Посттравматический синдром в живописи
В английском языке есть такое выражение «Thousand-yard stare» — «взгляд на тысячу ярдов». Его используют для описания такого расфокусированного взгляда человека в шоке, не от мира сего, который как будто смотрит не на тебя, а на что-то, находящееся далеко-далеко.
Сначала оно относилось только к солдатам, чей взгляд стал отрешенным от психологической травмы во время боя, со временем так стали говорить про выражение лиц и других жертв ПТСР.
Выражение появилось после публикации в 1945 году в журнале «Life» репродукции картины американского художника, военного корреспондента Томаса Ли.
Thomas C. Lea III. «Marines Call It That 2,000 Yard Stare». 1944, oil on canvas, 36″ x 28″ U.S. Army Center for Military History, Washington, D.C.
Картина, чье полное название звучит как «Морпехи зовут это взгляд на 2 тысячи ярдов», является портретом безымянного солдата, которого художник увидел во время битвы за Пелелиу осенью 1944 года (на Тихом океане, между американцами и японцами).
Об этом человеке художник говорил: «Он покинул Штаты 31 месяц назад. Он был ранен в своей первой кампании. Он страдал от тропических болезней. Ночью он спит в полглаза, а днем весь день выбивает япошек из их дыр. Две трети его отряда были убиты или ранены. Он снова пойдет в атаку этим утром. Сколько может выдержать человек?»
Еще художник Томас Ли (который сам по себе любопытный очень человек) говорил: «Я видел людей с таким выражением лица. Оно было у меня самого. Ощущается скованность, и мышцы не слушаются, когда вы пытаетесь улыбнуться, или проявить эмоцию, или заговорить».
Этот же взгляд человека в ступоре заметен на других документальных произведениях о войне.
К 1944 году относится знаменитый снимок, сделанный анонимным военным фотографом (предполагается, что автором был Ray Platnick). Фото сопровождалось надписью «Назад к штурмовому транспорту береговой охраны. Этот морской пехотинец прибывает после двух дней и ночей ада на пляже Эниветок на Маршалловых островах. Его лицо покрыто грязью коралловой пыли, и свет битвы остается в его глазах».
Изображен рядовой Теодор Джеймс Миллер из Миннесоты, который возвращается для атаки на транспортный корабль USS Arthur Middleton (APA-25) в 14:00 после двухдневных боев на Энгеби, первом атолле Эниветок. Миллер погиб в перестрелке на атолле Эбон через месяц.
Потом была у американцев другая война, и там тоже были такие снимки.
Фоторепортёр Фрэнк Джонстон 15 мая 1967 года попал шквальный огонь, после которого сфотографировал находящегося рядом солдата.
Кадр, чье описание гласило «Истощенный морской пехотинец находит убежище в церкви в Ан-Хоа во время мощного минометного обстрела северными вьетнамцами», стал знаменитым.
Потом еще одна война.
В 2004 году Луис Синко (Luis Sinco) для Los Angeles Times сделал фото, которое получило прозвище «Морпех Мальборо».
На фото Джеймс Блейк Миллер (род. 10 июля 1984 года) — ветеран Корпуса морской пехоты США в войне в Ираке, участвовавший во Второй битве при Фаллудже в ноябре 2004 года.
Объясняя фотографию, Синко сказал, что «его лицо привлекло мое внимание. На нем читалось, что он испуган, измотан и рад, что просто жив. Я узнал этот взгляд, потому что я чувствовал себя так же». После того, как фото было растиражированно прессой, Миллеру стали со всех Штатов слать посылки, в том числе с сигаретами. Из Белого дома тоже прислали. Еще ему предложили досрочно демобилизоваться, потому что все США за него волнуются. Он отказался.
Миллер выжил, в 2005 году его отправили домой по медицинским показаниям. Страдал пост синдромом. Фотограф десять лет спустя нашел ему и помог с психологической помощью.
У женщин тоже бывает такой взгляд, причем не обязательно, чтобы для этого рядом взгрывались бомбы. Если вы опознаёте такой взгляд у женщин, то знаете почему.
Стив Маккари. «Афганская девушка», 1984.
Источники: Русская Википедия, английская, Журнал Смитсониан, Вашингтон пост.
Википедия про иранского ветерана., психологический журнал.
Cpt Fenton.
Очень сильный пост.