10 самых дорогих ныне живущих художников и Что это значит
После недавних событий на очередном аукционе Cristie's в Нью-Йорке американский художник Джефф Кунс (амер. Jeff Koons, *1955) стал самым дорогим художником мира. Его скульптура «Кролик» 1986 года продалась на аукционе за гордые $91,075,000 — включая премию продавца [1]. Но кто остальные 9 художников, и что эти гигансткие цифры означают для них?
10 самых дорогих ныне живущих художников
По свидетельству немецкого журнала об искусстве Monopol [2], представленные ниже работы являются на сегодняшний день самыми дорогими в мире. Можно долго спорить об их качестве, возмущаться или удивляться, но одно на сегодняшний день остаётся бесспорным. В мире искусства тоже есть свои поп-звёзды, и с каждой покупкой приобретается не только работа сама по себе.
За последние 50 лет предметы искусства стали самым простым и доступным средством для вложения денег. Причём именно искусство, как правило, «есть» не просит — в отличие от хлопотных вложений в недвижимость. Более того, любое произведение можно одолжить музею или галерее, чтобы снять с себя хлопоты по охране и правильному хранению и при этом окупить затраты на покупку. Часто путём продажи билетов в музей. А уж мы, уважаемые, ходим туда миллионами. С миру по нитке — голому миллиардеру рубашка.
1. Jeff Koons, «Rabbit» (2009) — 91.1 Million Dollar
2. David Hockney, «Portrait Of An Artist» (1972) — 90.3 Million Dollar
3. Gerhard Richter, «Abstraktes Bild» (1986) — 46.3 Million Dollar
4. Cui Ruzhuo, «Ink Landscapes» — 36.5 Million Dollar
5. Jasper Johns, «Flag» (1954-55) — 36.0 Million Dollar
6. Ed Ruscha, «Smash» (1960) — 30.4 Million Dollar
7. Peter Doig, «Rosedale» (1991) — 28.8 Million Dollar
8. Zheng Fanzhi, «The Last Supper» (2002) — 23.3 Million Dollar
9. Damien Hirst, «Lullaby Spring» (2002) — 19.2 Million Dollar. Обратите внимание, что здесь речь не о картине, а об инсталляции с множеством мелких объектов.
10. Maurizio Catellan, «Him» (2001) — 17.2 Million Dollar
Как обычно, в списке нет ни одного женского имени. Многие критики объясняют это тем, что подобные колоссальные суммы за искусство выкладывают в основном мужчины. Причём те, которые доверяют росту мужского художественного имени в разы больше. Однако речь только о догадках, почему так. Прошу принять к сведению.
Что эти цены означают для художника?
Когда видишь цены на произведения современных художников, язык не поворачивается говорить о судьбе вечно бедного и голодного творческого человека. Но что означают эти цифры? Какой процент с продажи своих работ получают художники?
В данном случае увы, никакой. Здесь речь о продажах на аукционах. Художник может получить от 30% до 50% c продажи своей работы лишь тогда, когда она была продана лицом, которое его представляет. Например, его галеристом, который заключает контракт с художником и отстаивает его интересы на рынке искусства. Например, оформляет его работы, презентирует, составляет прайслисты и каталоги, устраивает выставки и открытия, представляет на мировых ярмарках и выставках искусства, находит по своим каналам покупателей, окучивает их, хлопочет о страховке и своевременной оплате, договаривается об интервью в ведущих изданиях мира и всячески продвигает и пиарит имя художника. Галерист — человек, который кровно заинтересован в головокружительном успехе художника и росте цен на его работы.
К сожалению, найти хоть какую-то галерею, готовую перенять на себя маркетинговую и продажную рутину, — тот ещё квест для художника. Многие галереи больше похожи на мух-однодневок или хотят поиметь что-то с художника, не заключая с ним никаких контрактов и не ударяя палец о палец. Более того, художникам часто приходится самолично нести расходы по оформлению и транспортировке работ, вкладываться в устроение вернисажей и ломать голову, как продвигать своё творчество. Попасть в галерею с мировым именем, которая переймёт на себя все противные хлопоты, для многих вещь из области фантастики.
Поэтому нужно пояснить, что в случае с ценами в выше приведённом списке речь о вторичных продажах на аукционах, а не из рук галеристов или самих художников. Аукционы — это секундарный рынок искусства. А то, что там происходит, некоторые критики называют вульгарной арт-порнографией.
