ПРИВИВКА ПРОТИВ "КОМПЛЕКСА 90-Х"
Угарная политика
Прошла неделя режима самоизоляции. Все паблики пестрят заявлением, что «мы проснулись в новом мире». Однако, как ни странно, главный и коренной перелом ни один из аналитиков почему-то упорно не замечает...
«ХВАТИТ РАБОТАТЬ НА ДЯДЮ».
Я вырос в эпоху «рыдающих 90-х», которую некоторая часть нашего общества с упорством одержимых называет «святыми». Церкви Антона Ла Вэя — таких «святых».
Ну да не об этом речь. Речь о том, что нас. молодых ребят, едва успевших глотнуть воздуха в СССР и тут же вляпавшихся (волей Миши Меченного… пардон, Михаила Сергеевича Горбачёва) в зловоние «Перестройки», а затем — в ад 90-х, с подросткового возраста очень многие окружающие (включая и наших родителей) учили нескольким нехитрым «истинам».
Во-первых, предпринимательство это — круто.
«Хватит работать на дядю».
«Чё ты будешь 10 лет горбатиться на заводе за копейку».
«Я всю жизнь пахал и — чего заработал?».
Все помнят этот «вечный хор»?
Нам сызмальства внушалось, что предприимчивый человек, не зависимый от государства «всегда пробьёт себе дорогу».
Это боязливо-почтительное отношение к «денежному» человеку. Нет-нет, не к тому, кого «щиплют» доморощенные рэкетиры, а к «по-настоящему» богатому.
Причём «предприимчивость» ставилась по статусу намного выше образования. Медиа- пространство наводнили истории о «миллионерах из гаража», о «бизнесменах с двумя классами образования.
»Чему в школе учиться? Быть бедным?"
«Если ты такой умный, то чего такой бедный?» — кто не слышал такие «программные заявления» в свой адрес?
А некоторые из слышавших бывало и «велись». «Сидеть в ларьке» рассматривалось как полноценная карьера. О том, как «вкладывать» деньги в «челночный» бизнес — романы писали.
Один такой — до сих пор помню, назывался «Толкучка». Автора рекламировали, как «русского Артура Хейли». Идеал «хапнуть всё и сейчас» внедрялся постоянно, через кино, телевидение и т. д. Поймай новый тренд и ты — миллионер! Выиграй в лотерею и — всё у тебя будет! Придумай схему и — обогатись сразу.
«Всё и сразу» становится в 90-е любимым девизом нашего поколения. Девушке — удачно «выскочить» замуж. Чё, можно и за бандита. И за гопника. Главное — чтоб «бабло» имел, на «тачке» возил.
Совесть, знания, порядочность… о чём вы? Главное — «предприимчивость» и «предпринимательство». Независимость от государства. От «дяди».
Во-вторых, иностранное — всегда лучше. В условиях, когда этого иностранного мы особо и не видели, поверить в такое было легко. К тому же многие бытовые вещи действительно были лучше, что делать.
Вот только в категорию «всё» автоматически включилось и «образование», «продукты», «политика», «история», «демократия». Вот что такое — «демократия»? Никто до сих пор особо не понимает, но все точно знают, что она — «лучше».
Всё, что было сделано в России моментально обвешивалось ярлыками «ну ведь это же — Раша» (произносить томно-пренебрежительным тоном). В результате, даже вещи, которые производились немногими выжившими предприятиями России — обзаводились «английскими» названиями (да и до сих пор так, вспомните — УАЗ Patriot). Этакий гоголевский «Иностранец Василий Фёдоров». на всю страну.
В-третьих, государство — враг. Эту идеологическую «истину» нам прививали с экранов телевизора, со страниц книг, а теперь и из — интернета.
Вспомните, с каким ажиотажем народ кинулся читать книгу Приставкина «Ночевала тучка золотая» про «насильственную депортацию чеченцев». Прямо — слёзы и сопли.
А то, что сегодня — не найти фильма про СССР или Великую Отечественную Войну, в котором не было бы «отморозка» в форме НКВД, МГБ и т. д.? А сериал «Гоголь», в котором в конечном итоге главгадом оказывается — кто? Чиновник 3 Отделения Е. И. В. Канцелярии, коего играет Меньшиков.
То есть — опять же — олицетворение зла — чиновник госбезопасности. Вы видели, чтобы в американских фильмах так отчаянно обгаживали их госбезопасность? Разве что — в «Секретных материалах», но и то — там сплошные «ангелы в белых одеждах» из ФБР во главе с Малдером и Скалли борются с нехорошиками. А так… Начиная с 90-х годов
В-четвёртых, свобода и права — наше всё. Это действительно звучит привлекательно. На любом телеканале мы слышим «У нас есть права», «у меня есть права», «у тебя есть права»…
Однако с 90-х годов исчезло понимание, что кроме прав человек имеет ещё и обязанности. Выражение «я должен» из обихода не исчезло, но становится намного более редким.
И в общем и целом всё всех вполне устраивало.
Мы развивались все 90-е, как страна ИП. Каждый, кто мог — оформлял свой бизнес. Кто — легальный и серьёзный, кто — спекулятивный и нелегальный. Страна торговала.
