Как появился инстаграм о 13-летней жертве Холокоста
Пикча
70 коротких эпизодов, профессионально снятых на основе дневников — это новый способ сохранить общественную память о трагедии.
«Нацисты нас завоевали»
В Инстаграме «оживили» историю 13-летней венгерской еврейки Евы Хейман, которая погибла в концентрационном лагере Освенцим в 1944 году. Авторы представили, как бы выглядела жизнь девочки, если бы она владела смартфоном и снимала на видео то, что происходит вокруг.
За основу сюжета для eva.stories взяли реальные записи из дневника Хейман, найденные её мамой после Второй мировой войны. Это частная инициатива: главным спонсором проекта стал израильский бизнесмен Мати Кохави с дочерью Майей. Аккаунт запустили ко второму мая — дню национального траура в Израиле, посвящённого евреям, убитым национал-социалистами и их пособниками.
Кто такая Ева Хейман
Ева родилась в семье среднего достатка в городке Орадя: там жили 100 тысяч человек, пятая часть которых имела еврейские корни. После развода родителей девочка осталась с бабушкой и дедушкой. Первая запись в дневнике Евы датируется 13 февраля 1944 года — днём её рождения.
Хейман стала одной из 430 тысяч жителей Венгрии, отправленных в концлагеря с 15 мая по 9 июля 1944 года. Всего из шести миллионов убитых во время войны евреев около 570 тысяч были венграми. «Всё произошло как в фильме», — написала она, когда полиция пришла в её дом.
Дневник Евы заканчивается 30 мая 1944 года — за три дня до депортации её и её семьи в Освенцим. По прибытии в концлагерь девочку разделили с её родственниками, с которыми она даже не попрощалась. Ева умерла в газовой камере 17 октября того же года. Судя по дневникам, она мечтала стать новостным фотографом: как надеются авторы, они в каком-то роде воплотили её желание.
О чём рассказывает инстаграм 13-летней девочки, убитой во время войны
«Истории Евы» — это 70 коротких эпизодов, главную героиню в которых играет британская актриса Миа Куини. Фильм полностью англоязычный, но снабжён субтитрами на иврите. «Серии» охватывают период с 13 февраля по начало июня.
В трейлере Ева приглашает подписываться как обычный блогер: она хочет делиться «случайными мыслями и влюблённостями» и напоминает о хэштеге про лучших друзей. История начинается с безобидного похода за мороженым в день рождения и наблюдения Евы за тем, как солдаты забирают её кузину-сверстницу в Польшу. В кинотеатрах девочка постоянно видит агитационные фильмы про Адольфа Гитлера, а дома не может заснуть из-за мыслей о депортированной родственнице.
«Впервые за всё время война пришла ко мне домой», «Почему столько людей следует за таким злым мужчиной?»
Ева ведёт себя как обычный подросток, например, гуляет с подругами по городу или испытывает чувства к мальчику в школе. Первым столкновением девочки с пособниками нацистов становится их визит на работу к дедушке — те отнимают его аптеку в пользу государства.
Переломный для Евы момент случается, когда директор школы без объяснения причин отменяет занятия, а учительница просит «идти домой и только домой». Девочка с одноклассниками выходит на улицу и видит марширующие нацистские войска. После возвращения домой Ева даёт подписчикам слово документировать всё, что происходит с её семьёй, даже если она «устала или хочет играть».
Ева в деталях показывает, каково это жить с жёлтой звездой на груди, насколько сложно ожидать поездки в гетто и почему невозможно приспособиться к тяжелейшим условиям жизни в закрытом пространстве. «Тишина может быть громче любого другого звука. Раньше я этого не знала», — рассказывает она подписчикам. Инстаграм-истории Евы заканчиваются чуть позже, чем оригинальный дневник — на первых числах июня и посадке в грузовой поезд до концлагеря.
Как «истории Евы» появились
«Память о Холокосте за пределами Израиля стирается. И мы захотели сделать что-то разрывное. Нашли дневник Евы и подумали: а что, если бы вместо ручки и бумаги у неё был смартфон», — вспомнил Кохави в разговоре с The New York Times.
«Истории Евы» — это три недели съёмок на Украине (преимущественно во Львове) и 400 вовлечённых в производство людей. Процессом руководила местная команда.
Авторы достали аутентичные грузовики, танки и мотоциклы, а также специальную камеру, которую актриса могла держать как смартфон.
Бизнесмен с дочерью перечитал около 30 дневников, написанных подростками во время войны, пока не наткнулся на записи Евы. Именно в истории Хейман они увидели «что-то очень современное и понятное» человеку сегодня. В итоге Мати и Майя стали не только генеральными продюсерами, но и режиссёрами и сценаристами проекта.
Перед появлением «Историй Евы» создатели провели широкую кампанию как на улицах (например, через билборды), так и в соцсетях. Более того, проект лично поддержал премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, о нём рассказал инстаграм-аккаунт Белого дома. О новом профиле написали многие знаменитости, в том числе актриса Галь Гадот («Чудо-женщина») и стендап-комик Сара Сильверман.
Как результат — ещё до запуска профиль набрал более 200 тысяч подписчиков. К моменту написания заметки, то есть через четверо суток после запуска, число подписчиков превысило 1,1 миллиона.
Билборд с рекламой инстаграм-аккаунта «Истории Евы» Фото DPA
По словам Кохави, он вложил в некоммерческий проект «меньше чем пять миллионов долларов» и специально не просил помощи ни у государства, ни у каких-либо учреждений.
Почему критикуют «истории Евы» и что на это отвечают создатели
Дискуссии в комментариях под публикациями в аккаунте Евы не прекращаются с момента его запуска. Главная претензия критиков связана с тем, что авторы подают ужасы Холокоста недостаточно серьёзно и якобы неуместно используют хэштеги, стикеры и эмодзи. NY Times нашла обвинения в «оскорблении интеллекта современных молодых людей».
Часть комментаторов задалась вопросами о правдоподобности, например, тем, как Ева заряжала смартфон, если делала записи в дневнике ночами в лишённом электричества гетто. «Значение Холокоста снизили до бумеранга в Инстаграме», — приводит Washington Post слова одного из пользователей соцсети.
«Мы говорим о проявлении дурного тона. От „Историй Евы“ до съёмки селфи у ворот Освенцима — короткий путь», — написал преподаватель гражданского права Юваль Мендельсон в колонке для издания Haaretz.
По словам Майи Кохави, она ожидала подобной критической реакции. Однако они с отцом настаивают, что выбрали подходящий способ показать актуальность проблемы на фоне растущего антисемитизма или предрассудков в отношении евреев в разных частях мира. «Если мы хотим передать память о Холокосте молодому поколению, то мы должны донести её до того места, где подростки находятся. А они — в Инстаграме», — заключил Мати Кохави.