Работа Клода Моне «Cтога» 1897 года ушла 14 мая 2019 года на вечернем аукционе Sotheby's за 110,7 миллионов USD в коллекцию немецкого предпринимателя. [7]
Что такое секундарный рынок?
Секундарный — от латинского secundārius — второстепенный, вторичный, неосновной. Не путать с «вторым сортом». Просто некий коллекционер, который в своё время купил работу у галериста, получил по наследству или, как в том плохом анекдоте, как «открытку от братвы», принёс её, чтобы перепродать на аукционе. Галеристы или художники свои работы, за редким исключением, на аукционах не продают. Хотя цена продажи на аукционе обычно в десятки раз превосходит цену покупки в галерее. Однако именно от продаж на аукционах прямой финансовой выгоды для самого художника или его галериста нет.
Более того, многие художники и галеристы боятся аукционов, как огня [3]. С одной стороны работы художника, выросшие в цене — гарант того, что в имя и работы художника будут и дальше инвестировать деньги. А значит галеристу можно поднимать цены и на другие работы, а официальный рейтинг популярности самого художника будет расти. Ведь аукционы открыто публикуют статистики продаж, которые ложатся в основу таких знаменитых рейтингов популярности художников, как, например, Top 100 Artists [4].
С другой стороны, что делать, если работа упала в цене или совсем не продалась? Тогда другие работы художника больше никто не будет покупать, он упадёт в рейтинге, а вероятность того, что его имя в скором времени благополучно забудут, сильно возрастёт.
Некоторые крупные галереи, как Gagosian [5], выработали со временем функциональные стратегии защиты. Так, чтобы заполучить работы кого-то из «питомцев» этой галереи, к которым относятся такие гиганты как Андреас Гурски, Георг Базелитц и тот же Джефф Кунс, нужно выстоять очередь и подписать кровью договор о непродаже произведений третьим лицам на аукционах [6]. Таким образом Лэрри Гэгосиан заботится о том, чтобы работы его художников не подвергались продажам на секундарных рынках и не падали в случае чего в рейтинге, а вся прибыль оставалась ему и его питомцам. Если вы думаете, что там в очереди никого нет — сильно ошибаетесь. Эффект такой же, как от списков ожидания сумочек каких-нибудь Fendi. Люди хотят быть в кругу тех самых малых избранных.
Но если со временем всё равно оказывается так, что работы художников Gagosian Gallery попадают на аукционы, у самого Лэрри столько денег, что он или его представители всегда сидят в зале аукционов, чтобы в любой момент перебить плохое предложение и накрутить цену. Такая вот стратегия защиты своего состояния от возможных потерь.[3]
Единственным художником в истории аукционных домов, который получил в полном размере сумму с продажи своих работ на аукционе, был британец Демьен Хёрст (англ. Damien Hirst, * 1965). На тот момент его имя уже гремело настолько, а вера в рост цен на его работы была столь сильной, что художник напрямую обратился к аукционаторам и пустил с молотка весь инвентарь своего лондонского ресторана Pharmacy. Продажи составили более 20 млн.USD, а другие его работы, находившиеся в частных коллекциях, достигли позже новых рекордов продаж. [3]
Лондонский ресторан художника Демьена Хёрста «Pharmacy» [9]
Так что мотаем на ус, уважаемые коллеги. Подписывайтесь на мой арт-эккаунт в Инстаграме, чтобы не упускать новости и красивые работы художников настоящего и прошлого: @art_at_breakfast
Источники
-------------
[1] Jeff Koons’s record-breaking Rabbit shines bright in New York
[2] Die teuersten lebenden Künstler
[3] Seven Days in the Art World
[4] Top 100 Artists
[5] Larry Gagosian Gallery
[6] Selbstmanagement im Kunstbetrieb: Handbuch für Kunstschaffende
[7] One of the Finest Examples of Monet’s Haystack Paintings by Sotheby's
[8] Pharmacy 2: ‘The food isn’t really the point at this Damien Hirst revival’
[9] Take a Sneak Peek Inside Damien Hirst’s New London Restaurant
И ещё есть 10 богатых лохов, которые не в состоянии отличить хорошее искусство от плохого (и оценить его).
Одна (любая) работа Бэнкси многократно ценнее всего этого дерьма, хотя и стоит всего миллион-полтора миллиона долларов (кстати, сам художник не имеет от аукциона ни цента).
В общем, считаю, так им и надо. Когда-нибудь, найдётся умный человек и объяснит — что и как, и тогда эти «вложения» превратятся сами знаете во что.
века пока не дешевела.
UPD: то Зингаревич был покупателем. А цена не 50, а 51 миллион