Любимые книги Егора Михайлова

Любимые книги Егора Михайлова

Истории героев этой рубрики Лайфхакера вдохновляют взять в руки новую книгу, погрузиться в текст и помечтать о собственной библиотеке.

1. У вас есть любимый писатель? Какую его книгу вы рекомендуете прочитать?

Чем больше читаешь, тем сложнее — вплоть до совершенной невозможности — выбрать любимого автора.

Отделаюсь списком наугад:

Майкл Шейбон — его «Приключения Кавалера & Клея» только что вышли в отличном переводе;Селеста Инг — читайте любой из двух романов («Всё, чего я не сказала», «И повсюду тлеют пожары»);Алексей Сальников — «Петровы в гриппе и вокруг него», затем «Отдел», а скоро выйдет новая книга (роман уже опубликован в журнале «Волга»);Линор Горалик — читайте всё подряд, но прежде всего — стихи;Нил Гейман, «Океан в конце дороги» и «Американские боги»;Леонид Юзефович, «Зимняя дорога» — самая поэтичная историческая книга, которую я знаю;Ильф и Петров — лишь то, что они проходят по разряду комедиантов, мешает людям признать, что они достойны стоять на одной ступени с Булгаковым;Джефф Лемайр, «Триллиум» — изобретательнейшая романтическая фантастика;Филип Дик — любой роман или сборник рассказов, не прогадаете.

Спросите меня через месяц, и список наверняка будет совсем другим.

2. С какой книгой из детства у вас связаны самые тёплые воспоминания?

Любимой книгой детства был «Винни Пух». Уж не знаю почему, но именно эту потрёпанную зелёную книжку я вплоть до старших классов перечитывал хотя бы раз в пару лет. А ещё взятое в какой-то «взрослой» библиотеке академическое издание кэрролловской «Алисы» — примечаний и сносок там было едва ли не больше, чем самого текста, думаю, оттуда и пошла моя иррациональная любовь к сноскам.

А ещё толстый том Линдгрен (больше всего я любил «Приключения Эмиля из Лённеберги»), а ещё «Маленькое привидение» Пройслера, которое всегда скрашивало дни, проведённые в кровати из-за болезни. Если меня не остановить, перечислять я буду долго.

3. Какую книгу вы перечитываете часто и с удовольствием?

С моей работой перечитывание, увы, роскошь, время — вещь нерастяжимая. Я всегда с огромной радостью перечитываю «Алису», в этом году как раз случился отличный повод, когда вышел новый перевод Евгения Клюева.

Когда-то не раз перечитывал (и переслушивал — спасибо отличной аудиокниге с Ярмольником) «Трудно быть богом». Ну а к выходу нового романа Мураками надеюсь перечитать несколько его произведений — он никогда не разочаровывает.

4. Была ли книга, от которой вы не могли оторваться, пока не дочитали до конца?

У меня такие сеансы запойного чтения обычно связаны с долгими переездами и перелётами: много времени, пойти некуда, нет интернета — это идеальные условия для чтения. Так, этим летом в самолёте я одним махом прочитал «Калечину-Малечину» Евгении Некрасовой (чистой воды русская «Кэрри», не смейте пропустить), а прошлой весной в поезде — «Посмотри на него» Анны Старобинец.

Это был ночной поезд из Новосибирска в Красноярск, и я честно хотел провести переезд во сне, но, продремав часок, просыпался и немедленно продолжал читать. Это важная книга, очень личная, по-журналистски точно сконструированная и написанная при этом восхитительным литературным языком — все эти факторы в одной книге редко складываются.

5. Какую книгу обязательно нужно прочитать каждому человеку?

Такой книги нет. Более того, я уверен, что можно быть замечательным человеком, вообще не читая никаких книг, и наоборот, прочитать всю школьную программу и вырасти мрачным негодяем.

Подобное, может, странно слышать от человека моей профессии, но я не вижу в этом парадокса: чтение не скучная обязанность, а чудесная возможность. Не стоит превращать его в обязаловку.

6. Какая книга была полезна для вас в профессиональном плане?

Больше всего мне помогают книги, хорошо и просто написанные: они ничему не учат, но могут многому научить, если ты зарабатываешь на жизнь, складывая слова в предложения. Это «Очень простое открытие» Владимира Гуриева, «Непереводимая игра слов» Александра Гарроса, эссе Андрея Аствацатурова, документальная проза Леонида Юзефовича.