И это продолжалось до 1999 года. А затем ситуация начала меняться. Понемногу-потихоньку. Восстановилась система кредитов, с рынков на заводы потянулся народ, закончилась война в Чечне, и жизнь постепенно начала входить в обыденное русло. Но стереотипы 90-х никуда не девались.
Больше того, они росли и коренились в неокрепших умах молодёжи, которая ДРУГОЙ ЖИЗНИ НЕ ВИДЕЛА.
Вот только запросы общества резко поменялись. Сегодня востребованы уже не «менеджеры», не «юристы», не «социологи». Сегодня нужны те, кто мог бы осуществлять процесс производства.
Никто не задумывался над тем — а почему в России засилие строителей-гастарбайтеров? потому что дешевле?
Простите, но сегодня наше общество перешагнуло черту «лишь бы дешевле», люди готовы платить за качество. А его — нет. По той простой причине, что долгие годы на стройку работать было идти «западло» и теперь в ряде городов России хорошего каменщика из местных — банально не найти.
Зато высшее образование стало «естественным продолжением» школы. И что? А то, что по словам многих педагогов 90% студентов, пришедших в ВУЗы попросту «не тянут» уровень высшего образования. То есть тянут. Вниз. Потому что педагоги вынуждены подстраивать программу под них.
Следовательно, те 10%, которые действительно могут стать хорошими специалистами, становятся ими по личной (и часто неоплачиваемой) инициативе.
А основная часть либо работает не по профессии, либо — получает то образование, которое соответствует работе, на которую смогли устроиться.
Но при этом народ ездит отдыхать за границу, стрижётся в барбершопах, курит вейпы, покупает джинсы в кредит и точно знает, что в «Пятёрочку» и «Магнит» ходит только «быдло».
И вот тут-то всему приходит коронавирус. И выясняются преинтересные вещи.
В первую очередь выясняется — принцип «предпринимательство — это круто» — разводка для балбесов. Потому, что «лохи», работающие «на дядю» социально гораздо более защищены, чем «продвинутые» ИП, которые работают «на себя» и «ни от кого не зависящие».
Как минимум «лохи» имеют социальный пакет и получают зарплату. Пусть и в размере «голого» оклада. А некоторые «лохи», которые работают на жизненно важных для страны производствах и вовсе — ходят на работу. По пропускам.
А вот «продвинутым» бизнесменам оказалось грустно: при первой же нештатной ситуации. Единственное, что им осталось — клянчить деньги у государства.
«Мыжналогиплатим» — любимый вопль сегодняшних либералов. Налоги, ребята, вы платите за то, чтобы в вас не стреляли, чтобы вас лечили, вы имели возможность говорить на родном языке, а ваши дети — получать образование.
За то, что вы не озаботились принять меры для защиты своего бизнеса в нештатной ситуации, государство платить не обязано! Но будет. Мишустин уже озаботил соответствующие Министерства. Возможно, не деньгами, возможно — преференциями и поблажками.
И это не признание государства «мы вам должны», а чистой воды социальный проект. В «святые 90-е» получили б вы «горький корнеплод» в зубы и пожелание удачи. На этом — всё.
И вот что-то кажется автору, что после окончания карантина ИП у нас в стране поубавится. Просто потому, что вчерашние «крутые» (во всяком случае наиболее умная часть из них) соотнесут риски (а кое-кто и просто не захочет начинать снова) и выберут работу на предприятиях.
На пользу Родины… ну, то есть себя любимого, конечно, но на предприятии которое работает на пользу Родины. Оно, конечно, для многих будет «ломка» — увидеть тех самых «лохов» в качестве начальников над собой-«продвинутыми», но умные справятся.
А вот тем, что поглупее, возможно придётся несладко. Потому что неизвестно к какому формату экономики придёт мир после кризиса. Да и когда оно вообще наступит «после кризиса»...
А ещё выясняется, что ради выживания можно пожертвовать и кое-какими правами. Потому что при дилеме «права или жизнь», как-то больше хочется жить.
Ну вот нравится людям чем-то этот процесс! Это на самом деле первый этап осознания. Осознания того, что «права» — не абсолютная ценность. Того, что «права» без того инструмента, который бы их обеспечивал — ничто.
А чтобы такой инструмент появился, как раз права свои стоит слегка поумерить. Парадокс? Но такова жизнь.
Нормальное социальное существование человека — это чёткое соотношение прав и обязанностей. Хорошо, права свои мы выучили. Теперь пора и об обязанностях вспомнить.
И сегодня умная часть общества к этому готова. А глупая… она не будет готова никогда. Пока, образно говоря, не получит… индийской палкой да по родной заднице.
Уже сейчас обрушился и принцип «заграничное — это круто».
Господа, вы хоть заметили, что уже сейчас слова «Сделано в России» стали брендом.
Пока, в основном, в пищевой промышленности, но… буквально перед введением самоизоляции автор был свидетелем тому, как в строительном магазине покупатель просил показать ему смеситель, изготовленный в России… Так что, лиха беда — начало. Техника Pozis уже стоит во многих учреждениях, «дубовые» прицепы «Тонар» всё чаще встречаются на дорогах, как и низкорамные «КамАЗы».
