Дхарма женщины и 108 видов искусств
РУКОДЕЛКИ: вязание, шитье, вышивка, дизайн
Гармоничной женщину делают знания и умения, способность накапливать и использовать свою энергию, осознание собственного таланта, своего пути и задач в этом мире, знание о Боге и умение выполнять законы женских проявлений Господа – Лакшми, Сарасвати и Парвати. Ведическая культура считала, что основной долг и задача женщины – в совершенстве владеть ста восемью видами искусств, которым с самого детства, много лет обучали девочку ее бабушки и прабабушки. Без получения этих знаний женщина не могла ни достигнуть собственного внутреннего баланса, ни гармонизировать свою будущую семью. Обучение женщины начиналось с самого раннего возраста и продолжалось всю ее жизнь под руководством старших поколений семьи ее мужа или собственной семьи, если она не была замужем. Основной же обязанностью женщины в отношении собственной гармонизации было ее постоянное развитие и все новое и новое совершенствование.
К 108-ми видам искусств, описанных в Пуранах, относились не только те, что непосредственно касались ведения домашнего хозяйства – умение шить, готовить, убирать и украшать дом, заботиться о детях и так далее, — но и самые глубокие философские познания, абстрактные и практические науки, утонченные и разнообразные виды искусств. Все эти виды искусств, знания и умения находятся под покровительством Сарасвати, которая всегда берет под особую опеку тех людей, которые тем или иным путем несут гармонию в этот мир. Однако особую защиту и покровительство она проявляет по отношению к женщинам, выполняющим свою основную дхарму — гармонизацию внутреннего и внешнего пространства. В этом главная миссия женщины. Чем более развитой она будет, тем большей энергией она сможет наполнить семью, тем сильней и гармоничней она сможет ее сделать.
• Асана-видья (применение методов йога-терапии для поддержания в хорошей форме своего физического тела и его энергетики). С самого раннего возраста и до глубокой старости применяются различные виды практик, которые сейчас принято называть «телесно-ориентированными». Это может быть не только йога-терапия (хатха-йога и аштанга-йога) в классическом понимании, но и другие похожие практики, существующие в разных традициях, которые формируют правильное дыхание, обеспечивают правильную циркуляцию энергии и поддерживают тело в здоровом состоянии.
• Пранаяма-видья (искусство правильного дыхания). Без искусства правильного дыхания невозможна асана-видья, поскольку из дыхания следуют асаны, а не наоборот (как нередко объясняют инструкторы йоги на Западе). Правильное дыхание обеспечивает полноценное течение теджаса и праны в организме.
• Расаяна-видья (искусство сохранения молодости и долголетия). Целый комплекс практик, процедур, препаратов и мировоззрения, способствующих замедлению разрушения ДНК, продлению и сохранению молодости.
• Абхьянга (аюрведический масляный массаж). Одна из многочисленных разновидностей аюрведического массажа, который задействует сочетания нескольких сотен эфирных масел для воздействия на различные зоны тела.
• Марма-массаж (искусство настройки камертонных центров внутренних органов и тканей с помощью точечного и энергетического массажа)
• Искусство умывания и омовения. Сюда, кроме знания особенностей утреннего, вечернего, гигиенического и ритуального омовения, входит знание свойств воды и умение ее энергетической подзарядки
• Лечебная и декоративная косметология – использование для тела ароматных масел и духов, лекарственных кремов и паст, применение растений и минералов для укрепления волос, ногтей и кожи, макияж с целью подчеркнуть достоинства и скрыть недостатки внешности. Пасты и кремы нужно уметь приготовить самой – знать состав, соотношение и последовательность соединения ингредиентов, знать типы и особенности кожи, волос, ногтей, в любой момент суметь научить этому искусству других.
• Искусство ухода за зубами, знание различных очищающих материалов, веточек, щеток, порошков, паст, полосканий
• Искусство начальных медицинских знаний и оказания первой помощи при травмах, ушибах, порезах и других несчастных случаях. Основы медицины нужны для того, чтобы уметь распознавать и предупреждать заболевания, а также готовить лекарственные отвары для предотвращения начинающейся болезни. Женщина также должна была уметь приготовить себе очищающие травы, средства, позволяющие сохранить природную красоту, психологическое равновесие и спокойствие ума.
• Искусство ухода за больными. Врачи-хирурги говорят, что половину успеха операции обеспечивает не мастерство врача, а медсестра, которая выхаживает больного после операции. Здесь речь идет об умении именно ухаживать за болеющим человеком, давать правильную пищу, применять нужные процедуры, обеспечивать благоприятный режим и психологическую поддержку.
• Искусство правильной походки. Походка женщины должна быть легкой и скользящей, не такой, словно она вторгается в мир, а такой, словно она естественно плывет в его ритме, будто бы даже не касаясь земли.
