Метод гарпунной пушки: как мошенники ловят биткоин-китов
КРИПТА
Биткоин-китами принято считать людей, у которых на кошельках хранятся тысячи монет. Как оказалось, таких совсем немного. В стартапе Chainalysis «просканировали» всю сеть первой криптовалюты и обнаружили, что только 1600 адресов содержат более 1000 BTC. Вероятно, несколько из них принадлежат Сатоши Накамото, о котором знают все, но которого не знает никто, а ряд других — крупным #биткоин-бизнесам.
Тем не менее многие люди, купившие биткоин в 2010-2011 годах шутки ради или в ходе экспериментов с нишевыми разработками, приверженцы радикальных анархистских идей и поклонники криптографии, уже к 2017 году сказочно разбогатели. Эйфория 2017 года сделала многих из них мультимиллионерами и даже миллиардерами. Некоторых мы знаем из списка Forbes, но часть таких людей находится в тени. К ним также применимо понятие биткоин-китов.
Не все они являются активными участниками сообщества, не все они владеют успешными биткоин-бизнесами. Некоторые из них просто вывели часть средств на классическое предпринимательство, предметы роскоши, путешествия и другие вещи, которые можно купить за деньги. Их состояния разбросаны по десяткам разных кошельков, связи между которыми может даже и не быть.
Однако, когда вы обмениваете 10-15 BTC, то безопасность и легальность с точки зрения закона — это ваши проблемы, а когда вам необходимо обменять 1000-5000 BTC, то это уже проблемы контролирующих органов. Настоящие преступники — наркобароны или террористы имеют свои налаженные каналы финансирования и отмывания денег, а у законников есть свои методы уничтожения таких каналов.
Но что делать, если вы хороший парень, но вам необходимо вывести огромную сумму денег. Допустим, 5000 #BTC. Даже учитывая медвежий беспредел на рынке, это приблизительно $32 млн по курсу $6500. Сколько нужно спортивных сумок для такого количества наличности? Можно ли оформить все в офшорных зонах? Такие вопросы возникают в голове продавца. А главный — где найти покупателя?
В 2015 году изощренные мошенники позаботились о том, чтобы ответом на главный вопрос стала очередная схема. Назовем ее условно гарпунной пушкой, ведь на этот раз злоумышленники нацелились на китов-одиночек, а не организации вроде бирж или электронных кошельков.
Вначале мошенники забрасывают сети в нужные информационные потоки, которыми пользуются участники сообщества. История, которую они рассказывают, всегда имеет идентичные контуры и расходится только в несущественных деталях.
У некоего человека «с большим опытом в заключении международных криптовалютных сделок» появляется «крупный покупатель», который готов купить 10 000 — 20 000 BTC по цене -3/-4% от цены Bitfinex. И задача «опытного посредника» разыскать продавца или же продавцов. Затем им будет предложено встретиться в таких городах как Милан или Цюрих для осуществления необходимых переводов тет-а-тет. Кроме того, для масштабирования этой схемы посредники привлекают других посредников, обещая последним комиссионные, что придает схеме пирамидальный характер.
«Монако, Милан, Вена, Лугано, Цюрих и иногда Франкфурт — эти города в схеме всплывают чаще всего», — рассказал CEO Kuna Exchange Михаил Чобанян.
Можно подумать, что большинство биткоин-китов люди неглупые и почуют неладное, однако мошенники бывают крайне убедительными, акцентируя внимание на деталях и нюансах, демонстрируя мнимый профессионализм. Да и что может случиться с человеком в чудесной Швейцарии, стране банковской тайны, роскоши и безопасности? Именно названия городов создают так называемый luxury-эффект, дабы история о крупном покупателе казалась правдоподобнее.
«Схема довольно простая. Человек приезжает, ему там что-то рассказывают, а потом в один прекрасный момент на сцене появляется оружие и продавцу дают очень простой выбор: либо перевод, либо сами понимаете», — подчеркнул Чобанян.
Он добавил, что более искусные мошенники могут устроить подмену чемоданов с наличными или любой другой виртуозный трюк для того, чтобы убедить продавца в том, что он получил деньги, не получив на самом деле ничего.
Бывают и продуманные облавы европейских правоохранительных органов, которые очень серьезно относятся к вопросу отмывания денег и нарушению налогового законодательства. Даже в Швейцарии, где банковская тайна сродни библейской заповеди, передача чемодана или спортивных сумок с огромной кучей наличности вызовет подозрения.
Так, большинство китов не попадают в ловушки, однако такого рода мошенникам достаточно ловить по одному раз в полгода. Как только человек соглашается на личную встречу, можно считать, что гарпун попал в цель. Самое меньшее, чего можно лишиться в ходе таких передряг — это деньги. Вполне возможно угодить в тюрьму или даже потерять жизнь.
Всем участникам сообщества стоит помнить, что биткоин-индустрия привлекла внимание не только хакеров, талантливых взломщиков цифровых систем, но и старых добрых воров из сферы классического криминала. Они могут придумать десятки методов выявления и ограбления китов, но последние должны всегда быть на шаг впереди, и уж тем более не вестись на столь бестолковые схемы.