Очень дорогое искусство: ваш ребенок так не сможет

Очень дорогое искусство: ваш ребенок так не сможет
Эта работа Сая Твомбли «Без названия» (написана в 1970 году) в ноябре 2014 года была продана за почти 70 миллионов долларов.  Объясняем, чем современное искусство отличается от «детской мазни», и советуем, что почитать, чтобы лучше понимать картины XX–XXI вв.


Чтобы понять современное искусство, нужно прежде всего принять как данность тот факт, что первостепенная функция искусства — вовсе не развлекательная. Оно всегда было нацелено главным образом на исследование возможностей человеческого восприятия и передачу смыслов. Более того, на процесс развития искусства влияет все то же самое, что и на общество: политические события, изменение представлений человека о себе и мире, научный прогресс.
«В России последней трети XIX века Репина называли гением, поскольку то, что он создавал, было неповторимым. Но потом получила распространение фотография, и реалистическое изображение перестало казаться чем-то уникальным, — рассказывает искусствовед Мария Семендяева. — Появились авангард, футуризм, люди стали задумываться, какое место в будущем займут в социуме машины»

Если автомобиль уже умеет ездить по дорогам, значит ли это, что вскоре он и картины сможет писать? И что тогда останется художникам? Постепенно техничность исполнения, точность деталей в живописи начали уходить на второй план. Значительно больше внимания стало уделяться идее картины, стоящей за ней философии.
Следующий трагический перелом произошел после Второй мировой войны. Есть известная фотография Дэвида Сеймура, на которой девочка, выросшая в концлагере, пробует нарисовать дом, но из-под ее руки выходят только хаотичные ломаные линии, больше похожие на ком колючей проволоки. Немецкий философ Теодор Адорно неспроста задавался вопросом, возможно ли вообще с помощью искусства отрефлексировать ужасы Освенцима.


В результате в середине прошлого века, с одной стороны, начался бурный процесс критического осмысления искусства как такового, а с другой — продолжалась механизация, появился поп-арт, общество стало активно двигаться в сторону эмансипации, индивидуализма. Однако происходило все это в основном за пределами Советского Союза, где художникам еще в 1930-е годы поступил приказ сверху:
«Так, теперь рисуем только соцреализм. По-другому — нельзя»

По мнению искусствоведа Марии Семендяевой, в итоге совершенно неудивительно, что в современной России люди недоумевают, почему остальной мир считает картины Джексона Поллока или Сая Твомбли искусством. Мы не владеем контекстом. Для нас работы экспрессионистов — все еще какая-то странная мазня, которую мы и так каждый день видим в альбоме у своего сына или дочери. Зато у Репина все такое красивое и понятное. К тому же мы не привыкли доверять экспертному сообществу, которое собаку съело на попытках выяснить, что следует считать искусством, а что — нет.


Но, вне зависимости от вашего отношения к Саю Твомбли, один раз увидев его «мазню», вы вряд ли ее забудете, потому что он создал очень мощный образ, тщательно продумав концепцию. Он неслучайно выбрал для своих работ такой материал, такую форму, такие цвета. Творческий метод ребенка — совсем другой: он передает с помощью рисунка мимолетное впечатление, какую-то сильную эмоцию. Ребенок, может, и рад был бы нарисовать маму, добившись портретного сходства, но у него пока не получается.
«Да, если мальчик или девочка попробует повторить какую-то из картин Твомбли, вполне вероятно, что результат будет сильно напоминать оригинал, — говорит Мария. — Но придумать с нуля абстракционистское полотно и вложить в него глубокий смысл ребенку зачастую не под силу»

При этом детские рисунки по-своему уникальны. Художник-авангардист Михаил Ларионов даже коллекционировал детскую живопись и считал, что к заключенной в ней лаконичности и незашоренности нужно стремиться. Другое дело, что каракули, начерканные на листе бумаги трехлеткой, и картина, которая их напоминает, но висит не у вас дома на холодильнике, а в Центре Жоржа Помпиду в Париже, — по сути своей явления совершенно разного порядка: когда художник создает что-то похожее на детские рисунки, он делает это не потому, что у него нет других способов себя выразить. Просто в данный момент он хочет выразить себя именно так.


Что читать, чтобы начать лучше разбираться в современном искусстве


При клике на обложки — вы попадаете на описания книг


Напомним, что эти и любые другие книги Букмейта вы можете читать целый месяц бесплатно при использовании промокода LiveJournal. Если вам это интересно, напишите об этом нам в комментариях — мы расскажем, как активировать промокод. Счастливого чтения!
12:42
582
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Искусство.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
12:34
Ваша запись Очень дорогое искусство: ваш ребенок так не сможет в LiveJournal Media — Очень дорогое искусство: ваш ребенок так не сможет
12:39
Современное «искусство» это помойка.
А какой штрих, какой мазок, игра теней, кто-то удачно вложил капитал! но один хуй ему надо пройти МРТ головы, там что-то не то. ))))
12:54
Пробелы после запятой, эмртист.
Да мазня все это, на которой определенные хитрые люди просто делают бабки.

Я думаю ни один из высоколобых знатоков искусства не сможет отличить подобный «шедевр» от обычной пачкотни ребенка, если никогда не видел его раньше. Вот только черта с два они согласятся на такой эксперимент.
Знатоки также не отличат настоящую работу классического художника 19-го века от стилизации ученика четвертого курса, например. Что дальше? Продажа и цена картин всегда была спекулятивной, завязанной на личность автора и его популярность. Так устроен мир.
17:35
Да скорее всего какая-то схема отмывания денег. В сериале «Спрут» есть эпизод где поясняется подобное. А публику за лохов держат: якобы «оно» миллионы стоит. Не стоит!