Донбасс (реж. Сергей Лозница, 2018)

Донбасс (реж. Сергей Лозница, 2018)
Украинская трагедия постепенно застывает в искусстве. Лозница снял «Донбасс» – смелую попытку художественно осмыслить эту странную войну. Конечно, без документальной оснастки тут не обошлось: многое в фильме пришло из роликов и сюжетов. «Донбассу» Лозницы еще очень долго не избежать анализа, проникнутого политической оценкой. Любой смотрящий вынужден нет-нет да как-то ответить на вопрос Бати: ты за фашистов или за наших? Естественно, адекватный зритель ищет третье, но на территории Донбасса Лозницы третьего не дано.

Вал претензий само собой в первую очередь гнездится исключительно в политическом: тут будет и русофобия, и очернение действительности, и – куда ж без этого – обвинение в нацистского свойства антропологии. Этическое и эстетическое в любом случае оказывается в тени политического. Так устроено искусство актуальное и максимально злободневное, идущее к обобщениям от предельно конкретного и подробного образа действительности. Не избавиться при взгляде на проблему такого разряда от обязательных именно политических оценок, которые вольно или невольно задвигают в сторону само искусство, которое как бы должно воспарить над идеологией.
Но ничего не поделаешь – созданное на материале, сотканном из социального – оно по своей природе таково, что мы вынуждены говорить в категориях именно политических, скатываться в них, оговариваться о них. Любая операторская находка, любой монтажный стык в конечном счете оказывается подсвечен политическим: крупный план физиономии товарища-ополченца – уже приговор. Его имя-погоняло – тоже приговор, лексическая пуля. Его реплики – разоблачение.





Эстетически все это кружение жутких лиц изящно и порой безупречно, политически – это в лоб, но любая сознательно избранная автором позиция вообще-то подразумевает право на этот контрольный выстрел, на план-приговор. Лозница оговаривается, что не исследует явление во всем его многообразии и сложности, что он не претендует на позицию господа бога, способного видеть все сверху и сверхобъективно. Лозница исследует одно измерение донбасского конфликта, одну сторону. Это честно: усложни картину – и режиссера уже не вытерпит тяжести взятого вопроса, начнется общечеловечески-этическое про античеловеческую суть войны. Но такой общий план – общее место.
Естественно, что о таком вопросе сложно говорить, лавируя между вариантами ответа на прямой вопрос: ты за кого? Лозница указывает, что от этого раздвоения несет фейком: как можно быть за фашистов, если фашисты – плод карнавала, как можно быть за наших – если наши – плод карнавала? Можно только разбирать эпизод за эпизодом, высвечивая, высмеивая и припечатываю эту дикую карнавализацию, сдобренную кровью и горелым мясом. Жуть донбасского карнавала Лозницы в том, что танцуют тут действительно на костях, что примеренные раз роли перетекают в реальность. Это очень хорошо должно быть понятно тем, кто беснуется в тв-студиях или с жадностью наблюдает за беснованием на украинской теме.
Поэтому, вероятно, самый страшный эпизод – при всей его неизящной прямолинейности – это расправа толпы над пленным. Понятно, с кем тут режиссер и с кем он призывает быть зрителя – с поругаемым, со слабым. Мы вправе не принимать эту позицию, мы вправе упрекать режиссера за банализацию конфликта, но чего мы делать не должны – это отказывать ему в даре изобразить гогочущее, скалящееся чудовище толпы. Энергия коллективного – и притом манерного, площадно-театрального – насилия изображена им великолепно.
Великолепно услышана Лозницей и так называемая музыка улиц: речи и интонации ополченцев прекрасны, завораживающи – это действительно великая музыка убогой народной речи, это точно услышанное особое наречие, в котором замечательно слились злоба и примитивность, мелодия интонаций и бойкий разговорный ритм. Донбас можно просто слушать, не глядя – не в том смысле, что смотреть спиной, как смотрят дегенеративные сериалы, но слушать всю эту бедную чарующую полифонию, чтобы еще глубже погрузиться в исследуемую материю, которая звучит, говорит с нами, хихикает и визжит, изобличая саму себя, свою суть. Услышать эту музыку – великая находка. Представляем, как много теряет этот фильм при переводе на иной язык и как много приобретают русскоязычные зрители.






