Павел Дуров

Театр ДуроваТеатр Дурова

Павел Дуров

Павел Дуров, одетый полностью в чёрное, всё ещё не имеет дома, он говорит, что его основное место пребывания — «везде, хотя я комфортно чувствую себя в Сан-Франциско, Лондоне, Берлине. Я не хочу быть привязанным к одному городу или стране». Он не видит смысла в возвращении на родину.

Во время прогулки по Hampstad Heath, Павел сказал: «Правила игры в России довольно мутные» — в его случае это означает его неуверенность в его личной безопасности. «Я ничего не боюсь», продолжает он. «Мне не страшно умереть, если придётся. Один древнегреческий философ говорил: смерть — не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем (это цитата др.греч. философа по имени Эпикур – прим.переводчика). В моём прошлом, когда я в России мог попасть в неприятности – я не боялся тогда, мне не страшно и сейчас. Страх парализует тебя и не даёт двигаться вперёд».

А разве он не покинул Россию в апреле 2014, потому что ему там угрожали?
«Вы можете назвать это решением в интересах бизнеса», рассказывает он с улыбкой. «Telegram – единственный проект, с которым я был связан, и то, что этот проект мирового значения, навело меня на прекрасную мысль — управлять им за пределами России». У Дурова всё ещё есть могущественные враги. «Некоторые люди посоветовали мне уехать за границу», говорит Павел. «Я мог бы остаться, пойти на компромисс, возможно, попробовать вернуть контроль над компанией, но это не то что я хотел. Компромиссы ведут в никуда. Невозможно быть счастливым, занимаясь тем, во что не веришь»

Он был обычным программистом, случайно попавший в политику. «Конечно же, у меня есть политические взгляды – я верю в свободно-рыночную экономику; также я верю, что прогресс невозможен, если нет конкуренции и уважения к правам человека, поскольку люди будут сомневаться в их свободе и безопасности. Я хотел создать что-то значимое, а также быть честным с пользователями. Мой выбор: действовать, так как считаешь правильным. Не имея твёрдых принципов — нет смысла двигаться вперёд. Деньги также не являются решающим фактором развития, помогут только собственные идеи, в которые ты веришь».

Работая над Telegram, Павел Дуров обновил смысл своей миссии. «Мы стараемся создать новый тип технологической компании, не зацикленной на приумножение своих доходов, но вместо этого имеющей значение для общества», — сказал он. «Мы поднимаем планку человеческого общения». Именно поэтому он отклоняет постоянно поступающие ему предложения о финансировании от венчурных фондов, потому что для него «важно оставаться независимым, чтобы выполнять свою задачу». Свой проект Павел поддержал собственными ресурсами: в январе 2014 Дуров объявил о продаже 12% ВКонтакте, как раз тогда стоимость социальной сети оценивалась в $3- $4млрд.

У Telegram есть широкое назначение. «Безопасный обмен сообщениями должен быть бесплатным. Отображение рекламы во время личной переписки — неуместно и даже аморально». Другие мессенджеры на рынке, говорит Дуров, не равны по уровню. «Мы стремимся установить высший стандарт технологий общения, поднять уровень коммуникаций в плане скорости, безопасности и функционального разнообразия».

03:07
586