• Искусство изящных движений и плавных жестов, выразительной мимики, красивых поз. Умение красиво двигаться, не делать грубых и резких жестов, не совершать излишней жестикуляции, уметь сидеть, стоять, лежать в красивых позах должно усваиваться так, чтобы это стало естественной привычкой. В отличие от западной культуры, которая придумывает такие светские позы, находиться в которых неудобно и даже болезненно, ведическая традиция искусство изящных движений тесно увязывает с асана и мудра-видьей
• Знание материалов, тканей, их фактуры, отражения света, свойства пропускать воздух, согревать или придавать прохладу, и искусство иллюзии, например — умение заставить хлопок выглядеть шелком, а хрусталь – бриллиантом.
• Искусство кройки и шитья. Это умение увидеть, какой тип одежды идет человеку, умение спроектировать одежду (навыки дизайнера), умение грамотно составить выкройку, знание не менее 15-ти видов стежков и умение обращаться с механическими подручными средствами для шитья.
• Искусство пряжи. Пряжа — продольное складывание и спиральное скручивание отдельных волокон для получения длинной и прочной нити. Девушка должна была знать несколько способов ручной и механической пряжи, особенности пряжи разного происхождения (шерсть, шёлк, лён, хлопок, конопля, бамбук, соя, рами), а также разные виды пряжи (хлопчатобумажная, альпака, ленточная, фитильная, фасонная и т.д.).
• Искусство вязания. Сюда входят умение дизайнера, знание свойств различной пряжи, не менее 15-видов петель, не менее 10 видов спиц, не менее 200 видов узоров.
• Искусство нанесения монограмм. Это искусство тесно связано с передачей информации рода.
• Искусство составления, подбора и ношения нарядов в соответствии со стилем, задачами, сезонами года и возрастом человека.
• Искусство изготовления украшений из камней, бус, бисера, бантов, лент, кружев, вышивок, плетений, а также художественное вышивание.
• Искусство делать прически, умение укладывать волосы, придавать им пышность и шелковистость, умение вплетать цветы, ленты, шпильки, заколки и другие украшения.
• Искусство придумывать и делать головные уборы. Шляпки, искусно «сконструированные» платки, косынки, тюрбаны и ленты, оригинальные и непохожие на других – это то, что больше прочего подчеркивает индивидуальность. Этому учили издавна, как и умению делать головные уборы рациональными, защищающими от ветра или чрезмерных солнечных лучей.
• Према-видья (искусство любви к супругу, детям и внукам, родителям и старшим родственникам, дружба, взаимоотношение с учителем, врачом и правителем, любовь к природе). Знание особенностей и разных стадий любви во всех основных расах.
• Искусство управления феромонами (умение не привлекать к себе внимания мужчин, кроме своего супруга). Мудрец как-то сказал: «Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюблены, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один». Это описывает принцип искусства, которому обучали девушку с очень раннего возраста — умение, будучи привлекательной для своего мужа, не вызывать в других мужчинах сексуальных желаний. Она должна была уметь быть «женщиной, которую все любят» — как сестру, мать, дочь, приятельницу, коллегу, — но никто не влюблен, кроме мужа. Это искусство основывается на виртуозной психологической работе, действующей на энергетическом плане. Сейчас если девушку и обучают быть привлекательной, то без какой-либо избирательности. Она одевается «согласно моде», эксплуатирующей стандарты сексуальной привлекательности, но не умеет управлять выделением феромонов. Это приводит к тому, что мужчина, испытывая сексуальное желание при виде привлекательной девушки, мысленно вступает с ней в интимные отношения и посылает ей свою энергию шакти. Женщине даже в голову не приходит, что чрезмерное накопление у нее такой энергии шакти может привести к многочисленным заболеваниям половой сферы.
• Искусство любовного общения с супругом. Знание психологических и некоторых технических навыков в искусстве интимных отношений с супругом.
• Игра на музыкальных инструментах и знание музыкальной культуры. Уметь играть на нескольких видах музыкальных инструментов – струнных, клавишных, духовых, владеть нотной грамотой и ритмикой, а также знать музыкальные традиции и культуру разных народов. Это очень важное умение с мировоззренческой точки зрения, потому что в музыке закодированы ритмы Вселенной, заложены духовные и научные открытия. Знание музыки учит слышать гармонию Вселенной.
• Искусство танца как способность выразить себя (танец наедине с собой для выражения своих эмоций или танец для партнера или в аудитории). Сюда же входит знание этнических танцев разных традиций, а также умение разучивать танцы с детьми, водить с ними хороводы и т.п.
• Ораторское искусство, риторика и хорошее владение речью (умение с помощью голоса визуализировать образы)
• Искусство мимики и пантомимы (умение объясниться знаками и владение безмолвным общением). Такое умение используется и как самостоятельное искусство и как вспомогательное средство при общении.
