Модернизм в живописи

Современная живописьСовременная живопись

Модернизм в живописи

Искусство XIX века характеризуется эклектичностью. Однако в конце столетия в Европе появилось мощное желание избавиться от смешения стилей в живописи, архитектуре, скульптуре. Этим обусловлено появление модернизма, ставящего своей целью отказаться от ранее наработанных приемов и форм.

Черты стиля

Для этого направления характерны плавность линий и форм. При этом полотна выглядят достаточно плоскими в отношении перспективы, игры светотени. Предметный ряд отображается вытянутыми фигурами, растущими в высоту. Художники используют четкие контуры и линейные композиции.

Несмотря на то, что картины модернистов выглядят плоскими, схожими с настенными аппликациями, они характеризуются глубиной. Этот эффект достигался благодаря идейному содержанию. Поэтому одной из присущих черт направления считается символизм.

Отечественные и зарубежные художники активно размышляли на темы греха, любви, добра и зла, используя при этом аллегории, гротеск, экспрессию и абстракцию. На этапе раннего модернизма на полотнах появляются разнообразные орнаменты, растительные мотивы. Также часто на полотнах присутствуют мистические существа, образ женщины.

Цель модернизма — свобода авторского выражения. Художники писали свои полотна, полностью отказавшись от наработанных академических приемов. Оригинальные произведения создавались под призмой авторского видения изображаемого. В дальнейшем выделились его направления, в основе каждого из которых лежит оригинальная философская идея и мысль.

Примитивизм

Художники-примитивисты намеренно стремились к упрощению при передаче образов. Во многом стиль становится близок к первичным этапам развития живописи, что сделало популярным направление среди мастеров-самоучек. Однако упрощенное изображение не свидетельствует о низком идейном содержании картин.

Авторы стремились обрести «чистый» взгляд на мир. Он присущ сознанию человека, не испорченного благами цивилизации. Поэтому холсты представителей наивного искусства звучат жизнеутверждающе и разнопланово.

Н. Пиросманишвили «Красавица»

Авангардизм

Направление откровенно эпатировало людей небанальной подачей, использованием специфических приемов, четких форм и контуров. Для полотен авангардистов характерен эксперимент, пафос творчества и полный отказ от классических канонов. Художники стремились к созданию новой реальности, сочетая при этом рациональные и иррациональные начала.

Экспрессионизм

Выражение собственных эмоций, актуализация стиля — именно это стало главной движущей силой направления. Экспрессионисты писали крупными мазками, капали на холсты краской, не останавливаясь на детальной проработке. Художники часто переживали глубокие и сильные переживания: боль, страх, разочарование.

Э. Мунк «Крик»

Фовизм

Данный жанр объединил приемы постимпрессионистов и цветной гравюры Японии. Некоторые искусствоведы отмечают в нем присутствие живописи Средневековья.

Главное «орудие» фовистов — цвет. Именно он использовался для передачи настроения и полной гаммы эмоций творца. Активно использовалась яркая гамма, оттеняемая пастельными натуральными тонами. Такое сочетание добавляло полотнам выразительности и эмоциональной напряженности.

Футуризм

Это движение произвело революцию в искусстве, культуре и, в частности, живописи. Художники переосмысляли действительность, уделяя большое внимание форме, а не содержанию. И если других представителей модернизма будущее и развитие цивилизации пугало, то футуристы принимали его с экзальтированным оптимизмом.

Основными приемами, использующимися художниками, стали энергия, движение и скорость. Футуристы оперировали довольно простыми приемами, беря за основу динамичные композиции. Фигуры в них преподнесены фрагментарно, пересекаясь острыми линиями и углами. Экспрессия полотен выражалась с помощью спиралей, скошенных конусов, зигзагов.

Кубизм

Родоначальником мирового направления считается Пабло Пикассо. Именно с его картины «Авиньонские девицы». На этом полотне отсутствует перспектива, а женщины прорисованы контурно. Именно это было взято за основу художниками, решившими отказаться от приемов академической школы.

Футуристы стремились к проработке четких геометрических линий и фигур. Экспериментируя с композицией, художники представляли работы, позволяющие оценить сюжет как бы с другой стороны от смотрящего.

П. Сезанн «Пьеро и Арлекин»

Если и вы хотите ознакомиться с современной живописью модернизма, приглашаем вас в галерею Art Icon. Здесь вы найдете картины как начинающих русских художников, так и признанных творцов.

15:28
418