История Рафаэля и Форнарины
Мировая живопись
Предполагают, что Рафаэль встретил Форнарину в 1514 году, когда работал в Риме по заказу банкира Агостино Киджи над оформлением главной галереи его виллы Фарнезина. Для фрески «Амур и Психея» Рафаэль искал модель и на берегу Тибра увидел 17-летнюю дочь пекаря Маргариту Лути. Художник предложил девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию. Так начался их роман, он продолжался шесть лет, до самой смерти мастера. Как говорят, Рафаэль выкупил дочь у отца за 3 тыс. золотых и снял для неё виллу. Рафаэль написал с Форнарины свои лучшие картины: Сикстинская Мадонна, Мадонна да Фолиньо, Дама с вуалью, Фригийская Сивилла, Психея, Мадонна делла Седья, Магдалена в экстазе. После безвременной кончины великого художника, Маргарита, как гласят документы, ушла в монастырь в 1520 году. Но у этой истории есть и другая версия.
В последние годы жизни Рафаэль написал портрет женщины. Она явно играла важную роль в жизни мастера. На предплечье – браслет с надписью “Рафаэль Урбинский”. Как будто окольцованная птица. Не остаётся сомнений, кому она принадлежит душой и телом.
Как оказалось, любовной связью ее отношения с Рафаэлем не ограничивались. Во время чистки картины в 1999 году было обнаружено закрашенное кольцо. На безымянном пальце левой руки. Очевидно, оно обручальное. К тому же в волосах женщины – украшение с большой жемчужиной. Такие броши могли носить только замужние женщины.
Рафаэль был женат на этой женщине? Тогда почему об этом браке не упоминает ни Рафаэль, ни его современники? Кто и зачем закрасил кольцо?
Вазари, современник Рафаэля, пишет, что однажды Рафаэль создал портрет женщины невиданной красоты. И что это была женщина, которую Рафаэль любил до конца своих дней. Речь идёт о “Донне Велате”. В волосах девушки то же украшение, что и на первом портрете. Только написано оно было на 2-3 года раньше. Донна Велата с итальянского переводится, как “женщина с покрывалом”. Такие накидки надевали замужние римлянки. Так что, если на обоих портретах одна и та же женщина, то тайное венчание состоялось до написания “Донны Велаты” в 1516 году.
Правда женщины не очень похожи. Возможно, это связано с тем, что Рафаэль не успел дописать лицо на портрете обнаженной супруги. После его внезапной смерти его закончил ученик и друг Рафаэля – Джулио Пиппи (Романо). После чего он и продал портрет. Предварительно закрасив кольцо. Зачем же он это сделал?
Ответ мы можем также найти в биографии Рафаэля, написанной Вазари. Он пишет, что могущественный кардинал Биббиена предложил Рафаэлю жениться на своей племяннице Марии.
Рафаэль не мог отказать такому человеку. Однако сумел отложить помолвку. Он сказал кардиналу, что не против такого союза, но хотел бы 3-4 года подождать. Возможно, он надеялся, что за это время ситуация разрешиться сама собой.
Но кардинал вернулся к этому вопросу через отведённый срок. Рафаэлю ничего не оставалось, как объявить себя официальным женихом Марии Биббиена. Однако день свадьбы постоянно откладывал. Девушка так и не дождалась замужества. Она умерла ещё до кончины Рафаэля.
Когда Рафаэль умер, его ученикам было поручено доделать все заказы. В том числе была не закончена роспись нескольких залов в Ватикане. Если бы о тайном браке стало известно кардиналу, разразился бы скандал. Репутация Рафаэля была бы подорвана. Его ученики лишились бы всех заказов Ватикана.
Джулио Романо не мог этого допустить. Он сделал все, чтобы о браке его друга никто не узнал. Закрасил кольцо. Продал картину якобы безымянной девушки-модели.
Вазари пишет, что Рафаэль, понимая, что умирает, выслал возлюбленную из своего дома и распорядился обеспечить ей безбедную жизнь.
Однако в конце 19 века историк Антонио Валери обнаружил в библиотеке список монахинь одного из римских монастырей для падших женщин. В нем значилась монахиня, которая при поступлении в августе 1520 года (через 4 месяца после смерти Рафаэля) себя обозначила как “Маргарита Лути, вдова Рафаэля”. Так стало известно настоящее имя девушки с портрета. И ещё один факт, указывающий на то, что Рафаэль был женат на ней.
Павел Муратов, знаток итальянского искусства, уверен, что её сослали в монастырь насильно. Хотя Рафаэль её полностью обеспечил, после его смерти она уже была беззащитна. Никому не нужно было, чтобы она обнародовала свои отношения с Рафаэлем. Ведь он был похоронен, как жених племянницы кардинала.
Портрет называется “Форнарина”. Именно так и принято называть возлюбленную Рафаэля. Однако он сам никогда её так не называл. Это имя было придумано в 18 веке. На итальянском языке в то время это было вульгарное, грубое обозначение любовницы. Однако позже родилась легенда, что она была дочерью пекаря (корень слова “Форнарина” означает “пекарь” на итальянском языке).
В 18-19 веках было придумано немало легенд о Форнарине и Рафаэле. С лёгкой руки итальянского писателя Конолли (“Жизнь Рафаэля”, 1790 г.) эти выдумки стали приниматься за реальные истории из жизни мастера. Хотя в середине 19 века было доказано, что многие из них недостоверны. Самое печальное, что до сих пор эти факты выдаются за чистую монету на большинстве интернет-ресурсов.
Якобы Форнарина была развратной куртизанкой. Именно она погубила Рафаэля, буквально истощив его своей сексуальной ненасытностью. Создавая эту легенду, Конолли опирался на слова Вазари. Тот пишет, что Рафаэль был любвеобилен и однажды слишком много сил отдал любовным утехам. В результате ослаб и заболел. Но вероятнее всего, Рафаэль ослаб от тяжкого и непосильного труда. Он был перегружен работой. Каждый богатый человек Италии стремился заказать ему Мадонну или свой портрет. Ватикан заказал роспись нескольких залов. К тому же его назначили главным архитектором Собора святого Петра. Также он отвечал за все раскопки Рима. Кроме того, необходимость вести светскую жизнь: ужины, сборы гуманистов.
В письме к своему другу Кастильоне Рафаэль пишет о том, что Папа Римский назначил его ответственным за собор святого Петра. Рассуждает о непосильности этой ноши. Он задается вопросом, вынесут ли его плечи такую тяжесть? Не сгорит ли он, как Икар? К сожалению, сгорел. Сильно измотанный работой, однажды он почувствовал недомогание. Врачебная ошибка довершила дело. Ему пустили кровь, окончательно ослабив организм мастера. Его не стало в день его рождения, 6 апреля 1520 года.
Ученики Рафаэля чтили память о красоте его возлюбленной, они снова и снова обращались к ее чертам в поисках идеала женской красоты. Маргариту можно узнать на многих картинах 16 века, в частности в работах Джулио Романо. Она стала символом и идеалом красоты эпохи Возрождения. Друг Рафаэля Лоренцо Лотти воздвиг над его могилой скульптуру Девы Марии с лицом Маргариты.
Французский художник 19 века Жан-Огюст-Доминик Энгр был необычайно вдохновлён легендами о Рафаэле и Форнарине. Он написал несколько полотен на тему этой любви.