Ну а из более «профессиональных» книг выберу «Автора, ножницы, бумагу». Это довольно хаотичное произведение, не столько учебник, сколько беспорядочный и даже слегка пыльный склад приёмов, но он полон сокровищ, если покопаться.

7. Какая из последних прочитанных художественных книг вам запомнилась? Чем?

Всем и каждому советую «Открывается внутрь» Ксении Букши — роман в рассказах о десятках людей, которым не очень просто живётся на свете. Даже если вы читали что-то из книг Букши и вам не понравилось, дайте шанс новой книге: это действительно большое событие, которое почему-то прошло относительно незамеченным.

8. Какую хорошую книгу вы прочитали по совету другого человека?

К счастью, так сложилось, что меня окружает множество читающих людей с отличным вкусом, поэтому внушительную часть книг я открываю для себя, ориентируясь на вкус знакомых критиков, издателей и просто друзей.

Наверное, нет удачнее примера, чем «Петровы в гриппе и вокруг него». Это лучший русский роман последних лет, который сперва всем советовала Лена Макеенко, с её подачи — Галина Юзефович, а теперь и я всем советую (хотя кажется, что теперь-то и так все про него слышали).

9. Что предпочитаете: бумажные, электронные, аудиокниги?

Я люблю бумажные книги не только из сентиментальных соображений, но и оттого, что есть книги, которые в печатном виде особенно хороши; всё же книгоиздание — это самостоятельное искусство.

Уважаю и аудиокниги, особенно если это автобиографии, прочитанные авторами. Среди любимых книг на все времена — Yes, Please Эми Полер и «Бесцветный» Тревора Ноя, которого только что перевели на русский. Но чаще всего читаю с планшета или ноутбука — и потому, что это de facto профессиональный стандарт, и потому, что так можно возить с собой внушительную библиотеку, и потому, что с заметками так работать куда удобнее.

10. Пользуетесь ли специальными приложениями для чтения?

Чаще всего я работаю с PDF, и тут лучше Adobe Acrobat Reader, по крайней мере с учётом его бесплатности, ничего не нашёл. Для прочих форматов держу на планшете PocketBook Reader.

11. Как вы справляетесь с большими объёмами литературы? Пользуетесь какими-то методами скорочтения?

От скорочтения в моей работе больше вреда, чем пользы: пролетая на сверхзвуковой скорости сквозь художественную литературу, в лучшем случае ты бегло ознакомишься с сюжетом, в худшем — важные детали просвистят мимо тебя. За бортом останутся детали, язык, ритм, работа переводчика. Это как смотреть кино или слушать музыку на перемотке: можно, но зачем?

Поэтому человеку, который хочет читать много, могу дать три совета:

Смиритесь, что на это уйдёт много времени: возможно, придётся выбирать между большим романом и сезоном сериала.Учитесь управлять вниманием: главный враг книги не медленное чтение, а фейсбучные уведомления.Без зазрения совести бросайте те книги, которые не идут. В конце концов, именно чтение через силу отвращает от литературы многих школьников.

Читайте с удовольствием — и тогда не придётся с усилием выискивать время на это удовольствие.

12. Как не забывать прочитанное? Вы делаете какие-то заметки, выписываете цитаты или просто полагаетесь на память?

Память у меня ни к чёрту, ходячей энциклопедии из меня явно не получится. Помогает, к счастью, моя же работа. Чтобы написать рецензию, мало пересказать сюжет — нужно рассказать об авторе, проанализировать текст, обозначить его место на карте литературы. Во время чтения полезно выделять важные цитаты, делать пометки — у меня эти выписки потом беспорядочно лежат в Evernote и TheBrain и иногда попадаются на глаза.

Потом я ещё и читаю, что пишут мои коллеги (и в России, и за рубежом). Таким образом я будто перечитываю книгу чужими глазами. Всё это помогает выстраивать сеть ассоциаций, сложные нейронные связи в голове — так и формируется память. Плюс в том, что с каждой новой книгой эта сеть в голове становится всё сложнее, а значит, и опыт чтения каждой новой книги становится глубже.

18:49
430

А мы уже все здесь???

Все ясно?????⃣⃣⃣⃣

18:37

Выше головы❤?