Монолог представительницы какой-то сомнительной миротворческой миссии – просто песня косноязычия, извращение логики языка, блестящая ария больного разума, пытающегося соединить в речи сакральное и бюрократическое. Мощи, иконы, три мерседеса, необходимые для перевозки группы – и все это потом разряжается приятным матерком чиновника, который показывает, чего тут стоит всякое сакральное словоблудие. Торжество речи. Где искажена речь, там искажены и смыслы: жест, который, казалось бы, должен говорить о восстановлении законности и порядка – наказание мародеров – добавляет только большей звериности происходящему; все походит на акт каннибализма.
Великий сюжет – прогон провинившегося солдата сквозь строй – девальвируется здесь до тупого насилия своры, где не за что зацепиться моралисту: разве что мы опять можем встать на сторону одиночки, потому что любая толпа – даже более-менее организованная – у Лозницы слишком отвратительна: она скалится, улюлюкает, дышит веселой злобой. Хотя что это за одиночка – завтра он и сам опустит палку на спину другому мародеру. Где ж тут приютиться морали? Толпа, распинающего пленного добровольца с улюлюканьем, потом перекатится в празднующую свадьбу толпу. У какого-нибудь более гуманного режиссера такой переход мог бы значить, что толпа и растворенная в ней человеческая единица – это не такое уж обреченное существо, способное по крайней мере не всегда находиться в животном состоянии. Иначе у Лозницы, которого никак не назовешь гуманистом – у Лозницы еще неясно, где толпа хуже – при издевательствах или при празднествах. Везде виден животный оскал, везде искажает лица гримаса примитивной радости: радости от насилия или радости от веселья. Это не два разных состояния, это просто две разных ужимки.






Если народ водит жестокий карнавал и радуется этому карнавалу, то те, кто повыше – понимают чуть поболе и озабочены вещами более важными: чиновничье племя в Донбассе больше озабочено материальной стороной вопроса. Есть и маленькие идеалисты, которым тоже Лозница дает право высказать – и звучит это высказывание военных идеалистов, героев опять же как самооговор. Ничего больше дихотомии «наши» и «фашисты» в их сознании нет. В этом мире искажено само понятие идеи, идею заменяет заботливо конструируемый фейк – именно рамки этого фейка заковывают весь фильм. Разве что в конце карнавал опять начинает кровить взаправду – и кровь эта – следствие безумного карнавала, накрывшего Донбасс.






Конечно, Лозница предвзят: достаточно рассмотреть мизансцены. Но он и не скрывает: исследуется вполне себе конкретное явление. Критический заряд исследования Лозницы – колоссальный. Явление не обладает не может адекватно сопротивляться, режиссер побеждает материал – просто потому что он слишком точно ухватил его особенность: зачарованность спектаклем насилия. Нет, все не так просто – можем мы возразить Лознице. Но он об этом собственно и говорит, демонстрируя мир, который вдруг решил, что все – проще некуда. И мир этот водит кровавый карнавал.
Автор текста — Георгий Меньшиков
14:14
346
15:37
Кто жёг коктейлями молотова милиционеров беркута в 2013-14?

Всё те же бандеровские нацисты и продолжают свои фашистские преступления все эти годы.
Зачем вообще художественное кино если есть документальное? Хотите увидать как русскоязычных «освобождали от хунты», православные?
Киевская хунта конституцией задницу подтирает, так что от бандеровских палачей Донбасса Вы можете получить только такие «документы» — бесстыжее блевотное дерьмо
Хвалебная рецензия на геббельсовский журнал «Унтерменш». И самое удивительное здесь не в Лознице, а в том, что автору рецензии нисколько не стыдно.
00:09
заказное дерьмо под жофтобланкитным соусом. Ну и откуда в этой жопе финики, которые так старательно пытается найти и обсосать автор сего опуса?
Что поделаешь, такова реальность этой бедной земли...

Не стоит пенять если видим отражение жёлто-синей блевоты киевских палачей. Предупреждён значит вооружён.
02:02
Простите, Вы о кровавой реке, наполняющей нашу землю, выражаетесь «донбасский карнавал»? Мне нужно уточнение для понимания этого текста, поскольку с постмодернистского угла зрения Вы вполне можете играть карнавалами симулякров с хронотопами, но тогда эти ваши политические феномены уходят в условности искусства и очень опосредованно связаны с безусловно кровавой реальностью.
17:26
На месте автора этого текста я бы не слишком настаивал на политических аспектах. Не стоило бы считать этот людоедский криминал политикой.

Для населения Донбасса независимость от киевских карателей это совсем не политика. Это неизбежная и необходимая возможность выживания (то, что это непременно касается разных сторон вопроса о власти, это второстепенная политическая сторона. Главное — выживание и спасение своих семей)


… а текст этой рецензиии великолепен. Рекомендую всем внимательно вникать и перепечатывать
18:45
А тебя гандона дырявого «население донбасса» уполномочило от его имени вещать?
15:16
посмотрел. Непонял
Там правда актеры Маски шоу снимались? постарели...
В Донбассе правда так все?
12:06
Донбасс уничтожают киевские каратели
12:25
Зеленский продолжит войну… У него нет выбора
Тогда он поведёт украинскую империю к чудовищной катастрофе