«Леденящие душу приключения Сабрины» — сначала скучно, а потом страшно
Лайфхакер рассказывает, чем новый сериал отличается от знакомого ситкома, какие у него недостатки и почему его всё же стоит посмотреть.
Сначала ситком, а потом хоррор
Комиксы о юной ведьме Сабрине издавались с 1960-х годов, и их неоднократно переносили на экраны в виде мультипликации. Но всё-таки большинству зрителей героиня известна исключительно по милому ситкому конца 1990-х — начала 2000-х «Сабрина — маленькая ведьма».
Это простая и забавная история, где героиня живёт со своими тётушками и говорящим котом Сэйлемом. Каждый раз, когда Сабрина пытается использовать колдовство в корыстных целях, она попадает в неудобную ситуацию, а тётушки её спасают под саркастичные комментарии Сэйлема.
Индустрия сериалов переживает сейчас очередную волну всевозможных ремейков и продолжений. В последние годы перезапустили буквально всё: от «Утиных историй» до «Зачарованных». У популярного ситкома могли быть все шансы вернуться в виде точно такого же ремейка без нововведений, где кота вместо куклы сделали бы с помощью компьютерных эффектов, а в шутки добавили социального подтекста.
Но за дело взялся талантливый сценарист Роберто Агирре-Сакаса, запустивший несколько лет назад популярный сериал «Ривердейл» (в комиксах Сабрина и герои «Ривердейла» живут в соседних городах и регулярно встречаются). И он решил не пытаться повторить пройденное, а создать совершенно новый проект в другом жанре. В основу легла недавняя линейка комиксов «Леденящие душу приключения Сабрины», где семейную комедию сменили на хоррор.
Итак, в новой версии Сабрина всё так же живёт со своими тётушками после смерти родителей. Она знает, что принадлежит к клану ведьм, хоть её мать и была смертной. В день 16-летия Сабрина должна пройти обряд посвящения и расписаться в книге тьмы, посвятив себя служению злым силам. Но она слишком привязана к миру людей: встречается со смертным юношей Харви Кинклом и дружит с девочками из школы.
И в последний момент героиня решает отказаться от обряда, чем вызывает недовольство сил тьмы, у которых есть на неё свои тайные планы. Дальнейшее действие представляет собой попытки Сабрины решить, какой мир для неё важнее, в то время как всевозможные злодеи пытаются повлиять на её выбор.
Атмосфера сериала действительно совершенно непохожа на комедию. Правда, и хоррора в духе «Экзорциста» и «Ребёнка Розмари», обещанного создателями, тоже слишком мало. Новая «Сабрина», скорее, история взросления в мрачном антураже. И это становится как главным достоинством сериала, так и его основным недостатком.
Сначала красота, а потом логика
Первое, что привлекает, — изящество съёмок. Отлично передана атмосфера ужастика, но не совсем настоящего, а немного картинного, будто силы тьмы вырвались в реальный мир как раз на Хеллоуин. Красный плащ Сабрины часто становится ярким акцентом на тёмном фоне, а обряды и колдовство исполнены очень утончённо, хоть делай с каждого кадра скриншот и ставь на рабочий стол в качестве обоев.
При этом герои живут в необычной реальности: вроде действие происходит в наши дни (ноутбуки и смартфоны это доказывают), но здесь есть и старые машины, и дисковые телефоны, что добавляет ретростиля. Единственный минус: по краям кадра картинка часто словно размазана. Скорее всего, авторы хотели так нагнать побольше мистики, но создаётся ощущение, что они попытались спрятать недоработки в съёмках.
Большинство важных персонажей из мира тьмы фактурны. Исполнительница главной роли Кирнан Шипка очень напоминает юную Эмму Уотсон времён «Ордена Феникса», только у Сабрины есть ещё и чертовщинка в глазах и улыбке, что логично для будущей ведьмы.
Не отстают и многие второстепенные герои. Тётушки Хильда и Зельда выглядят полными противоположностями друг другу во всём: от поведения до манеры разговаривать. Мэри Уорделл в исполнении Мишель Гомес постоянно позирует и переигрывает, но становится украшением буквально любой сцены с её участием.
