекательности, потому что не умеет организовать образование в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями.

Главное, что нам нужно изменить — это свою роль в отношениях с детьми и собственное отношение к образованию. Мы перестали быть источником знаний и маяком в непонятном мире. Детям больше не нужно зубрить и выполнять определённую последовательность действий. В современных условиях им нужно уметь экспериментировать, находить новые решения, быстро ориентироваться и соображать, эффективно общаться и уметь работать в команде.

Трансформация традиционной школьной модели уже происходит, и введение ФГОС свидетельствует как раз об этом: мы уходим от исключительно предметных знаний, умений и навыков и приходим к более широкому понятию компетенций. Отдаём трансляцию знаний «наружу», снимаем с учителя иссушающую роль магнитофона и наконец даём ему заниматься с детьми по-настоящему интересными вещами — экспериментами, играми, обсуждениями, проектами, групповой деятельностью.

На настоящий момент, к сожалению, реализация такого подхода во многом остаётся лишь профанацией. Сделать из бумажного учебника pdf-ку или дать задание «сделать презентацию в PowerPoint» ни на йоту не приближает нас к решению главного вопроса — как вернуть школе смысл и связь с реальностью.

В июне 2017 года на международной образовательной конференции ООН в Женеве Центр разработки образовательных систем «Умная школа» представил технологию жизненного проектирования для школьников. В том же месяце этот проект стал победителем конкурса «Школа навыков XXI века», организованного Сбербанком и Высшей школой экономики.

Авторы проекта отмечают, что у выпускников даже самой хорошей школы с самыми увлечёнными учителями остаётся проблема несформированной самостоятельности, неуверенности и растерянности при выходе в большую жизнь. Можно прекрасно справляться с исследовательскими или творческими проектами, но застопориться на простых жизненных проблемах. Как поступить в МГУ? Как совершить путешествие по Европе, о котором давно мечтал? Как накопить денег на гироскутер? Как начать работу над собственным видеоблогом?

Это происходит из-за разрыва между школьными и жизненными задачами. Школа — это школа, а жизнь — это жизнь, и эти два мира в сознании детей не пересекаются. Дети воспринимают школу как свою работу, в которой им нужно достичь определённых успехов, и совершенно не понимают, как работать над собственной жизнью. Технология жизненного проектирования помогает обрести школе тот смысл, который она должна нести — воспитывать взрослого человека с осознанным и ответственным отношением к своей жизни. Как утверждают авторы технологии, применение плюсов проектной деятельности при определении личных мотивов и ценностей и выстраивании персональной жизненной траектории должно проходить красной нитью сквозь весь процесс обучения в школе.

Школа — это школа, а жизнь — это жизнь, и эти два мира в сознании детей не пересекаются.

Это один из современных педагогических подходов, который может помочь школе выпускать не растерянных детей, а смелых и ответственных взрослых. А какие ещё подходы знаете вы?

13:11
437