Советское детство. В современном искусстве. А так бывает? Да, причем хорошо!
В одной нью-йоркской арт-галерее 2 мая открылась выставка любопытного автора, работы которого очень интересно рассматривать, тем более, что (как мне кажется), у каждого из нас, кто понимает эти странные кириллические буковки, которыми я пишу эту фразу, образы с этих произведений искусства вызовут сильную реакцию — у кого приятную, у кого наоборот. Потому что она про наше общее советское (или совковое?) детство.
Зоя Черкасски (Zoya Cherkassky) родилась в 1976 году в Киеве, Украинская ССР. Когда ей было 15 лет, её семья эмигрировала.
А вот образы родины остались навеки с ней (и теперь ее кормят, ну и слава богу).
Мне нравится в ее картинах, что они, несмотря на то, что изображают «совковую бедность и безысходность» (комментаторы-обличатели! не пропустите кавычки в этом эпитете), очень яркие и жизнерадостные. Как и положено воспоминаниям о детстве, впрочем.
Англоязычная пресса видит в этом ностальгию — но, с другой стороны, типа и обличение коммунистического строя, «неудач коммунизма».
«Карикатурный стиль Черкасских и использование ярких цветов жевательной резинки, которые она использует на холсте, противоречат теме. В ее работах есть юмор, но нет настоящей радости», пишут они.
Ну не знаю… На мой взгляд, радости тут очень много.
Они просто не знают, что это у нас такая радость. Суровая. И беспощадная.
Вот эта мне очень понравилась, такая трогательная. Впрочем, они все у нее трогательные.
Некоторые мотивы повторяются из раза в раз (нормально для художников).
Портрет кочегара.
Некоторым особо удачным картинам она делает авторские повторы, с вариациями (это тоже нормально).
Цена на картины художницы составляет от 1000 до 50 000 долл. сейчас.
Вот эта мне прямо очень нравится.
Семья переехала в Израиль.
С этим периодом тоже связан большой пласт работ, как советская семья учится жить в новой стране, среди экзотики и странных людей.
По некоторым картинам, собственно, становится понятно, что некоторые вещи не изменились из-за перемены страны.
Но брать из этого цикла я сюда почти ничего не стала, поскольку это не так «интернационально», как «советские» картины. Израильтяне, если интересно, поищите в сети. Выставка у художницы была недавно в Музее Израиля у вас там.(Среди картин было: «Обрезание дяди Яши», на котором изображено кровавое удаление крайней плоти мужчины средних лет с помощью хирургов. Еще одна картина под названием «Алия из 1990-х годов» изображал изогнувшуюся проститутку с ярко выраженными половыми губами. Третий, «Ицик», изобразил смуглого ближневосточного владельца магазина фалафелей, лапающего испуганную русскую официантку).
Вот эту картину я поставила на самый верх поста. Вглядитесь теперь: не про СССР она, судя по деталям.
Сама художница выглядит вот так.
Все это время она живет и работает в Тель-Авиве (хотя некоторое время жила в Берлине). Замужем, есть ребенок.
Кому интересны биографические данные-регалии, то вот (гуглтранслейт):
училась в Школе искусств Мидраша (Колледж Бейт Берл) и Школе визуального театра в Иерусалиме. Ее работы были показаны в крупнейших музеях и учреждениях по всему миру, включая Музей Израиля; Тель-Авивский художественный музей; Мартин Гропиус Бау, Берлин; и Центр современного искусства МАРС, Москва. Ее награды включают стипендию имени Ингеборга Бахмана, учрежденную известным художником Ансельмом Кифером, и премию Министерства образования и культуры Израиля для молодого художника. Ее работы представлены в коллекциях такого учреждения, как Музей Израиля; Тель-Авивский художественный музей; Еврейский музей, Нью-Йорк; и Еврейский музей, Берлин.
Страница автора
Источники: (1), (2), (3), (4)
ПРОДОЛЖЕНИЕ: сеанс магии с ее разоблачением
нашумевшая была выставка. забавно было послушать гидов, которые проводили, экскурсию по выставке, послушать коренных израилетян после( от многих слышала, что им было стыдно)
вообще она прекрасна, в смысле Зоя, там были и другие ее работы, прекрасная графика, наброски, зарисовки, можно понять как она думала, как пришла к окончательному виду той или иной работы
Хотелось бы чуть более развернутый отзыв именно с искусствоведческой точки зрения
минимум средств достигает максимума эффекта
гармоничное сочетание цветов