Неразлучная троица учениц академии незримых искусств выглядит воплощением то ли эротических фантазий многих мужчин, то ли их потаённых страхов. Перечислять можно долго, но проще сказать, что всё это действительно красиво, да ещё и приправлено отличными классическими песнями, где в текстах сплошь демоны да заклинания.
Но за красотой, увы, кроются дичайшие провалы логики. Авторы забывают объяснить мотивацию большинства героев и историю их взаимоотношений. Хильда и Зельда как-то живут вместе годами и воспитывают Сабрину, но ведут себя так, будто они рядом не больше пары месяцев: слишком уж у них непритёртое общение.
Первосвященник церкви тьмы Фаустус выглядит воплощением всех отрицательных качеств руководителя и вообще мужчины. А сама Сабрина вечно борется с несправедливостью, даже в те моменты, когда у неё к этому нет вообще никаких предпосылок. Просто ради того, чтобы в сюжете была необходимая социальность.
Сначала серьёзные темы, а потом экшен
Социальность может испортить впечатление от сериала (однако не нужно спешить его бросать). Темы поднимаются действительно серьёзные: подробно разобраны буллинг в школе, дедовщина в учебных заведениях, закостенелые принципы патриархата и многое другое. Но иногда кажется, что в некоторых моментах авторы отрабатывали обязательные темы. Иначе трудно объяснить, почему они вписаны в сюжет настолько грубо.
Из ниоткуда берутся сюжетные линии школьных подруг Сабрины, отца её парня Харви. Да и вообще вся «человеческая» часть картины — набор штампов о притеснениях. И если в плане телефонов и автомобилей несоответствие времени выглядит милым украшением, то порядки в школе кажутся бессмысленной копией проблем 50-летней давности: того и гляди детей начнут бить указкой. С учётом вымышленного города и магии это вполне допустимо, но всё подано слишком уж серьёзно и пафосно.
В мире колдовства дела обстоят не лучше: здесь веками главенствует патриархат. И только Сабрина впервые решает восстать против бездумного подчинения. Зачем? Ну просто потому, что она должна. И странным образом её война продолжается, даже когда личные вопросы героини вроде бы уже решены. Нужно ли говорить, что такая глобальность только вредит истории.
Авторы решили сконцентрировать всю серьёзность в первых четырёх сериях, что наверняка отпугнёт часть аудитории. Но дальше социальность будет постепенно отходить на второй план, уступая место магии, приключениям и неплохому хоррору.
Сериал раскрывается с пятого эпизода, почти полностью построенного на логике сна. Серия будто выступает рубежом между серьёзным миром людей и мрачной, но затягивающей историей о тёмных силах. И тут становится по-настоящему интересно.
Во-первых, начнут выстреливать «чеховские ружья» из первых серий: все факты, которые непонятно зачем были показаны, на самом деле играют свою роль и объясняют происходящее. Во-вторых, станет нарастать динамика, а каждая следующая тема окажется более неоднозначной. Тут уже всплывают и многочисленные интриги, в которых несложно запутаться, что логично, речь же идёт о самом Сатане — покровителе лжи и обмана.
Сначала люди, а потом кошки
Ближе к финалу наконец-то раскроются почти все персонажи. И здесь уже хватит места для восставших из мёртвых, духов смерти, ритуальных жертвоприношений и прочих ожидаемых тем. И поэтому «Леденящие душу приключения Сабрины» оставляют всё-таки приятное послевкусие: финал даёт отличный задел на будущее (второй сезон уже запущен в работу) и намекает, что и главная героиня, и само действие впоследствии изменятся.
Но всё же остаётся ощущение, что 10 часовых серий для такого проекта — слишком много. Пилотный эпизод словно искусственно растянули на 5 часов и только потом начали рассказывать что-то важное. Но терпение вознаграждается, и те, кто досмотрел до конца, точно будут ждать нового сезона.
Напоследок — то, ради чего многие и начали читать обзор этого сериала: кот Сэйлем не разговаривает, но, похоже, заговорит во втором сезоне. Надо же чем-то завлекать зрителя.
Читайте также36 сериалов для тех, кому не хватает мистики и чудес →14 сериалов, которые заставят вас по-настоящему испугаться →10 захватывающих сериалов о вампирах →