• Актерское мастерство (умение входить в образ, владение сценой и аудиторией). Существует и как самостоятельное искусство, и как составная часть при пантомиме, танце, пении, умении рассказывать истории, вести беседу и так далее.
• Пение. Это искусство, наряду с владением музыкальными инструментами (голос – это тоже наш природный музыкальный инструмент), считается одним из основных искусств для приведения своего эмоционального состояния в гармонию, способствующего поддержанию в доме светлой и уютной атмосферы. Кроме того, оно обучает владеть голосом и делает его сильным и мелодичным.
• Живопись (создание картин и композиций). Живопись, архитектура, скульптура – это умение выражать мир форм, пропуская их через себя. Это одно из самых значимых искусств, которым должна была владеть женщина, поскольку оно вливает энергию в мир форм и способствует возможности ею управлять.
• Искусство общения (умение вести беседу на разные темы с собеседниками разного уровня и воспитания). Это многосоставное искусство, в которое входит психология и умение быстро определить уровень развития и сферу интересов собеседника, чтобы беседа была ему интересна; эрудиция, чтобы хотя бы на начальном уровне быть сведущей в любых темах и не «плавать» в них, смущая собеседника; знание правил беседы с умением усилить интерес или незаметно перейти на другую тему, инициировать дискуссию или обойти острые углы. Сюда же входит и культура жестикуляции.
• Этика (культура поведения в мыслях, словах и поступках; умение быть деликатным, не нарушать принципов гармонии и нравственности; контроль речи в беседе, чтобы не задеть неприятных тем, не вызвать неприятных эмоций, и т.п. )
• Эстетика (знание законов красоты и гармонии в любых видах искусства, в бытовом окружении, в собственной внешности). Умение увидеть красоту в природе, умение воплотить впечатления в образы по законам гармонии.
• Искусство поэзии и прозы. Искусство поэзии дает умение слышать музыку речи, говорить красиво и изящно, владеть образами и придавать мысли изысканную форму. Этому искусству обучали девочек с самого младшего возраста. Искусство прозы включает в себя умение хорошо владеть устным и письменным языком, создавать сюжеты, плести нить повествования или заключать сюжет в краткие формы рассказа или притчи. И в поэзии и в прозе нужно знать ритмику строк, особенности различных жанров и уметь создавать произведения разных видов.
• Знание иностранных языков и диалектов (в идеале – не менее пяти)
• Понимание символов, знаков и тайнописи. Значительная часть информации, поступающей от иерархии Вселенной, пребывает в закодированном виде и поступает в сознание в виде символов, образов, чисел, букв. Одно из важных умений – понимать символы и уметь расшифровать поступающие знаки. В свою очередь у человека часто возникает необходимость передать знания так, чтобы оно не могло быть прочитано неразвитым человеком и не могло попасть в неподходящие руки.
• Искусство игры в шахматы и в другие интеллектуально-логические игры, развивающие последовательность и стратегичность мышления
• Янтра-видья (наука о воздействии на человека различных форм и цветов). Янтра – магическая диаграмма, которая сочетанием геометрических фигур и цвета соединяет человека с энергией того или иного божества.
• Кристаллотерапия (коррекция драгоценными и полудрагоценными камнями различных физических и энергетических нарушений организма). Умение чувствовать энергетику камня, знать его влияние на разные сферы жизни и воздействие на энергоинформационную матрицу человека означает уметь входить в контакт с сущностями, обитающими в драгоценных камнях.
• Металлотерапия (коррекция различными металлами физических и энергетических нарушений тела).
• Гирудотерапия (лечение пиявками); сюда входит знание зон постановки пиявок при лечении разных заболеваний, схема их постановки, благоприятное время суток и периодичность, оценка эффективности их воздействия и знание условий содержания пиявок.
• Пчелоужаление и апитерапия (использование пчел и продуктов их жизнедеятельности для профилактики и лечения различных недугов). Пчелоужаление – разновидность марма-видьи, активизирующая различные зоны тела при помощи пчелиных укусов и воздействия пчелиного яда. Апитерапия – знание о действии продуктов пчеловодства: мёда, пчелиного воска и т.п.
• Фитология (искусство сбора растений в соответствии с сезонами года, лунными и суточными циклами). Сюда же входит знание о местах произрастания растений, связи различных видов местности с разными видами энергии.
• Искусство изготовления лечебных и омолаживающих эликсиров из растений и минералов.
• Гандхарва-видья (искусство о воздействии звуков природы и музыки на человека). Гандхарвы – так называют небесных музыкантов, пребывающих на высших планетах Вселенной и создающих настолько чудесные мелодии, что земные музыканты готовы все отдать хотя бы за один ее аккорд. Гандхарва-видья означает музыку, выстроенную на законах гармонии Вселенной. Такая музыка способна настраивать камертонные центры различных чакр на правильную волну, приводить в баланс все системы организма, уничтожать негативные программы, запущенные человеком.
И.Ветров