Зачем «Гризли»? Просто сбили: ЗРК «Бук-М2» растерзал турецкие Bayraktar ТВ2
Война в Нагорном Карабахе показала не только эффективность дронов, но средств их поражения
Будем надеяться, что в Карабахе с приходом российских миротворцев больше не будут звучать выстрелы, противоборствующие стороны воткнут штыки в землю и вооруженный конфликт, длившийся с 27 сентября, наконец-то прекратится. И теперь, как и любая война, эти события будут «под лупой» изучаться аналитиками, военными экспертами и стратегами. Среди прочих выводов и анализов уже сейчас можно сказать, что в этом конфликте проявились очертания сценариев будущих войн, в которых на лидирующее место вышли такие средства поражения, как беспилотники. Но, как известно, каждому действию есть противодействие, в данном случае это средства ПВО, которые способны успешно бороться с боевыми дронами.
Вспомним первые дни и недели нынешнего карабахского конфликта — в небе полное господство БПЛА азербайджанской армии. Они ведут разведку, успешно уничтожают танки и другие военные объекты армии Армении. Они как рой ос кружат над всей линией обороны и в глубоком тылу карабахцев и постоянно жалят противника, заставляя отступать на стратегически важных участках. По сути, именно ударные беспилотники Азербайджана в большей степени помогли наземным войскам добиться успеха в наступательных действиях. И армянская армия поначалу не знала, да и не могла справиться с этой напастью.
В Армении как-то не придали особого значения тому факту, что Азербайджан за последние несколько лет активно приобретал за рубежом беспилотники разных типов, а за два месяца до начала конфликта особенно интенсивно. В азербайджанской армии появились многочисленные дроны израильского производства — Aerostar, Hermes, Heron, Harop, Orbiter 2M. Баку потратил на их приобретение потратил на их приобретение порядка 36 миллионов долларов. Однако «королями неба» в Карабахе стали ударные БПЛА турецкого производства Bayraktar ТВ2, с дальностью действия в 250 километров, способные нести две противотанковые ракеты или бомбовую нагрузку в 50 килограмм.
Это достаточно обычные беспилотники, правда, хорошо разрекламированные самими турками, но именно они своими неожиданными налётами наводили ужас на армянских солдат. Пока не появился «Бук-М2». Этот российский зенитный ракетный комплекс (по кодификации НАТО — SA-17 Grizzly «Гризли») и обрушил господство «Байрактаров» в небе. (Вспоминается анекдот, когда американские туристы на Кавказе спрашивают местных охотников, несущих медведя: «Гризли?». Те отвечают: «Зачем гризли, так убили».)
ЗРК «Бук-М2» конечно же не единственное средство ПВО Армении, в их составе имеются также ЗРС С-300 В, ЗРК «Тор-М2КМ», С-125 «Нева», комплексы «Круг», «Куб» и другие, том числе переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК) «Верба», «Игла», «Стрела-2». Однако именно российский «Гризли» «загрыз» наибольшее количество беспилотников, а их потери составляют порядка 50−60 штук. Секрет такого успеха кроется не только в самой ракете 9М38, используемой в этом комплексе, но и в средствах управления. К ним относятся командный пункт 9С470, станция обнаружения и целеуказания 9С18 «Купол», а также радиолокационная станция подсвета целей и наведения ракет 9С36. В совокупности этот комплекс средней дальности (до 100 километров) обладает уникальными возможностями противодействия воздушным целям разного класса — самолётам, вертолётам, крылатым ракетам, а теперь, как выяснилось, и БПЛА.
Почему же тогда Армения не применяла «Бук-М2» против надоедливых «Байрактаров» изначально? Известно, что некоторое количество таких комплексов у Еревана было ещё до начала конфликта. Этот комплекс, скорее всего, размещался изначально на самой территории Армении, а не Нагорного Карабаха и был переброшен туда уже в ходе ведения боевых действий. Опять же можно говорить об умении экипажа вести огонь по малогабаритным и низкосростным целям, ведь «Бук-М2» изначально «заточен» под более серьёзные воздушные объекты. Требовалось также изучить саму тактику применения БПЛА и методы противодействия, на что ушло значительное время. Поэтому и сообщения о сбиваемых «Гризли» Bayraktar ТВ2 появились лишь спустя месяц после начала боевых действий в Карабахе.
