Безвиз европейцам и контрибуции туроператорам
Минэкономразвития затеял революцию во въездном туризме.
Появилась новая информация о том, какие меры поддержки туротрасли запланированы Минэкономразвития и будут вынесены на обсуждение с туроператорами на совещании 24 сентября.
В частности, в распоряжении редакции оказалась рабочая версия паспорта федерального проекта «Экспорт услуг», который разъясняет ближайшие задачи по части въездного туризма. Содержание в какой-то степени можно назвать ожидаемым, но вместе с тем и революционным хотя бы потому, что впервые на столь высоком уровне представлен детальный план визовых послаблений для граждан целого ряда стран, включая западноевропейские, а также названы суммы господдержки туроператоров, принимающих иностранцев.
Документ, о котором идет речь, появился по итогам заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, состоявшемся 18 июня. Мероприятие провел премьер Дмитрий Медведев. Он дал целый ряд поручений в рамках поддержки несырьевого экспорта. Конкретно – по части доработки национального проекта «Международная кооперация и экспорт», к которому логично отнесли и туризм. В программу включили инициативы по «упрощению визового режима при отдельных видах организованных туристических поездок, а также с медицинскими, образовательными и деловыми целями».
Кроме того, премьер поручил подготовить предложения по реализации ведомственных проектов по расширению экспорта услуг «в установленных сферах ведения». В итоге появилось еще несколько инициатив от ряда министерств, в том числе и упомянутый выше федеральный проект «Экспорт услуг», администратором которого стало Минэкономразвития.
В 105-страничном «паспорте» туризму посвящен пункт 3, в котором детально расписаны задачи в рамках проекта с указанием сроков и ответственных за исполнение.
В частности, в период с октября 2018 года по ноябрь 2019-го предлагается упрощение визового режима и миграционного учета для иностранных туристов из целевых стран и утверждение плана перехода на безвизовый режим с такими государствами. Впервые приводится их перечень. Это туристы из стран ЕС, стран ЕАСТ (Швейцария, Норвегия), стран Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Оман, Бахрейн, Кувейт), стран Северной Африки (Египет, Тунис, Алжир, Марокко), стран Африки к югу от Сахары (Нигерия, Эфиопия, Ангола, Кения и др.), стран БРИКС (Китай, Индия, Южная Африка), стран Латинской Америки (Мексика, Коста-Рика), Японии, Южной Кореи и т. д. В графе «Характеристика результата» указано, что туристы «имеют возможность безвизового въезда в Россию в туристических целях».
Тот факт, что в перечне оказались страны ЕС, можно было бы назвать прорывом в области въездного туризма, ведь именно эти государства считаются главными генераторами платежеспособного турпотока. «Было бы», так как на 12-й странице присутствует фатальная оговорка. Согласно пункту 1.2.4 упрощение визового режима со странами из целевого перечня предполагается «с соблюдением принципа взаимности – путем достижения двусторонних договоренностей об упрощении визовых формальностей». Для тех, кто не в курсе, – это один из ключевых тезисов нашей дипломатии. Особенно в отношениях с Западом, о чем неоднократно заявлял глава МИД РФ Сергей Лавров. Нет сомнений, что принцип будет соблюдаться, – в графе «Ответственный за результат» упрощения визового режима указан директор консульского департамента МИДа Иван Волынкин.
Эта оговорка убивает всю интригу. Получается, что, несмотря на все плюсы развития туризма, мультипликативный эффект и позитив мундиаля, в обозримом будущем туристы из Германии, Франции и других богатых стран не смогут вот так запросто махнуть к нам в Москву на выходные. А мы, соответственно, к ним. Но… Сам факт того, что первыми в перечне целевых указаны именно страны ЕС, не может не радовать. Прежняя ставка на китайских туристов, как показывает практика, имеет массу недостатков – китайцы едут, но денег в России почти не оставляют.
Кстати, о деньгах. Документ снимает еще один вопрос, который возник у наблюдателей на этапе обсуждения нацпроекта. На июньском заседании Дмитрий Медведев поручил проработать финансовое обеспечение, в том числе «имея в виду… стимулирование въездного туристического потока из целевых стран за счет компенсации части стоимости туристической путевки». Эту фразу тогда некоторые эксперты истолковали буквально, решив, что Дмитрий Анатольевич распорядился приплачивать иностранцам за визит в Россию. Разумеется, это не так.
Вот что сказано по поводу компенсаций в проекте. В срок до 30 апреля 2019 года должно быть подготовлено, согласовано и принято постановление правительства, в соответствии с которым туристические компании, обеспечившие максимальный приток туристов из целевых стран, получают «возмещение маркетинговых контрибуций». Сумма выплаты может составлять не более 30 % от подтвержденных расходов – до 30 млн руб. на рекламную кампанию в одной целевой стране. Правда, в тексте почему-то указано, что субсидии из бюджета на эти цели почему-то должен получить Минкульт. Скорее всего, это связано с тем, что текст готовился еще до переподчинения Ростуризма.
В паспорте федерального проекта приведены и другие меры по поддержке турпотока. Государство, например, должно выбрать 10 ключевых маршрутов, ориентированных на въездной туризм, адаптировать их к приему целевых групп иностранцев, создать «портфель брендов», провести промокампанию по продвижению за рубежом. Причем не только традиционными методами, но и «инновационными». Продвигать ключевые маршруты будут «через Интернет, онлайн-игры и тесты о России, участие в международных выставках, использование информационных интерактивных арт-объектов в местах скопления людей за рубежом (аэропорты, торговые центры) для популяризации путешествий в Россию и формирования предпочтений российского туристического продукта у иностранных потребителей».
В результате всех усилий объем российского экспорта услуг в категории «Поездки» (это один из целевых показателей нацпроекта. – Ред.) должен увеличиться с нынешних 8,95 млрд долларов США до 15,47 млрд в 2024 году. Для сравнения – сейчас в этой сфере лидируют США. В 2016 году наши главные западные партнеры продали туруслуг иностранцам почти на 206 млрд долларов США. А ныне дружественные турки – на 22,4 млрд долларов.
Скорее всего, это не окончательная версия документа. Но судя по степени детализации и тому, что его уже можно найти в открытом доступе в Интернете, в том числе и на сайтах ряда региональных администраций, согласование близится к завершению. В частности, 24 сентября инициативы Минэкономразвития обсудят на совещании с участием туроператоров. Мы будем следить за развитием событий, а пока предлагаем обсудить цели, задачи федерального проекта и попытаться спрогнозировать – что из перечисленного реально будет сделано.