Анатомия медицинского факультета
В 2013 году профессор Элизабет Джонсон преподавала анатомию в Афинском национальном университете им. Каподистрии, когда ей позвонили из Европейского университета Кипра с вопросом, не согласится ли она стать преподавателем на недавно открывшемся медицинском факультете.
Её первой реакцией было: «Большое спасибо, но я очень занята». Однако академик на другом конце провода оказался настойчив: «Просто приезжайте – познакомиться и поговорить». Так она и сделала. По её же признанию, она была «совершенно потрясена условиями» и восхищена тем, что делали коллеги на факультете, но опять же: «У меня совсем нет времени». Она приехала в качестве приглашённого профессора на один семестр. И в итоге «вошла во вкус». Сегодня профессор Джонсон исполняет обязанности декана Факультета медицины.
Американка, вышедшая, по её словам, из академических традиций ясности и прозрачности, была в восхищении и от происходящего в университете, и от его открытости, постоянного стремления к совершенствованию и инвестирования в самые современные технологические решения.
«Мне понравилось, что я буду преподавать на английском, что группы были маленькие. Большое впечатление на меня произвели рабочая этика, менталитет, люди, планирование, потенциал… Всё это напоминало о той академической среде, которую я любила и уважала».
Больше всего её привлекла непростая задача по составлению обновлённой учебной программы, которой она явно гордится. «Мы сделали её интерактивной, последовательной и соответствующей клинической практике». Программа, утверждает она, – основа всего. Медицина меняется настолько быстро, что вузам надо постоянно адаптироваться к этим переменам, обновлять программы. Сейчас Джонсон полностью поглощена процессом создания нового плана, однако никакого беспокойства не показывает: она рассказывает о задаче с уверенностью человека, который принял вызов и точно знает, что ему нужно делать.
Джонсон была первой женщиной-профессором анатомии в Греции. Кроме Афинского университета, она преподавала в Университете Янины. С высокотехнической базой Европейского Университета Кипра тем вузам, конечно, не сравниться. Однако она настаивает, что, несмотря на разрушительный экономический кризис, греческие университеты, по крайней мере, в сфере медицинского образования, находятся на очень высоком уровне.
Через шесть лет после её знакомства с Европейским университетом Кипра она вполне освоилась на Кипре и обожает «всеобщие простоту, доброту и гостеприимность». Д-р Джонсон с нетерпением ждёт первого выпуска студентов медицинского факультета – это произойдёт всего через пару месяцев, в июне 2019 года. Этот первый поток, её «особенная группа» из 18 студентов, которых в ходе нашей беседы она часто называет «умнейшими ребятами», состоит в основном из киприотов и греков.
За время, прошедшее с того первого набора, Факультет медицины превратился в самый интернациональный образовательный центр на острове и, по выражению профессора Джонсон, в «путеводную звезду» региона. Теперь там учатся студенты из 37 стран, включая Германию, Австрию, Норвегию, Великобританию, США, Ирландию, Израиль и Россию. «Наши выпускники разъедутся по всему миру, – говорит д-р Джонсон, – и я хочу быть уверена в том, что мы хорошо их подготовили». Такой подход гармонирует с приверженностью Европейского университета Кипра идее, которая сейчас очень популярна в академических кругах, – обеспечить востребованность своих выпускников на рынке труда. Д-р Джонсон намерена убедиться, что после того, как её студенты покинут университетскую скамью, они добьются успеха и смогут заниматься медициной там, где захотят жить.
Запуск первого в стране курса по стоматологии стал важным дополнением для Факультета медицины Европейского университета Кипра, где сегодня предлагаются самые полные программы обучения в сферах медицины, стоматологии и медико-санитарных дисциплин, привлекающие из-за рубежа не только студентов, но и академиков. Некоторые из профессоров факультета, по выражению д-ра Джонсон, настоящие «научные светила», известные своей работой в ключевых организациях по всему миру. Их исследовательская деятельность привлекает международное внимание. Уровень этих учёных настолько высок, что она уже видит, как Факультет медицины и Кипр в целом становятся инициатором исследований в важнейших областях, центром клинической подготовки и специализации.
Джонсон, мать которой была гречанкой, а отец – американцем, изучала функциональную нейроанатомию в Корнеллском университете и функциональную нейроанатомию и психонейроэндокринологию в Мэрилендском университете. Она училась в докторантуре Национальных институтов здравоохранения США (молекулярная нейроэндокринология и химическая нейроанатомия) и занималась исследованиями стресс-опосредованных расстройств, дисфункций иммунной системы, воздействия стресса на старение, депрессии и социальных фобий. Сама д-р Джонсон описывает всё это предельно просто: «Я изучала мозг и стресс».
Сейчас стресс для неё – это подготовка её «ребят» к ординатуре, где они закрепят и усовершенствуют свои умения. Она уверена, что их ждёт большое будущее, потому что, говорит она, уже сейчас видно, насколько далеко они продвинулись по сравнению со студентами из других вузов. «Наши студенты несколько раз выезжали за рубеж для участия в разных тренингах и базовых подготовительных курсах. И было заметно: студенты из других стран сразу определяли, что уровень медицинских навыков наших ребят намного выше. Естественно, что те другие студенты начинают интересоваться возможностью обучаться в Европейском университете Кипра». Одна из причин этого – использование современных технологий. В лабораториях Европейского университета Кипра студенты в условиях, близким к реальным, получают непосредственный самостоятельный опыт, в то время как в других вузах отсутствие соответствующего современного оборудования ограничивает способность студентов к быстрому обучению.
Ей хотелось бы, чтобы её студенты пожили за границей, получили новый опыт до того, как возвращаться на родину. Она с уверенностью заявляет: «Посланник успеха нашего факультета [медицины] – это студент, а потому я хочу, чтобы наши студенты проходили ординатуру в самых лучших местах».
«Мы адаптировали программу таким образом, чтобы и обучать, и учиться по ней можно было эффективно… и чтобы сделать её интересной для иностранных студентов, которые после обучения здесь могли бы работать где угодно».
Её преданность студентам и забота о том, чтобы они реализовали себя в жизни, лежат в основе всего, что думает д-р Джонсон: «Понимаете, я в первую очередь преподаватель… Не профессор, а преподаватель».
Эти простые, хоть и не редкие слова тем более важны, что звучат под бешеный ритм работы Факультета медицины. И, по нашему мнению, слова д-р Джонсон должны служить путеводной звездой для всей сферы высшего образования.