Есть и такой нюанс, что азербайджанские беспилотники армянскими военными изначально всерьёз не рассматривались — ПВО выискивала в небе Карабаха как минимум турецкие истребители F-16, штурмовики Су-25, ну, или, тихоходы Ан-2. Однако успешность применения ударных БПЛА и их эффективность, заставили пересмотреть эти установки и организовать «охоту» именно за дронами. Вероятно, что к подобному решению армянских военных подтолкнули российские коллеги с военной базы в Гюмри и авиабазы Эребуни, которые имеют надёжное прикрытие с воздуха средствами ПВО, в составе которых имеются в том числе и «Буки».
Здесь можно вспомнить и опыт противодействия беспилотникам российской группировкой в Сирии. Попытки атаковать авиабазу в Хмеймиме проводятся боевиками регулярно, однако все эти воздушные нападения успешно отбиваются. Как средствами огневого поражения, так и антибеспилотными средствами и системами РЭБ. Там в качестве «тяжелой артиллерии» используются ЗПРК ближнего действия «Панцирь-С1», ЗРК малой дальности «Оса-АКМ», С-125 «Печора-2М», ЗРС большой дальности С-200ВЭ «Вега», ну и ещё в весомый довесок С-400 «Триумф». В этом списке присутствует и ЗРК средней дальности «Бук-М2Э», который имеет опыт борьбы с беспилотниками, которым также могли поделиться с армянскими офицерами ПВО. В итоге БПЛА стали не так страшны, как тот чёрт, которого малюют.
— Эффективность применения беспилотников возможна лишь в том случае, если нет средств защиты самой наземной техники от атак с воздуха, — говорит эксперт, редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков. — Сам же беспилотник достаточно уязвим для средств ПВО из-за своей незначительной скорости и ограниченной маневренности. Другое дело, если БПЛА способен наносить удары с большей дистанции, как это делали турецкие «Байрактар». Здесь уже ПЗРК из-за ограниченной дальности в 3−5 километров становятся бесполезными. Необходимы комплексы аналогичные ЗРК «Бук-2М» с более широким радиусом действия. И как показала практика боевых действий в Карабахе с их применением, это на сегодняшний день наиболее эффективное оружие против ударных беспилотников. К тому же и экономичное — ракета комплекса «Бук» стоит гораздо меньше чем тот же Bayraktar ТВ2. Здесь экономить не стоит. А ещё, конечно же, всегда следует учиться, в том числе и на чужом опыте, надеюсь что наши военные стратеги сделают определенные выводы по противодействию дронам силами ПВО.
В российской армии на вооружении стоят 4 зенитные ракетные бригады оснащенные ЗРК «Бук-М2» — две в Центральном и по одной в Западном и Южном военных округах. Известно, что с 2016 года в России развернуты ещё 4 зенитные ракетные бригады, которые вооружены модернизированными комплексами «Бук-М3». Эти новые ЗРК рассматривается в качестве основного средства перехвата крылатых ракет, летящих на сверхмалой высоте. Модернизированный комплекс получил новое цифровой вычислительный комплекс, высокоскоростные системы обмена данными и телетепловизионную систему взамен телеоптических визиров.
Дивизион таких «Буков» может сопровождать и обстреливать до 36 целей, а новейшая ракета 9Р31М уничтожает все существующие на текущий момент летающие объекты, включая высокоманевренные, в условиях сильного радиоэлектронного противодействия. За счет вертикального старта комплекс стал всеракурсным, а его ракеты, помимо воздушных, могут поражать цели на воде и суше. В общем, это всё тот же «Гризли», только более совершенный в ударной силе.