А уж как ни ругай политику «импортозамещения», сказать, что она не принесла положительных результатов — откровенная ложь.
Да, не во всех сферах на 100%, да, есть и прорывы и прорехи.
Да, гражданина Чубайса большинство россиян хотело бы видеть на тюремной шконке, а не в кресле руководителя, но… заметьте, всё чаще, покупая очередную бытовую мелочь мы читаем «Сделано в России». Всё чаще в качестве бренда видим надпись «Соответствует ГОСТ».
А «Пепси-Кола» вынуждена маскировать свою поделку маркой «Квас „Русский дар“». Потому что это — Россия! Русское мы хотим, ядрит твою налево! Обожрались до рвоты заграницей. За исключением некоей части — мутировавших.
Но речь сейчас не о них, речь о том, что наше общество сегодня подготовлено не просто к принятию «отечественного», но и к его предпочтению. Ибо по устоявшемуся (и в значительной мере верному) убеждению «всё европейское — это китайское, на которое наклеен нужный шильдик».
Если кто не в курсе, то поддельные запчасти к китайским автомобилям нередко бывают именно «европейского» происхождения. И это не хохма...
Третий миф, который стремительно разрушается — «государство — враг».
Для того, чтобы поставить в тупик его адепта, достаточно сегодня задать один простой вопрос: когда в постсоветское время рядовой российский гражданин жил лучше, чем сейчас? Назовите конкретные годы?
Как правило вот на этом месте дискуссия и заканчивается. По той причине, что те, кто не помнит 90-е ответить ничего по делу не могут. Те, кто помнит — тем более.
Да, в 90-е годы определённая прослойка российского общества жила «легче» (не синоним «лучше»), чем сейчас. Но простой средний человек не жил, а выживал, и это факт.
Всё чаще приходит понимание, что государство — это система. Какая-никакая, кривая, косая, костная, коррумпированная (хотя масштаб посадок коррупционеров за последние 5 лет такой, что Лаврентий Палыч бы обзавидовался), но система с чётко определёнными, понятными и, в целом, приемлемыми правилами.
Любой «слом» системы — это возвращение в 90-е. С неясной перспективой на будущее.
Старшее поколение помнит. Для младшего (опять же для наиболее умной его части) есть пример — Украина. Классический пример того, кто у власти оказывается после бунта, организованного теми, кто «мы здесь власть» и «не знаем, как руководить страной, но всё равно дайте».
И то, что сейчас борьба с эпидемией коронавируса развивается СИСТЕМНО — это как раз показатель той системной целостности государства, которой так не хватало в «рыдающие 90-е».
Кроме того, как уже говорилось выше, государственные предприятия в отличие от «крутых» ИП-шников уже организовали своим сотрудникам «подушку безопасности». Возможно, не настолько мягкую, как многие хотели, но… с чем сравнивать.
Даже самый низкооплачиваемый социальный работник во время кризиса зарплату получает. А самый «крутой» ИП нет. Ещё и своим сотрудникам обязан платить.
Конечно, государство ИП-шника поддержит, но сам факт: для сотрудник госпредприятия — это система, для ИП, «акт милосердия», практически милостыня.
И гарантом системной помощи является государство. А уж молодым родителям тем более, материнский капитал на дороге не валяется, особенно в период кризиса.
Плюс, сегодня существует целая серия социальных лифтов, которая молодёжи вполне даст возможность иметь хоть небольшой, но социальный успех. И, при выполнении понятных и, в принципе, логичных условий — гарантированный служебный рост. И для таких ребят государство достаточно быстро превращается из «врага» (если оно таковым и было) в опору.
А самое главное, что сейчас люди среднего возраста, даже самые ненавидящие «власть», во время эпидемии посаженные под замок, получат примерное представление не только о том, чего они лишаются, но и о том, без чего они в принципе могут обойтись.
Оказывается, что в «Пятёрочке» и «Магните» есть всё, что необходимо для жизни. И «престижность» магазина не слишком сказывается на качестве продуктов.
Оказывается, можно получать удовольствие, общаясь с семьёй (прикиньте, для некоторых знакомых автора и это стало открытием!). Для наиболее умных — это возможность социального манёвра, для тупых… Ну, Навальному пусть донатят.
И, наконец, последний момент: враждебность к силовым структурам тоже общество подзадолбала.
Согласитесь, сегодня ОМОН, пакующий очередных «протестунов», получает от большей части общества нарекания не за то, что пакуют, а за то, что слишком вежливые.
Очень многие из старшего поколения и наиболее умной части младшего сознают — дай волю «борцунам» и в России претворится в жизнь украинский сценарий. На полную катушку. Оно кому-то надо?
Словом, «самоизоляция» вполне может стать моментом глобального переосмысления ценностей в нашем обществе. Система «коммерческого общества» мертва. В последние 10 лет — это хорошо гальванизированный труп.
Добьёт ли его коронавирус, посмотрим. Но в любом случае, после него наше общество прежним не останется...